Про фигурное катание нет хороших игр. Изучили все плохие (была даже с Марио!) – и придумали пару идей
Вспомнили все.
Нормальных симуляторов фигурного катания нет. Они либо сделаны в начале нулевых, еще до рождения Трусовой, Щербаковой и Косторной, либо заточены под телефоны – а это всегда упор в казуального игрока, который не даже двигать пальцем.
А теперь – подробнее о том, какими были симуляторы раньше, и каким выглядел бы наш идеальный симулятор.
Фигурное катание включали в сборники зимних видов – надо было просто нажимать кнопки в такт
Первые симуляторы фигурного катания появились в Америке после зимних Олимпийских игр 1998 и 2002 годов. В 98-м на подиуме были две американки: Сара Хьюз с золотом и Мишель Кван с серебром. На следующих Играх Кван заняла третье место, уступив Саре Хьюз и Ирине Слуцкой.
В 1999-м у Мишель появился собственный симулятор – Michelle Kwan Figure Skating. В нем можно создать героиню, подобрать наряд и выбрать музыку – и вперед, на соревнования. В зависимости от успеха, можно пройти от региональных турниров до международных.
Игрок выбирает программу для своей спортсменки: прыжки, вращения, позы и переходные движения. Но не факт, что у героини получится выполнить переполненную сложными элементами комбинацию – нужно кликать мышью вовремя, чтобы не упасть на пятую точку.
Это не хардкорный симулятор каждой мелочи, но детализация для 1999 года довольно неплохая – как и физика с графикой. Хотя сейчас в него непросто сыграть – все началось бы с муторной и нудной установки старой версии Windows.
В начале нулевых телеканалы догадались, что хайпа перед Олимпиадами можно нагнать и через видеоигры. В 2002 году вышел симулятор зимних видов спорта ESPN International Winter Sports. В нем было 10 дисциплин: даунхилл, слалом, прыжки с трамплина на 90 и 120 метров, могул, хафпайп, конькобежный спорт, бобслей, керлинг и фигурное катание.
Игра вышла слишком казуальной и упрощенной, хотя в части фигурного катания требуется если не скилл, то хотя бы чувство ритма – игроку предлагается слушать мелодию, нажимать кнопки в такт и выполнять трюки между комбинациями.
У ESPN еще была относительно удачная попытка присесть на волну зрительского внимания – игру ESPN International Winter Sports 2002 для американского гиганта сделала Konami (авторы Pro Evolution Soccer), а вышла она на популярных PlayStation 2, Xbox и GameCube. Вариант канала NBC был гораздо хуже – он вышел на кнопочных телефонах. К зимним Олимпийским играм 2006 года в Турине вышел простейший симулятор NBC Sports Figure Skating для телефонов, поддерживающих Java. В нем тоже требовалось нажимать вовремя клавиши, чтобы фигуристка не упала на лед – и это все, другого геймплея не было. Причем игру рекламировали даже в вечерний прайм-тайм – симулятор стал первой мобильной игрой, показанной по телевизору.
Игры в Турине закончились, а разработчики все делали игры по их мотивам. Малоизвестная студия 49 Games разработала официальную игру для Олимпиады на Wii, Windows и PlayStation 2 – там были почти все дисциплины, но не было фигурного катания. Хотя уже в следующих симуляторах они исправились – в 2007-м и 2008-м вышли Winter Sports: The Ultimate Challenge и его сиквел.
Разработчики создавали их для PlayStation 2, Wii и Windows, но ни на одной платформе их не полюбили. Управление оказалось неудобным – несмотря на то, что геймплей состоял из пары кнопок, к нему нужно было долго привыкать. Если для «простых» видов требовались лишь периодические нажатия на стрелочки, то для фигурного катания и других более сложных дисциплин надо быть пианистом, чтобы сохранить ритм и не падать во время выступления. Разумеется, никто не собирался тратить много времени на попытки научиться – дешевый симулятор не давал взамен никакого веселья.
При создании следующей части разработчики постарались учесть отзывы игроков, но игра получилась еще хуже – она оказалась слишком простой и скучной. Официальный журнал Xbox в Великобритании так и написал: «Даже не думайте тратить деньги (30 долларов) на эту игру».
***
После этого разработчики забыли о существовании фигурного катания. Кроме Nintendo – она делала кроссоверы всем известных серий Mario и Sonic к Олимпиадам для своих приставок, аркадных автоматов и мобильных телефонов. Соник и Марио (и другие персонажи франшиз: Йоши, принцесса Пич, Тейлз и т.д.) посоревновались на Олимпиадах в Пекине, Ванкувере, Лондоне, Сочи, Рио и Токио. В том числе в фигурном катании.
Для управления на Wii использовался геймпад Wii Remote – с ним игра превращалась в настоящую тренировку со взмахами рук для выполнения прыжков в фигурном катании. Да, там действительно нужно управлять жестами: водить геймпадом в разные стороны, крутить его и стараться удержать баланс, когда в игре возникает прямая линия. Получилось несложно и красиво: вот, например, танцы героев на Олимпиаде в Сочи.
Первая часть серии Mario & Sonic at the Olympic Games получилась суперуспешной – ее купили более 13 млн раз. Дальше цифры пошли на спад – версия об Олимпиаде в Ванкувере почти дотянула до 7 млн копий, а лондонская собрала аудиторию в 4 млн геймеров. На сайте Metacritic, собирающем рецензии журналистов и геймеров, все части получили около 60-70 баллов из 100, но версия про сочинскую Олимпиаду набрала всего 55. Ее не ругали – она просто не изобрела ничего нового.
Мобильные симуляторы – ужас. Нужно смывать косметику и донатить
Полноценного симулятора фигурки на ПК и консолях так и не вышло. Зато разработчики поняли, что можно выпускать игры для мобильных телефонов – на них можно и упростить управление, и не запариваться с графикой.
Как это часто бывает с бесплатными мобильными играми, без доната в них играть сложно и долго. Модель free to play не требует денег за скачивание игры, но без трат все равно не обойтись – прогресс завязывается на долгом ежедневном гринде, что подталкивает к покупкам ускорителей опыта или прочих подобных штук.
Пожалуй, самая популярная игра, которую мне удалось найти в Play Market и AppStore, называется «Балерина-фигуристка». В симуляторе вы создаете звезду из неизвестной девочки – да, здесь есть короткий сюжет о том, как ее замечает олимпийский тренер. Ролевая часть, если ее можно так назвать, тоже присутствует – можно выбирать внешний вид героини, партнера (для парного катания), программу и тренировки.
Геймплей завязан на мини-играх больше, чем на самом выступлении – например, в тренировке нужно выбивать комбинации, нажимая в ритм на две кнопки. Остальные еще проще – например, водить пальцем по экрану, смывая косметику. Как и большинство других мобильных игр, эта съедает огромное количество времени из-за простоты.
В идеальном симуляторе нужны реальные спортсмены. И режим тренера с детальными тренировками!
Фигурное катание становится все популярнее – японцы, например, сходят по нему с ума. Крупнейшая японская компания-разработчик и издатель игр Konami могла бы вернуться в жанр, который в 2002-м осваивала вместе с ESPN.
Если делать симулятор фигурного катания в 2021-м, то в нем должно быть что-то от FIFA (и нет, это не донат). Я говорю о лицензионных изображениях спортсменов и спортсменок – согласитесь, катать среди неизвестных Ален Ивановых и Сергеев Петровых не так интересно, как обыграть виртуальную Александру Трусову. Режим карьеры – здорово, но было бы еще лучше, если бы можно было детально погрузиться в жизнь тренера.
В режиме тренера могли бы появиться тренировки, в которых не нужно играть – нужно лишь подобрать подходящие задания, глядя на статистику каждого спортсмена. И после выступления уже следить за результатом: например, кому-то добавить прыжков в программу, раз позволяют физические возможности, а кому-то сократить, если спортсмен(ка) не в состоянии сделать их правильно. И тогда в перерывах между реальными турнирами фанаты фигурки могли бы обсуждать стратегии из игры
* * *
Каким мог бы быть идеальный симулятор? Делитесь мыслями в комментариях.
По теме - надо добавить в симуляторы желтушности и срачей.