Лучший из лучших
Блог

Forza – идеальный автосим для казуалов. Microsoft проиграла войну автосимов Sony, но получила эпичную аркаду с элементами гонок

Кристина Фадина вспоминает историю серии.

Microsoft основал студию Turn 10 в 2001 году, чтобы вкатиться на рынок автосимов. Все дело в Sony – японцы опережали конкурентов на целых две игры серии Gran Turismo. Уже выпущенные Microsoft Project Gotham Racing и Golf 4.0 с GT конкурировать не могли, поэтому компания вложилась в создание собственной студии и серии Forza. Перед отцом Forza Дэном Гринуолтом и его командой стояла амбициозная задача – сделать лучше, чем Sony и GT. Небольшой спойлер: иногда это получалось.

В начале Forza сильно отставала от Gran Turismo. Зато она захватила аудиторию казуалов – и ничуть этого не стеснялась

Разработчикам автосимуляторов приходится сложнее, чем остальным. Для хорошего автосима нужно измерять все параметры машины и заботиться о максимально точной передаче гоночных треков. Turn 10 сделала упор на реалистичность в первой Forza Motorsport, и 20 разработчиков еле справлялись. Позже команду увеличили до 60 человек, чтобы выпустить игру как можно скорее. Но все равно на разработку потратили два с половиной года и трижды переносили релиз. В мае 2005 года Forza наконец-то вышла – на три месяца позже, чем Gran Turismo 4.

Геймеры получили в Forza 230 удивительно детализированных тачек и известные трассы «Формулы-1»: «Лагуна Сека», «Сильверстоун», «Нюрбургринг» и другие. Впечатлены? Владельцы Sony – точно нет, потому что в GT 4 была 721 машина (вместе с модификациями – например, разных «Скайлайнов» было целых 48) и 50 гоночных треков. Зато у PlayStation мультиплеер появился позже, и олдовые любители Forza могут успокаивать себя этим.

Важное отличие: Forza разрабатывалась для казуалов. Разработчики, несмотря на детальное воссоздание всех технических мелочей, не собирались делать идеально выверенный симулятор со сложным управлением. Даже наоборот – Microsoft рассчитывал, что в Forza будут играть даже те, кого раньше не привлекали автосимы. 

Игра рисовала понятную траекторию прямо на асфальте – когда полоска горит зеленым, игрок ускоряется, а на поворотах полоска становилась желтой и красной, чтобы геймеры догадывались сбросить скорость. Таким образом, даже новичок быстро разбирался в управлении. Траектория менялась в зависимости от машины: из-за разницы в управляемости некоторые машины требовали сбросить скорость задолго до поворота, чтобы не вылететь с дороги.

А чтобы было веселее, Turn 10 добавила еще одну фишку – разрушение машин от столкновений. Неудачно въехали в поворот? Об этом до самого конца гонки будет напоминать мятое крыло и разбитая фара. В те времена старались избегать разрушений в автосимах, потому что автомобильные компании заботились о репутации и продажах. Но выбитое стекло – это не полное разрушение, поэтому в Forza его все же использовали.

Со второй частью появилась кастомизация машин. Сотни, если не тысячи, наклеек и рисунков позволяли изменить внешний вид машины так, как нравится – а потом ее можно продать на аукционе. Кстати, вместе с кастомизацией подвезли фоторежим, чтобы вы могли сфоткать свою обклеенную по бокам огнем «ласточку» на память. Деньги пришли: Motorsport 2 продалась тиражом в 4 млн, что лучше чем миллион в предыдущей части, но в три раза хуже Gran Turismo 4.

Драйватары – лучшее изобретение всей серии. Гринуолт использовал при их создании нейросети

Если коротко, драйватар – это симуляция вождения других игроков, которая заменила скучных прилипших к идеальной траектории ботов. Forza запоминает манеру езды каждого игрока и подселяет его драйватар в гонки его друзей. В списке гонщиков иногда появлялись даже друзья, у которых вообще не было Forza.

В начале серии, когда технологии еще не достигли пика, драйватары бесили игроков непредсказуемостью и заруиненными гонками. Но с тех пор многое изменилось.

Другая проблема разработки аватаров – наличие тысячи машин в серии, у каждой из которых больше десятка различных улучшений, влияющих на ее поведение. Причем в руках у разных игроков машина вела себя иначе, и это если не брать в расчет погодные условия в более поздних частях серии. После гонки данные о прохождении записывались для анализа через нейросеть, но игре не всегда хватало памяти Xbox, чтобы запомнить все данные.

Были и другие трудности. После введения драйватаров с настоящим игровым стилем друзей студия выяснила, что игрок не узнает своих знакомых (и не любит, когда его легко обыгрывают боты с записанным уровнем вождения более скиллового игрока). Поэтому Turn 10 добавила драватарам эпичности – больше агрессии, а вместе с ней и столкновений. Драйватары отошли от простого копирования манеры вождения друзей игрока и стали дополнительным развлечением.

К выходу пятой Motorsport появились отдельные сервера – и это сильно помогло Гринуолту и команде. С переносом данных студия получила буквально тонну полезной информации о стилях вождения игроков, идеально подходящую для тренировки нейросетей. Гринуолт, энтузиаст гонок и новых технологий, был в восторге.

Нейросеть классифицировала данные, и при обучении она выдавала совсем необычные вещи. Гринуолт сравнивает ее с «черным ящиком» – никогда не знаешь, что из него вытащишь. Они разделили трассу на значения от 0 до 1, где 0 – это пространство внутри трассы, а 1 – за ее пределами. 

Каждая линия, по которой проходит машина, стала набором цифр. И тут из «черного ящика» полезли странности – например, иногда машина тормозила на прямой по понятным только нейросети причинам. Команда покрыла известные неточности плотным слоем кода.

Получившийся гибрид понравился игрокам. А Гринуолту понравились их истории о том, как драйватары друзей вели себя в игре – у людей появилась еще одна тема для обсуждения. Как большой фан гонок и технических улучшений, Гринуолт с каждой новой частью серии придумывал, как удивить игроков. Мы видим, что из этого получилось – драйватары больше не устраивают Wreckfest, и соревноваться с ботами с разным стилем вождения гораздо интереснее, чем с однотипными.

В это время Gran Turismo развивал собственных ботов. Начиная с 4 части в игре появился режим B-Spec. В нем игрок примеряет роль менеджера вместо того, чтобы соревноваться самому. Там тоже случались недоразумения – боты люто выжимали перед поворотом тормоз (спасибо, что не газ), врезались друг в друга и плохо рассчитывали прочность покрышек. Кому-то этот режим казался странным – но ведь некоторые и в FIFA симулируют целый сезон просто так.

Кроме драйватаров в серии были другие фишки. Связывание резинкой с соперниками добавило гонке челленджа

У большинства игроков плохое восприятие машин вокруг них. Если авто соперника вне зоны прямой видимости, то вы не ощущаете его присутствие. Искусственный интеллект тоже перенял эту проблему – технические возможности оригинального Xbox и 360 не позволяли ИИ следить за всеми 16 противниками. 

Поэтому ИИ следит за одной машиной – а остальные тем временем могут устраивать фестиваль сумасшедших столкновений и настойчиво таранить всех вокруг. К счастью, с выходом новых Xbox эту странную проблему решили.

Чтобы улучшить вождение драйватаров прямо во время загрузки перед гонкой Forza запускает тест. Допустим, в гонке участвует Bugatti Veyron – игра кэширует информацию (например, о том, на какой скорости Bugatti пройдет определенный поворот и не вылетит), а потом уже запускает настоящую гонку с игроком. Просчитать все заранее для всех машин со всеми апгрейдами невозможно даже на серверах, поэтому Turn 10 пожертвовала скоростью загрузки.

Еще одна фишка, которую используют все (нормальные) гоночные симуляторы –  rubber-banding, метод связывания резинкой. В большинстве случаев человек умнее даже лучших нейросетей, и если бы игроки соревновались «честно», то опережали бы машины чуть ли не на круг. 

Для этого ботов связывают резинкой – если вы слишком угнали от преследователей, система подтянет их поближе, и наоборот, если вы сильно отстали, машины перед вами начнут ехать медленнее. 

Допустим, вы случайно зашли в поворот широко и вылетели с трассы – пока вы будете ползти по гравию, все соперники уедут далеко-далеко. Forza не использует топорный тормоз главных конкурентов – она постепенно увеличивает вес машин лидеров, уменьшает крутящий момент, сцепление или играет с аэродинамикой, чтобы слишком сильное увеличение/уменьшение одного параметра не привело к катастрофе. На «резинку» ругаются игроки, но Forza никогда никому не обещала, что будет суперреалистичным и честным симулятором.

Кстати, к слову о вылетах на гравий. В Motorsport 3 появилась система перемотки, которую раньше игроки видели в Race Driver: GRID – каждое неудачное действие можно отмотать на пару секунд назад, исправить его и ехать дальше. Перезапуск круга – это слишком долго, поэтому разработчики пошли на такие меры. Конечно, это не прошло мимо фанов: хардкорщики ругали студию за оказуаливание жанра автосимов, а казуалы радовались тому, что их гонку спасла эта система.

Гринуолт поясняет – система все же полезна, потому что игроки по-разному играют и запоминают свое прохождение. Например, игрок говорил, что пользовался перемоткой Х раз – а при просмотре его данных выясняется, что он пользовался на 20-30-100% чаще.

Microsoft разделила Forza на две серии. Motorsport по-прежнему делал Гринуолт, а Horizon отдали в руки другой студии

Главные конкуренты из Sony все еще опережали Forza. В Gran Turismo 5 появилось все, за что так любили Forza: повреждения и разрушаемость, соревнования по сети. Новенькую GT купили более 10 млн раз, в то время как у Forza цифры скромнее – около четырех миллионов.

Тогда Microsoft поделила серию на две части: Motorsport с новыми технологиями, которые так обожает Гринуолт, и Horizon – дико веселую гоночную аркаду, моментами круче «Форсажа». Чтобы разработчики хотя бы иногда спали, создание Horizon поручили студии Playground.

В серии Motorsport внедряли сюжет об истории известных машин и гоночных треков, а автомобили воссоздавали с присущей Гринуолту дотошностью. Когда появился Kinect – сенсорный контроллер, реагирующий на движения игрока, – его тоже подключили к гонкам, позволяя детально рассмотреть каждую мелочь под капотом и поворачивать голову в гонке.

Тем не менее Motorsport 5 стала худшей игрой в серии. Forza не спасло даже приглашение ведущих Top Gear Джереми Кларксона и Джеймса Мэя – скорее всего, дело в том, что Xbox 360 просто уже не вывозил требуемое качество. Turn 10 сильно торопилась, доделывая игру к выходу Xbox One, и поэтому в игре значительно меньше контента, чем в GT. И, что еще хуже, в ней меньше контента, чем в Motorsport 4 и первом Horizon – всего 200 машин и 17 трасс. Критики, выдававшие предыдущим играм серии «девятки» и «десятки», в этот раз оценили игру на 8, отметив, что потеря разнообразия – это не то, чего ждешь от лаунч-тайтла.

Horizon – лучшая аркада с элементами гонок. В нее впихнули симулятор менеджера, покупку домов и прокачку

Зато Horizon получился эталоном аркады. В ней сделали упор на веселье, и это удалось благодаря открытому миру с большим количеством контента. Он стал серьезным челленджем для студии – Xbox 360 не становился мощнее, а требования геймеров (и руководства) выросли. И Playground справилась. В Horizon был (условный – как и в остальных гонках) сюжет о фестивале в Колорадо, вроде реального Coachella. 

От игрока требовалось зарабатывать популярность в гонках. Причем агрессия и безумие поощрялись набором очков опыта и популярности, поэтому никто не заходил в Horizon, чтобы педантично объезжать неторопливые машинки на дорогах. Игрока ждали особые сюжетные гонки, например, наперегонки с самолетом – все как в «Форсаже», только теперь игрок был Домиником Торетто.

Открытый мир – громкое название для ограниченного заборчиками мира первой Horizon, но в нем все же было много развлечений – дороги усеяны дрифт-челленджами, радарами, кое-где стоят амбары с заброшенными раритетными тачками. Из-за поощрения безбашенной езды в мультиплеере творился хаос. А еще в Horzion появилась рулетка со случайной наградой за хороший результат в гонке или за повышение уровня. Не за деньги – ее невозможно докупить, лишь заслужить за результат.

Продажи Horzion превысили 2 млн копий, что хуже, чем у последних Motorsport. Но это, скорее, связано с тем, что старичок 360 отжил свое, и Microsoft готовился к выпуску Xbox One.

С появлением Xbox One Playground уже не ограничивала техника, поэтому в Horizon 2 появились настоящий открытый мир и динамическая погода. Соревновательная часть в этот раз четче отделилась от развлечений, и любители безбашенной езды переехали в мультиплеер с привычным для серии хаосом. 

Horizon 3 вышла 27 сентября сразу на Xbox One и ПК, причем с поддержкой кросс-платформы. В ней сюжет о звезде фестиваля немного изменился – в этот раз игрок должен развивать собственные точки для фестиваля, открывая их по всей Австралии. Это симулятор менеджера на минималках – побеждая в гонках, геймер получает фанов, а количество фанов позволяет открывать новые точки, чтобы разблокировать новые гонки и, ну, получить еще больше фанов.

Во время простых заездов по миру игрок набирает очки скилла – разумеется, за езду по встречке, за «полицейские развороты» на 180 градусов, за сбивание мусорок и оград, за 5 секунд в воздухе (да!) и за остальной хаос. За выполнение разных действий множитель обновляется – то есть вы получаете 1000 за дрифт с множителем 1, а потом сбиваете забор, получаете за это сверху еще тысячу, и множитель меняется на 1,1, а по окончанию цепочки вы зарабатываете 2200 очков. Так можно выполнять комбинации до множителя 5, чтобы заработать в пять раз больше очков скилла. Цепочка прервется после того, как вы врежетесь в дерево, здание или другую машину.

Заработанное можно потратить на перки для машины – например, она будет зарабатывать больше очков за дрифт, за обгон сразу двух соперников и за столкновения. Самый дорогой перк (в большинстве случаев) – это «вторая жизнь», которая позволяет цепочке не прерываться после столкновений. Впрочем, для некоторых машин за перки можно купить уникальную версию этой же тачки, но для этого приходится очень долго гриндить.

Помимо улучшений для гонок и свободной езды, за перки можно купить дополнительные кредиты (внутриигровая валюта), опыт или колесо Фортуны. Но, пожалуй, лучшей покупкой за перки будет дрон. Во-первых, с его помощью легче отыскать раритетные тачки, просто исследуя местность с высоты. Во-вторых, дрон позволяет сделать красивейшие скриншоты в фоторежиме.

Два предыдущих абзаца красиво маскируют слово «гринд», но это не совсем так. Для тех, кто не может потратить много времени на игру, но хочет открыть улучшения побыстрее, на радио включали «счастливую песню». За отведенные 3-4 минуты во время песни опыт удваивался.

У Horizon 4 появилась своя фишка – разные сезоны года и дома игроков! Сезон длится неделю, и за это время вам нужно кастомизировать свою машину так, чтобы ее не заносило в снегу и она нормально управлялась в весенних лужах. А вне гонок можно пофармить очки на полях – там, кстати, бегают овечки, которые запрограммированы так, что вы их точно не собьете.

Дома освежили привычный геймплей. Всего 12 домов, у многих из них особые перки, причем есть даже возможность купить Эдинбургский замок или замок Бамборо. Один из домов добавляет дрон, другие – колеса Фортуны, супер-колеса Фортуны (вместо одного крутится сразу три ряда), уникальные машины или двойные очки «Форцатона» (это мини-заезд в онлайне, где игроки совместно выполняют задания и набирают очки, чтобы купить уникальные машины, одежду и т.д.). В игре появилось отдельное DLC с Lego – просто потому что они могут себе это позволить. Игроки ругали студию за этот коллаб, но следующее DLC Fortune Island добавило насыщенный контентом отдельный остров, и фанаты простили Playground все.

***

В 2019 году вышла Forza Street, которую разработала студия Electric Square. Ее портировали на iOS, Android, Switch и сильно упростили по сравнению с обычными играми серии. Заезды длятся около минуты, а игрок управляет только единственной кнопкой нитро. Да, это единственный раз, когда в серии появилось нитро, но никакого веселья оно не принесло. Использовать название серии в игре оказалось ошибочным решением – теперь у Forza есть то, что называют «в семье не без мобильной гриндилки». 

На Xbox Game Showcase в июле 2020-го показали следующую часть Motorsport, но без цифры в названии (хотя она могла бы стать восьмой) для нового поколения – Xbox Series X|S. Turn 10 запланировала перезагрузку серии Motorsport с уклоном обратно в гонки. Студия обещает 4K в 60 ФПС на старшей консоли, поэтому, вероятно, это будет самая красивая игра в истории Forza.

«Игрожур» Андрея Подшибякина – ад и стыд. Это несмешной и мерзкий фанфик о заре игровой журналистики

7 потрясающих фактов о фильме Mortal Kombat 1995 года. Вы знали, что режиссер сбежал на Гавайи из-за страха премьеры?

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные