Блог Peka2TV
Блог

Киберспорт против Карякина

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Кусок из интервью взятого у российского гроссмейстера Сергея Карякина:

- Вы скорее всего слышали о сравнении шахмат с таким новомодным явлением как киберспорт. Как Вы считаете, это корректное сравнение или не совсем? 

- Если честно не очень люблю. Когда я играю в компьютерные игры у меня мозг отдыхает, я бы даже сказал деградирует, а когда играю в шахматы, то там мощнейшее напряжение, если серьезно играешь. Мне кажется, что это вообще абсолютно разные вещи, абсолютно разный вектор. Если шахматы созидают, то киберспорт ничего не созидает как минимум, а как максимум, можно посмотреть статистику, которая приводила к печальным исходам из-за киберспорта. Поэтому я очень скептичен и бросил играть в компьютерные игры. 

- То есть у вас негативное отношение к киберспорту? 

- Но по крайней мере оно не позитивное. 

Источник не ставится (запрещены внешние ссылки с моим рейтингом)

 

Ничего удивительного в этой ситуации, конечно, нет. Людям, даже преуспевшим в чем-то, например, в шахматах, вполне свойственно быть крайне ограниченными в других областях человеческой деятельности. Мы порой ужасаемся: боже мой, крупный ученый и вдруг расист! Превосходный тонкий актёр и демонстрирует совершенно пещерные взгляды на отношения мужчины и женщины!

Успех часто придает людям тонны самоуверенности: им кажется, что они могут легко судить и те области, в которых совершенно некомпетентны, причём судить категорично, не учитывая тонкостей, деталей, полутонов.

Давайте попробуем разобрать, что именно в коротком высказывании финалиста чемпионата мира по шахматам является, мягко говоря, неправдой.

Для начала чуток о себе - в киберспорте с 2000-го года, достижения в разных играх перечислять не буду, дабы не тратить ваше время, в шахматах когда-то был 2-й разряд.

Мозг отдыхает в компьютерных играх

Безусловно, Сергей, мозг отдыхает на легкой сложности в "Кризисе", или же когда вы на автомате раскладываете пасьянс "Косынку". Он может даже отдыхать, когда вы сидите с пивком в доте и абсолютно плюете на результат игры. Думаю, что он отдыхает и тогда, когда пьяные охотники стреляют по бутылкам, и крайне странно сравнивать это со спортивной стрельбой на олимпиаде, например.

Киберспортивная тренировка человека, который поставил перед собой какие-то цели или пытается играть на результат - это абсолютно другой спектр задач, это другая Вселенная. Это тетрадки в клеточку исписанные таймингами и точными вычислениями радиуса действия артефактов. Это долгие часы, проведенные в изучении принципов разброса пуль из разного оружия. Это выстраивание стратегии взаимодействия нескольких человек с учётом их личных психологических особенностей и многое-многое другое.

Вы противоречите себе, Сергей. Печальная статистика из-за киберспорта, о которой вы говорите, и "мозг отдыхает"? Так от чего печальная статистика (к ней мы еще вернёмся). От отдыха?

Я уж не говорю о том, что вы не делаете разницы между летсплеем и игры с живым соперником, а разница примерно та же, что на расслабоне бежать утречком одному по тротуару или же соревноваться на чемпионате с другими бегунами.

Более того. Вы играете в шахматы, игру которой профессионально занимаются уже более сотни лет. Я сам в детстве с громадным удовольствием разбирал шахматные задачи, основанные на партиях гроссмейстеров, и даже пытался сочинять свои. Существует масса школ и кружков по шахматам, существуют методики обучения, огромное количество специалистов с большим опытом, стройная и устоявшаяся теория, проверенная поколениям.

Моя любимая книжка, по которой я учился играть

Киберспортсмен приходит на голое поле, где часто научить себя играть может лишь он сам. Он сам должен выработать методику обучения, он сам должен создавать теорию с нуля, и, что самое интересное, после заката текущей игры (обычно игры живут 5, максимум 10 лет), ему надо будет повторять это все при переходе на другую дисциплину.

Вы не хотите попробовать переучиться на шашки?

Я, например, профессионально играл (или пытался играть) за 15 лет в такие игры, как Starcraft: BW, War Craft 3, Delta Force 3, Starcraft 2, Company of Heroes 2, это не считая тех киберспортивных дисциплин, которые осваивались мной на любительском уровне.

Каждый раз приходилось (разумеется, опираясь на предыдущий опыт) по новой разбираться в игре, делать какие-то выводы, анализировать и обрабатывать опыт других людей для того, чтобы выстраивать свои победные стратегии.

А представьте себе, Сергей, что вы упорно тренируетесь, у вас есть план, и вы его придерживаетесь, но вдруг выходит патч, и слон начинает ходить так же, как конь. А конём теперь нельзя ставить шах. А ладья должна останавливаться только на черных клетках, на белых нельзя.

Смогли бы играть и побеждать в таких условиях? Смогли бы проявить гибкость и не бросить все в такой нестабильной ситуации?

Я ничего не имею против шахмат - это замечательная игра, и я отношусь к ней и к тем, кто в ней преуспел, и в том числе и к вам, с большим уважением.

Но не к вашим высокомерным высказываниям на темы, в которых вы не разбираетесь.

Киберспорт ничего не создаёт

Очень интересное высказывание. Что вообще должен создавать киберспорт, и как бы ему поучиться этому у шахмат?

Очевидно, что здесь есть два аспекта. Первый - когда мы учитываем то, что создаётся людьми, причастными к тому или иному движению. Например, люди увлекаются футболом и строят для него стадионы и создают спортивные каналы. Или людям нравится вышивать крестиком, и они организовывают кружки по вышиванию.

Второй аспект - это то, что даёт увлечение игрой тем, кто ей занимается.

Как развивается киберспорт? Изучите вопрос поподробнее, Сергей, прежде чем высказываться. Мне не очень нравится то, что сейчас происходит в нём, но нельзя отрицать, что масштабы явления невозможно игнорировать.

Киберспортивные каналы на южнокорейском ТВ были созданы уже 15 лет назад. Призовой фонд на турнире The International 2016 по Dota 2 составил, например свыше 20 млн. долларов, против 1 млн. евро в турнире по шахматам, в котором вы заняли второе место.

Самые просматриваемые прямые трансляции в интернете (стримы) - киберспортивные соревнования, и это сотни тысяч зрителей. Миллионы молодых людей делают выбор в сторону киберспорта, проводится масса турниров, строятся кибер-арены (в том числе и в Москве), появились и развиваются профессии киберспортивных комментаторов и журналистов.

Это при нулевой или очень слабой гос. поддержке, на деньги фанов и компаний, без сотен лет истории.

Это не значит, что шахматы теперь отстой. Это значит, что нельзя говорить, что киберспорт ничего не создает.

Но, может быть, Сергей имел в виду что-то совсем иное? Может быть, речь шла о том, что киберспорт ничего не даёт тем, кто им занимается?

Даёт и уже точно не меньше, чем шахматы.

Шахматы - чисто интеллектуальная игра, вы можете играть в неё даже будучи прикованным к кровати, не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой.

Мне, кстати, тоже не очень нравится сравнение киберспорта с шахматами, обычно лучше подходит сравнение со стрелковым спортом (хотя и оно неидеально). И там и там вам необходима скорость реакции, виртуозное владение кистевой мускулатурой, выработка определенных алгоритмов управления вашим спортивным/киберспортивным инвентарём.

Добавьте к этому намного большее разнообразие, а, следовательно, больший простор для выработки стратегического мышления (сильно зависит от дисциплины, разумеется), постоянные изменения в условиях игры, к которым надо уметь динамично приспосабливаться и их использовать.

Киберспорт даёт человеку, который им увлекается:

- умение взаимодействовать и договариваться с напарниками, в том числе с весьма сложными характерами;

- умение держать себя в руках при поражениях и извлекать из него уроки;

- умение сохранять спокойствие в условиях психологического давления противника и даже оскорблений (нередкая ситуация на ладдере);

- умение быстро менять стратегию и тактику в новых условиях или в зависимости от действий противника;

- умение самостоятельно находить необходимую для обучения информацию на форумах, стримах, видео, гайдах и т.д. ;

-умение выстраивать тренировочный процесс, да еще и в условиях непонимания со стороны родных, знакомых, общества;

и многое-многое другое.

Отмечу, что это все в большей степени относится к профессиональному и полупрофессиональному киберспорту с турнирами, целями и тренировками. Сейчас, к сожалению, большинство игроков занимаются так называемым "ладдерным киберспортом" (или "дотанчик под пиванчик"), который в меньшей степени позитивно влияет на развитие человека, как личности.

Впрочем, и в шахматах подавляющее большинство любителей просто играет с друзьями или по интернету, не ставя перед собой каких-то целей.

Печальная статистика киберспорта

Так забавно слышать истории, раздутые некомпетентными журналистами об игроках, умиравших за компьютерами. Почти каждый год где-нибудь в Китае, Тайване или Корее какой-нибудь бедолага умирает за компом чаще всего играя в WoW, Diablo 3 или подобную игру. Это невероятно редкая ситуация, которая имеет к киберспорту примерно такое же отношение, как смерть за просмотром телевизора, например.

Зато как сочно обсасывали это центральные СМИ, как любят телевизионщики подбрасывать дровишек в топку нелюбви к "комплюхтеру" людей старшего поколения. Сколько родителей запрещали своим детям играть и тренироваться, тыкая им в лицом яркими заголовками газет. Но то, что еще как-то простительно для них, людей мало использующих интернет, разве к лицу 26-летнему шахматисту?

Какая "печальная статистика киберспорта"?

Я вообще не помню ни одного случая за 16 лет, чтобы хоть один киберспортсмен умер на соревнованиях, сидя перед компьютером, поправьте, если ошибаюсь. Сравнивать в плане опасности киберспорт с обычным спортом - просто смешно. Из проф. заболеваний киберспорт имеет в списке только довольно редкий туннельный синдром против громадного спектра травм и смертей, свойственных обычному спорту. Я помню, как Полосатый (очень известный в свое время игрок в шутеры) в выступлении на ТВ рассказывал про свой опыт занятия профессиональным юношеским футболом - семь (!) переломов. Сколько травм он получил, играя в Quake и Unreal?

Но у нас же сравнение с шахматами, ок, давайте погуглим.

Сергей, не пора ли начать упоминать в интервью про печальную статистику шахмат?

Может быть, есть смысл оповестить родителей для того, чтобы они не губили своих чад и не отдавали их в такой дико опасный вид спорта?

Итоги

Почему я вообще взялся за эту статью?

Дело в том, что несмотря на то, что киберспорт как факт существует уже около 20-ти лет, перелома в общественном сознании в отношении к нему не произошло. Большинство людей до сих пор живёт стереотипами, и это положение вещей меняется крайне медленно и трудно.

До сих пор киберспорт так и не смог пробиться на большое ТВ. До сих пор нет внятной государственной поддержки. До сих пор отношение к этому как к детскому, несерьезному занятию. Я давно уже отказался от переживаний по этому поводу и не верю, что мы сможем что-то в этом плане изменить с помощью государства или обычных СМИ. Думаю, что будущее больше за инициативами самих зрителей и игроков в развитии того, что им нравится.

Но речь сейчас не об этом, а о миллионах подростков, юношей и девушек, которые открывают для себя мир соревновательных компьютерных игр, мир киберспорта. Которые часто живут вместе с родителями и сильно зависят от них. Для этих родителей Сергей Карякин, лучший российский шахматист - это громадный авторитет, и если он говорит о том, что, мол, киберспорт - это хрень какая-то, да еще и многозначительно упоминает печальную статистику, то это воспринимается ими как истина в последней инстанции.

Что самое неприятное - вас, Сергей, они, скорее всего, услышали, а это статью уже не прочтут, и изменить их мнение будет крайне сложно.

В киберспорте есть разные люди, и далеко не все там такие, как Вилат:

К сожалению, вот такая вот клоунада привлекает куда больше внимания, создавая определенный имидж киберспорту и его представителям. Но не стоит забывать, что многие из тех, кто живут этой сферой уже долгие годы, могут высказаться куда более взвешенно и аргументированно.

Поэтому огромная к вам просьба - тщательно обдумывать ваши публичные слова, невозможно быть экспертом по всем вопросам, и если вы один из лучших в своей сфере - это не значит, что вы автоматически так же хорошо разбираетесь во всех остальных.

Просьба и к моим читателям - высказываться в комментариях, немного обдумывая, что вы хотите сказать, помня, что пустыми оскорблениям цена невелика.

 

 

 

3 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Дико годная статья. Это почти как противостояние Шмурнова с киберспортсменами после трансляции на МАТЧ ТВ Counter-Struke. За той лишь разницей, что Карякин вряд ли ответит, даже в социальных сетях. Хотя как знать...
+1
0
+1
Отличная статья, поддержу
+1
0
+1
Руслан, огромное спасибо за такой грамотный и рассудительный подход. Отличная статья, вызывает исключительно позитивные эмоции. Очень многие утверждения вызывают внутреннее согласие, примерно эти же мысли приходили в голову когда началась вся эта неприятная история с мнением уважаемого шахматиста и реакцией киберспортивного сообщества.

Ставлю плюс, желаю успехов)
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий