Блог Кислота

Новые восьмидесятые в играх. От Томми Версетти до неоновых гонок

*** Четыре года назад я писал для студенческой газеты материал, посвященный ренессансу эпохи восьмидесятых в рамках современной музыки. Сейчас же созрели мысли для статьи о подобных трендах в мире компьютерных игр.

Восьмидесятые годы - без сомнения, знаковая эпоха. Апогей Холодной войны, развитие телевидения и музыки, яркая мода и неоновые огни дискотек. То десятилетие надолго отпечаталось в сознании обывателя, и для многих до сих пор служит этаким виртуальным “Диснейлендом”, куда можно сбежать от такой неспокойной и угрожающей современной жизни.

Последние несколько лет в моду прочно вошла ностальгия по восьмидесятым - проявилась она в кино и сериалах (типа “Очень странных дел” или “Драйва”), в музыке (сначала у нишевых диджеев вроде Miami Nights 1984, Kavinsky или Dabeull, а теперь и у вполне мейнстримных исполнителей вроде The Weeknd, Doja Cat или Dua Lipa). Использование эффекта VHS-пленки, цветастых шрифтов и аналоговых синтезаторов стало, наверное, обыденностью. Разумеется, помешательство на восьмидесятых не могло пройти стороной и компьютерные игры.

На самом деле, ностальгия по временам диско - дело не только последних 5-7 лет, можно сказать, что это уже достаточно долгая история. Помню, что еще в 2003-2004 году я слушал на кассетном (!) плеере современный на тот момент французский рэп, и во многих битах  чувствовалось влияние буги и старого фанка. Играл я тогда еще не на персональном компьютере, а на приставке Sega Mega Drive (некоторые мои знакомые и вовсе пользовались Dendy). Часто попадались при этом мне игры из 1988-1989 годов. То вместе с Майклом Джексоном в ритме лунной походки я спасал детей под Billie Jean, то проворачивал слэм-данки в аркаде Arch Rivals. Так что в атмосферу восьмидесятых я погружался еще 17 лет назад. Тот самый момент, когда стоит сказать спасибо (без сарказма) экономической и технологической отсталости России.

Ну и, конечно, не будем забывать, что главная игра, посвященная 80-м - GTA Vice City вышла в 2002 году, то есть задолго до всего этого новомодного хайпа. Разработчики из Rockstar Games довольно скрупулезно воссоздали атмосферу того времени. В ходе создания игры было прослушано немало часов олдовой музыки, было просмотрено множество фильмов и сериалов из восьмидесятых. Оттуда “рокстаровцы” позаимствовали стилистические решения, одежду, автомобили и даже сюжетные повороты. Главными источниками вдохновения для британских разработчиков служил телевизионный сериал “Полиция Майами” и культовый фильм Брайна Де Пальмы “Лицо со шрамом”. В итоге получилась красивая и запоминающаяся картинка - солнечный Майами, пальмы, пляжи, мелодичная музыка, неоновые вывески. Все это, как и в “Лице со шрамом” уравновешивалось литрами крови и насилием. А каков стиль! Многим запомнился элегантный костюм Лэнса Вэнса, а гавайская рубашка Томми Версетти по запросам в Гугле и интернет-магазинах уверенно обогнала одеяние Рауля Дюка из “Страха и ненависти в Лас-Вегасе”. В общем итоге компании “Рокстар” удалось создать изумительную атмосферу и при этом не скатить ее до уровня карикатуры. Хотя и понятно, что в жизни все происходило несколько иначе.

Кстати, поговаривают, что в шестой части Великого автоугонщика “Рокстар” планирует вернуться к теме восьмидесятых и торговли наркотиками латиноамериканскими картелями. Как оно будет на самом деле - надеюсь, скоро узнаем.

Перенесемся в более близкое нам время. В 2012 году состоялся релиз нашумевшей игры Hotline miami, которая, собственно говоря, и породила современную волну неовосьмидесятых с эффектами старой пленки и обязательным ретровейвом на фоне. Hotline miami не только рассказывает нам о старых временах, но передает те самые времена стилистически - 2D графика, вид сверху, диалоги в виде текста, резко вылетающие кричащие надписи вроде подсчета очков. Все это возвращает нас в то самое пиксельное прошлое, просто в слегка продвинутом виде. Игра была высоко оценена критиками и публикой получив 87 баллов из 100 на Metacriric. Бешенной популярностью пользовался также саундтрек. Всего он был прослушан на Soundcloud к настоящему моменту более 43 тысяч раз. Обилие ярких красок, музыка, графические решения, ну и конечно насилие (куда же без него) заставили многих поставить Hotline miami в один ряд с фильмом “Драйв” Николаса Виндинга Рефна с Райаном Гослингом  главной роли, что вышел годом ранее. Считается, что игра, в целом и была инспирирована творением датчанина.

Теперь о гонках. Популярный симулятор Neon Drive 2016 года обыгрывает классический для ностальгии по восьмидесятым сюжет - спорткар, уносящийся по ярко освещенной дороге к неоновому рассвету. Игроку предстоит пройти несколько уровней, ловко справляясь с препятствиями, которых со временем становится только больше. Увеличивается также их плотность, так что на первый план в прохождении выходит сноровка и терпение. В пылу прохождения можно и забыть о красоте вокруг. Все это действие приправлено забойным синтвейв-саундтреком от диджея Pengus. Игра простая в исполнении и не требует какой-либо напряженной работы мозга и рефлексии, отсылая к симуляторам на аркадных автоматах.  Все как тридцать лет назад.

Отдельно стоит упомянуть игру Beat Cop - двухмерный экшен с пиксельными кат-сценами. Эта игра имеет четкую отсылку к Полиции Майами - и прежде всего к главным героям - Санни Кроккету и Рикардо Таббсу. Действие игры разворачивается в Нью-Йорке (откуда, собственно и прибыл Таббс по сюжету Miami Vice). Вы играете за полицейского, на которого повесили чужое преступление, и которого отстранили от дел. Вместе с вашим героем вам предстоит распутать запутанный клубок и тем самым снять с себя все обвинения.

Это лишь малая часть тех игр, ностальгирующих по восьмидесятым годам, что были выпущены в последние годы. Я специально подобрал творения разных жанров, где можно и подумать головой, и крушить все, что движется вам на встречу или просто погонять по трассе. Да, эти игры серьезно отличаются, но объединяет их одно - с любовью воссозданная атмосфера и подлинная любовь к деталям. Мы видим не просто эффектную картинку, в данном случае срабатывает эффект погружения, и мы уже начинаем жить атмосферой той или иной игры. А это уже не постмодерн, а скорее метамодерн. Впрочем, оставим эти вопросы высоколобым философам.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья