Купили мышку на 8000 Гц для CS 2? Фатальная ошибка
FPS решает.
Сегодня модно гоняться за мышками с навороченными сенсорами, вроде PAW3395 с частотой опроса в 8000 Гц. Купив такую, вы, конечно же, выставляете в драйверах все на максимум и с чувством выполненного долга идете в CS 2. А что, если я скажу вам: это не только бесполезно, но и даже вредно? Сейчас разберемся, как и почему.
На что влияют характеристики мыши
Сегодня мы говорим только о сенсоре. Забудем про форму, вес, тип переключателей и прочее. Только то, что напрямую влияет на перемещение мыши по коврику и движение прицела на экране.
Давайте быстро пробежимся по базе, а потом перейдем к главной проблеме.
Тип сенсора
Оптический – стоит в 99% ваших мышек и подходит для чего угодно. Простой и надежный выбор.

Оптический светится, а лазерный – нет.
Лазерный – более чувствительный и дорогой. Значит, он лучше? Не совсем. При резком флике такой сенсор сработает точнее, а вот во время долгого ведения прицела (например, при спрее) соберет информацию о малейших неровностях ковра, из-за чего ваш АК дернется на пару пикселей, и пули улетят мимо. Забудьте о лазерных сенсорах для соревновательных игр.
DPI мыши
Разрешение сенсора. Производители любят выпячивать эту цифру, заставляя людей думать, что больше = лучше. На деле же DPI обозначает количество точек, которое курсор проходит на экране за один дюйм перемещения мыши.

У слишком высокого DPI проблемы, схожие с лазерным сенсором: частое сканирование поверхности может вызвать мелкие подергивания и усложнить точное прицеливание. Ограничьтесь диапазоном от 800 до 3200 – дальше начинается маркетинг.
Чувствительность мыши в игре
Внутренний множитель вашего DPI. По сути, 800 DPI и чувствительность 2 в игре – те же 1600 DPI, что и 3200 DPI с чувствительностью 0.5. Все сводится к значению eDPI (DPI * чувствительность в игре), на которое вам и нужно ориентироваться.

LOD (Lift Off Distance)
Высота отрыва. Показывает, на какой высоте мышка перестает считывать поверхность. Чем меньше – тем лучше. Например, хороший показатель – от 1 мм и меньше. Он убережет от «срыва» курсора при перестановке мыши.

IPS и Ускорение
IPS (дюймы в секунду) – максимальная скорость, при которой мышка считывает движение. Стандартные 300-400 IPS равны 7.5-10 м/с. Ваша рука не может быть настолько быстрой, особенно при учете трения об стол. Не стоит переплачивать за этот параметр.

Ускорение (измеряется в G) – максимальное ускорение, которое выдержит сенсор. Большинство мышек, даже бюджетных, имеют запас в 20-30G. Человеческая физиология не позволяет нам придать мышке ускорение даже в 10G, так что не обращайте на него внимания.
Частота опроса сенсора
А вот мы и добрались до того, ради чего я затеял эту статью. Для начала, что это такое?
Частота опроса (Polling Rate) – то, сколько раз в секунду мышка сообщает компьютеру о своей позиции. Чем выше герцовка, тем меньше задержка между движением руки и курсора. Разница между 1000 Гц и 8000 Гц измеряется десятыми долями миллисекунды, и почувствовать ее довольно тяжело. Но допустим, вам это удалось. Проблема CS 2 не в ощущениях, а в коде игры.

Что не так с CS 2?
Выше мы сошлись, что высокая частота – это хорошо, особенно в соревновательных играх, где мы стараемся любым способом снизить влияние сторонних факторов (железо, например). Counter-Strike как раз относится к таким играм, а значит, частота здесь тоже играет роль. Но в реальности же нет ни единого человека, у кого частота опроса мыши в CS 2 превышала бы 1000 Гц.
Как так? В настройках-то стоит 8000!

Верно. Ваша мышка честно считывает и отправляет данные 8000 раз в секунду. Процессор их принимает и обрабатывает. А вот игра…
CS 2 работает на движке Source 2, который унаследовал часть кода первого Source – очень древнего движка, вышедшего более 20 лет назад. Тогда мышек с высокой частотой опроса не было, и разработчики не закладывали возможность обрабатывать несколько тысяч герц в секунду. Они привязали обработку входных данных с мыши к FPS. Игра обрабатывает движение мыши только один раз за каждый отрендеренный кадр.

На практике это значит следующее: какая бы у вас ни была мышка – на 4000, 8000 или сколько угодно Гц – CS 2 возьмет из этого потока данных только одно значение на каждый отдельный кадр.
У вас 200 FPS? Поздравляю, ваша реальная частота опроса мыши в CS 2 – 200 Гц.
У вас 400 FPS? Отлично, получите 400 Гц.
Но 8000 Гц? Такого не бывает.
Для сравнения, в некоторых более современных играх все устроено иначе. Яркий пример – Overwatch (видео записано еще при обновлении первого Overwatch, но систему перенесли и во вторую часть игры). До введения фикса игра обрабатывала данные мыши раз в 16 миллисекунд (62.5 Гц). Вот как это выглядело:
Мы видим плавное движение прицелом в течение секунды. Белые линии – возможные траектории пуль, если бы игрок нажал ЛКМ во время движения мышью.
А вот что произошло, когда разработчики добавили независимую обработку данных с мыши:
Красные линии – траектории при обработке сигнала с мыши на 1000 Гц. Разница более чем наглядная.
В CS 2 же частота привязана к FPS. И, я подозреваю, стабильных 1000 кадров в секунду у вас нет.
Кстати, это объясняет, почему с 300 FPS игра ощущается плавнее, чем с 150, даже на 60-герцовом мониторе. Просто частота опроса мыши тоже становится выше.

Про другие преимущества высокой герцовки и FPS тоже не стоит забывать.
Но почему высокая частота опроса вредна для CS 2?
Ладно, пусть не 8000 Гц, а всего 300. Тогда возникает вопрос: почему бы не поставить 8000 хотя бы ради эффекта плацебо? Оказывается, есть три веские причины.
Лишняя нагрузка на процессор. Игра-то берет одно значение на кадр, но ваш процессор продолжает честно обрабатывать все 8000 сигналов в секунду. CS 2 (как и большинство онлайн-игр) в первую очередь нагружают процессор, а не видеокарту. Из-за этой бесполезной работы вы можете терять 10-20 FPS. Получается, вы не только не получаете преимущества, но и своими же руками снижаете FPS, что уменьшает в том числе и реальную частоту опроса мыши.
Более быстрый разряд батареи. Чем выше частота опроса, тем больше энергии потребляет сенсор. Вам придется чаще заряжать беспроводную мышку или менять батарейки. Некритично, но неприятно.
Цена. Мышки с топовыми сенсорами и поддержкой 8000 Гц просто дороже. Зачем переплачивать несколько тысяч рублей за функцию, которая в вашей главной игре не работает, а даже вредит?
***
Теперь вы знаете, что для комфортной игры в CS 2 вам с головой хватит качественной оптической мыши с сенсором вроде PAW3395 или его аналогов, с DPI в районе 800-1600 и частотой опроса 1000 Гц. Все, что выше – просто не будет работать. Но также не забывайте, что в более оптимизированных играх (например, Valorant), частота опроса мыши обрабатывается отдельно от остальной игры и может повлиять на геймплей. Основывайте выбор мыши на том, во что вы играете.
***































