EFootball – 30 лет. Как развивался главный конкурент FIFA и почему почти всегда отставал?
История PES.
30 лет назад вышел японский футсим Winning Eleven. Знаменитая серия Konami сменила несколько названий и на десятилетия стала главным противником FIFA, где-то даже опережая игру Electronic Arts. Сейчас она знакома футбольным фанатам под названием eFootball.
Кибер вспоминает успехи и неудачи культовой серии.
📌 Все про eFootball 2025 в одном месте: рейтинги и лучшие карточки, обзоры механик и не только
Konami начала со сборных. В нулевые серия превосходила FIFA
Истоки eFootball заложила одиночная игра International Superstar Soccer. Симулятор кубкового турнира национальных сборных вышел в ноябре 1994-го на SNES и вдохновил Konami на продолжение. 21 июля 1995 года на японском рынке эксклюзивно появилась J-League Jikkyou Winning Eleven с местными клубами, а 22 декабря Goal Storm (или World Soccer: Winning Eleven) официально запустила серию для всего мира. Игра вышла на первой PlayStation и включала 36 национальных команд.

Из-за ставки на сборные Konami выпускала новые части в конце футбольного сезона – в марте, мае и июне. Другой проблемой серии стала путаница в названиях. Второй симулятор получил название International Superstar Soccer Pro в Европе, Goal Storm 97 в Северной Америке и World Soccer: Winning Eleven 97 в Японии. В дальнейшем закрепилось название ISS Pro Evolution, а игру дополнили лучшие европейские клубы и первая карьера – «Мастер-лига».
В начале нулевых японцы провели полный ребрендинг перспективной серии. Игру назвали Pro Evolution Soccer, перенесли мировую дату релиза на осень и заметно расширили список клубов. В 2004 году в симуляторе впервые появились полные топ-лиги. Футсим значительно превосходил FIFA по качеству геймплея и нагонял по продажам, не мешали даже проблемы с лицензиями и мемные названия клубов.

PES 5 и PES 6 стали вершиной серии и получили восторженные отзывы. Но дальше что-то пошло не так.
PES так и не обогнала FIFA. После выхода Ultimate Team серия быстро отстала
К началу седьмого поколения консолей PES сравнялась с FIFA, но Konami упустила инициативу. Японская компания консервативно развивала игру: заключила контракт с молодым Лео Месси, купила лицензию на Лигу чемпионов и добавила карьеру за игрока «Стань легендой». Серия вызывала у геймеров уважение и хорошо продавалась (8-9 млн копий в год), но без ярких новинок постепенно приедалась.

В 2009-м случилась революция – но не у Konami. EA придумала фэнтези-режим Ultimate Team и выпустила его сначала платным обновлением для FIFA 09, а уже осенью добавила в новую версию футсима. Увлекательный формат со сбором карточек футболистов из разных клубов быстро захватил умы геймеров. Фанаты классической карьеры и реалистичного геймплея сопротивлялись несколько лет, но после выхода сырой PES 2014 продажи серии резко обвалились.
Konami опомнилась слишком поздно. Разработчики добавили аналог Ultimate Team под названием MyClub в PES 2015, но игровой режим раздражал сложной системой агентов вместо понятных трансферов и на годы морально отставал от конкурента. Геймеры привыкли к Ultimate Team и остались в FIFA.
Konami исправилась, но игрокам было все равно. EFootball откатила серию далеко назад
Во второй половине 2010-х серия Pro Evolution снова расцвела. Konami допилила игровой процесс на консолях PS4 и Xbox One и создала потрясающую картинку на движке Fox Engine. Некоторые футболисты вроде Антуана Гризманна признавались, что японский симулятор им нравится больше, чем FIFA.

Увы, конкурент уже слишком оторвался. Продажи FIFA 18 обошли PES 2018 почти в 10 раз (26 млн копий против 3,7 млн), а фанаты снисходительно наблюдали за судьбой японского симулятора. Konami устала от бесконечных неудач и провела ребрендинг серии. Вначале проект назвали eFootball PES, а спустя два года полностью отказались от прежнего имени. Последняя часть Pro Evolution вышла сезонным обновлением.

Бесплатный eFootball – трагедия. Разработчики не справились с переносом игры на Unreal Engine 4 и выпустили урезанную версию с одним онлайн-режимом и жуткими гримасами футболистов. Спустя годы eFootball исправили, но игроки так и не простили Konami удаление «Мастер-лиги» и другой классики.
EFootball осталась на плаву из-за популярной мобильной версии и ностальгического геймплея. За 30 лет серия заблудилась, но пока не потерялась окончательно.
* * *
В eFootball совсем не хочется играть. Активность геймеров не поощряют, а карточки обесценивают
Как правильно защищаться в eFootball? Гайд для футсима Konami
В eFootball (бывший PES) вернули сборную России! В составе – Волчкова, Бурцева и Тчемберджи





































Я вот не помню уже точно, но по-моему 2017 уж явно не уступал. Да и до этого, были сезоны когда фифа напоминала Шаолиньский футбол, когда залетало все в ворота и удары были как из пушки. Может оно по игровому прикольно было, но в этом плане PES был более реалистичен.
Не так давно устанавливал 2024 года версии...я и названия не помню как сейчас ФИФА и PES называются, но знаю точно одно, не впечатлило ни то ни другое!
Такое впечатление,, что та версия 2017 года, в которую я крайнюю играл - лучше чем обе версии 2024 года.
вот бы объединить эти все конторы и запилить один четкий футсим
Но современные игры не только про геймплей и в этом была главная ошибка Konami. Разработчики не развивали новые идеи и пять лет упорно не добавляли онлайн-режим на фоне явного успеха FIFA. Успеха не только финансового, был запрос аудитории - хотим фэнтези-команды. PES стал хуже FIFA, потому что в нем не было Ultimate Team, а потом - потому что он создал плохую альтернативу.
Сейчас геймплей обоих футсимов, как мне кажется, все же немного продвинулся вперед, но уже в деталях. В первую очередь у FC с ее ИИ-технологиями (сильно заметно по микроанимациям), улучшениями пасов и ускорений. Но старые части по-прежнему ощущаются нормально, фундамент остался прежним.
e-football - отличная игра. просто с более высоким порогом вхождения.
Скачивания eFootball vs. FIFA/FC (2022–2024)
Год eFootball (F2P + платные) FIFA / EA Sports FC (F2P + платные)
2022 ~30 млн (Steam + консоли+ Mobile) ~10 млн (FIFA 22 Ultimate Team + FIFA Mobile)
2023 ~15 млн (Steam + консоли+ Mobile) ~12 млн (FIFA 23 + FC Mobile)
Я играю в футсимы с первой фифы 96. На данный момент, если вы средний игрок и поигрываете пару раз в недельку, то ФИФА гораздо менее интересна, чем в ефутбол. На высоком уровне игры это довольно разные игры. ФИФА гораздо более предсказуемая и человек с лучшим знанием механик игры победит с гораздо большей вероятностью.
Играйте и в то и в то.
В плане продаж сложно сравнивать бесплатную игру с платной. Очевидно. что Konami сейчас сильно отстает по выручке, поэтому количество скачиваний на мобильных не так и важно. В игру легко играть без доната. EA собирает с продаж примерно четверть дохода, все остальное идет дополнительно с паков. По медленному развитию eFootball и потере ключевых лицензий (ушла Мексика, вместо Баварии Дортмунд, а через год, похоже, уходит Барселона) складывается впечатление, что игра зарабатывает скромно и уже не может переменить ситуацию. По геймплею обе игры по-своему хороши, но по контенту и интересу разница огромная.