Т-34-85: проверка боем
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
К середине Великой Отечественной войны средний танк Т-34 по своей огневой мощи и броневой защите стал уступать новейшим немецким тяжёлым танкам «Тигр» и «Пантера».
Штатная 76,2-мм пушка советского танка не могла эффективно бороться с немецким «зверинцем». Срочно требовалось орудие, способное пробивать броню немецких Тигров и Пантер с больших дистанций. Особенно остро необходимость в модернизации «тридцатьчетверки» встала, когда новые немецкие тяжёлые танки начали в достаточном количестве поступать в войска противника.
Работы по проектированию установки более мощной 85-мм пушки в башню танка Т-34 начались во второй половине лета 1943 г. в конструкторском бюро КБ-520 завода № 183 (г. Нижний Тагил) под руководством главного конструктора А.А. Морозова. Было принято решение установить в башню Т-34 85-мм танковую пушку образца 1943 г. Д5-Т85 конструкции завода № 9 НКВ.
На первом этапе конструкторами была разработана новая, более технологичная в производстве литая башня обтекаемой формы с расширенной шариковой опорой (диаметр погона в свету – 1600 мм). А в ноябре 1943 г. опытный образец танка Т-34 с 85-мм пушкой Д5-Т85 успешно прошёл испытания на Гороховецком АНИОПе. Менее чем через месяц, 15 декабря 1943 г., постановлением Государственного Комитета Обороны № 4776сс танк был принят на вооружение Красной Армии под индексом Т-34-85.
Согласно документу, первым освоить серийный выпуск танков Т-34-85 должен был завод № 112 «Красное Сормово» в Горьком (нынешний Нижний Новгород).
Причем по утверждённому плану, первые 25 танков Т-34-85 завод должен был изготовить и сдать заказчику (ГБТУ КА) уже в январе 1944 г. Несмотря на сжатые сроки и прочие трудности, завод с заданием справился и даже перевыполнил план. В январе 1944 г. было изготовлено и сдано 26 новых танков Т-34-85.
Главное отличие самых ранних танков Т-34-85 с пушкой Д5-Т85 от более поздних модификаций этой боевой машины заключается в том, что их экипаж (так же как и экипаж танка Т-34) состоял из 4-х человек: командира танка (выполнявшего и обязанности наводчика), заряжающего, механика-водителя и стрелка-радиста. Следовательно, башни на самых ранних танках Т-34-85 были двухместными.
Первая отправка танков Т-34-85 для Красной Армии состоялась 6 февраля 1944 г. Как следует из извещения об отгрузке танков, в этот день из Горького в Тулу в распоряжение командира 38-го отдельного танкового полка (ОТП) с эшелоном № 10391 была отправлена 21 машина январского выпуска.
В 38-й полк боевые машины не попали — они были переданы в распоряжение начальника Тульского танкового военного лагеря (ТТВЛ) для пополнения частей, прибывавших с фронтов на переформирование. Среди них был и 25-й ОТП, с той же целью поступивший 8 февраля 1944 г. в ТТВЛ с Волховского фронта.
В журнале боевых действий 25-го ОТП об этом есть соответствующая запись:
«В течение дня 9.02.44 г. полк занимался расквартированием л/с [личного состава], приведением м/ч [материальной части] и л/с в порядок после ж.д. перевозки. В 21:00 9.02.44 г. в полк прибыл 21 танк Т-34/85».
Таким образом, в этот день 25-й ОТП стал первой танковой частью в Красной армии, оснащённой танками Т-34-85.
К моменту получения танков Т-34-85 полк имел большой опыт эксплуатации и боевого применения танков Т-34, танкисты хорошо освоили устройство и боевые возможности «тридцатьчетвёрки». Это обстоятельство несомненно повлияло на решение командования БТ и МВ Красной Армии об оснащении 25-го ОТП новейшими танками Т-34-85.
Во время прибывания в ТТВЛ 25-й ОТП был полностью укомплектован личным составом и вспомогательными машинами. Экипажи танков изучали и приводили в порядок материальную часть. Проводилась боевая подготовка с выводом танков на тактические учения с боевой стрельбой. Основное внимание при этом уделялось проведению занятий по «сколачиванию» экипажей – взводов – рот – полка и, конечно, изучению новой 85-мм танковой пушки.
В 4 часа утра 19 февраля 1944 г. 25-й ОТП под командованием подполковника Н.И. Соколова двумя воинскими эшелонами № 10461 и 10462 убыл в распоряжение Командующего Войсками 2-го Украинского фронта. На тот момент полк был полностью укомплектованный личным составом и материальной частью.
ОТП предстояло принять участие в Уманско-Ботошанской наступательной операции. В соответствии с замыслом командования 2-го Украинского фронта при проведении этой операции 25-й ОТП должен был усилить 73-й стрелковый корпус, наступавший в составе 52-й армии на главном направлении. На начальном этапе операции 73-му СК ставилась задача прорвать оборону противника в районе деревень Кобыляки – Рыжановка, преследовать его до реки Горный Тикич, а затем закрепиться на этом рубеже.
В 6 часов утра 25 февраля 1944 г. 25-й ОТП прибыл на станцию Владимировка (Черкасская область) и после выгрузки сосредоточился в деревне Мельниковка. В полночь этого же дня в полк поступило устное боевое распоряжение командующего бронетанковыми и механизированными войсками 52-й армии 2-го Украинского фронта: «25-му ОТП к исходу дня 28.02.1944 г. совершить марш по маршруту Мельниковка – Балаклея – Городище – Морены, сосредоточиться в деревне Дубровка».
Для выполнения распоряжения ОТП предстояло совершить 110-километровых марш в условиях начавшейся весенней распутицы и чрезвычайно плохого состояния дорог. К 28 февраля 1944 г. танковый полк прибыл в деревню Дубровка.
Марш позволил выявить и устранить технические недостатки и неисправности боевых машин. А механики-водители получили уникальный опыт управления танками в сложных дорожных условиях.
На новом месте дислокации полка с личным составом танковых рот проводились занятия — бойцов обучали боевому использованию танков Т-34 с 85-мм пушкой. Были организованы ежедневные занятия по повышению огневой выучки экипажей. Рота технического обеспечения совместно с экипажами танков подготовила Т-34-85 к ведению интенсивных боевых действий.
Кроме того, разведывательный взвод полка изучил пути подхода к переднему краю обороны противника. А штаб полка, в свою очередь, составил справку-доклад с подробной характеристикой системы обороны неприятеля в полосе предстоящих боевых действий.
На этом участке фронта нашим войскам противостояли подразделения 4-й горнострелковой дивизии вермахта. До этого они участвовали в боях по прорыву окружения немецкой Корсунь-Шевченковской группировки, где понесли большие потери в личном составе и технике.
С 2 по 4 марта 1944 г. в соответствии с полученным предписанием командующего БТ и МВ 52-й армии о передаче 25-го ОТП в распоряжение командира 73-го стрелкового корпуса были проведены работы по рекогносцировке местности в районе деревень Чижовка – Рыжановка. Особое внимание уделялось вопросам взаимодействия танкистов полка с пехотой, артиллерией и саперами 254-й и 294-й стрелковых дивизий, входивших в состав 73-го стрелкового корпуса.
После тщательного изучения местности и оценки противника командиром 73-го корпуса совместно с командиром 25-го ОТП были приняты решения:
придать две танковые роты 254-й стрелковой дивизии для наступления на деревню Кобыляки,
одну танковую роту придать 294-й дивизии для наступления на деревню Рыжановка,
одну танковую роту оставить в резерве.
Танкисты 25-го ОТП должны были обеспечить продвижение пехоты вперёд, не допуская контратак противника, а затем содействовать удержанию рубежа, занятого пехотой. Вечером 4 марта 1944 г. личный состав полка был готов к выполнению поставленной боевой задачи. Далее предоставим слово документам.
Из отчёта о боевых действиях 25-го ОТП:
«1. Прорыв обороны противника в районе д. КОБЫЛЯКИ – РЫЖАНОВКА и преследование противника до реки ГОРНЫЙ ТИКИЧ. <…>
…Начало атаки пехоты в 07:40 5.3.44 г. танки поддержали быстрым продвижением вперёд и огнём с коротких остановок. Мощная 85-мм пушка позволила танкам уже с дистанции более одного 1 км вести точный огонь по выявленным огневым точкам противника…
Продвижению нашей пехоты мешал сильный ружейно-пулемётный огонь противника. В 09:30 командир 254 СД [стрелковой дивизии] дал танкам приказ: Гусеницами разрушить оборону врага, раздавить его пулемётные точки. С 9:30 до 11:00 танки 1, 2 и 4-й ТР [танковых рот] утюжили оборону врага на участке 254 СД, уничтожая его живую силу и огневые точки.
В 12:00 наша пехота начала продвигаться вперёд. В опорном пункте противника 800 м Ю.-В. ЧИЖОВКА танки окружили гарнизон противника численностью до 70 чел. Из них 5 офицеров. Уничтожив огнём в упор до 35 солдат противника, танкисты 1 ТР захватили в плен 30 солдат и 5 офицеров. Сдав пленных в 254 СД, танки снова двинулись вперед. К исходу дня 5.3.44 г. пехота вплотную подошла к КОБЫЛЯКИ, ворвалась на окраины колхоза ПРОМЕНЬ».
В 20:00 5 марта 1944 г. танкам было разрешено выйти из боя на дозаправку и приведение в боеготовность.
«К 06:00 6.3.44 г. 3 ТР на основании боевого распоряжения командира 254 СД сосредоточилась на северных окраинах КОБЫЛЯКИ и к 08:00 полностью овладела этими пунктами и совместно с 254 СД начала преследовать противника по маршруту: посёлок им. ПЕТРОВСКОГО – СОФИЕВКА – ЯНОВКА – ЧЕРНАЯ КАМЕНКА. Стремительно двигаясь вперёд, танки к 15:00 овладели ЯНОВКА и имея десант автоматчиков на броне в 16:00 6.3.44 г. ворвались в ЧЕРНАЯ КАМЕНКА, захватив большое количество автомашин, продовольствия и другого военного имущества…».
В ходе этих боёв особо отличились командир 1-й танковой роты лейтенант В.Е. Падалка, командир 4-й танковой роты лейтенант А.М. Сугробов и разведчик рядовой А.С. Маслов.
Возвращаясь к отчёту о боевых действиях 25-го ОТП:
«2. Преследование противника и бой по овладению ШАУЛИХИ.
Противник, прикрываясь мелкими группами автоматчиков, отходил в Ю.-З. направлении на УМАНЬ. В крупных населенных пунктах оставлял значительные боевые отряды, имеющие на вооружении противотанковые орудия, минометы. <…>
В 11:00 6.3.44 г. на основании приказа командира 73 СК КП полка и танки резерва переместились на северные окраины КОБЫЛЯКИ. К 14:00 КП танкового полка и 7 танков резерва сосредоточились на южной окраине КОБЫЛЯКИ, где получили боевое распоряжение командира 73 СК: «25 ТП преследуя противника по маршруту ПАВЛОВКА – пос. им. ВОРОШИЛОВА – БЕРИНКА к исходу дня 7.3.44 г. овладеть ШАУЛИХА и удерживать переправы в своих руках».
«…В 10:30 7.3.44 г. 6 танков с десантом автоматчиков пошли в атаку на ШАУЛИХА. Бой за ШАУЛИХУ продолжался с 11:00 до 15:30 7.3.44 г. Танки, высадив десант автоматчиков и сапер у переправ через р. ГОРНЫЙ ТИКИЧ, начали уничтожение оборонявшегося там противника. Совместными действиями танков, автоматчиков и сапер был захвачен в плен 21 солдат противника.
К 16:00 танки полностью овладели ШАУЛИХА и вброд к 19:00 7.3.44 г. переправились на южный берег р. ГОРНЫЙ ТИКИЧ, где по распоряжению командира 73 СК заняли оборону до подхода пехоты».
Итак, боевое крещение Т-34-85 состоялось — новые «тридцатьчетверки» фактически были использованы в качестве танков непосредственной поддержки пехоты.
За три дня боёв подразделения 25-го ОТП прорвали линию обороны противника и продвинулись более чем на 25 километров, освободив 6 населённых пунктов. Полк уничтожил 4 противотанковых орудия, 8 пулемётов, до 200 солдат и офицеров противника, а также захватил большое количество трофеев и пленных.
Потери полка за это время составили: ранеными и контуженными – 18 человек, убитыми – 15 человек. По состоянию на 8 марта 1944 г. в строю оставалось 8 танков Т-34-85, 10 танков находилось в ремонте и 3 танка были безвозвратно потеряны.
После этих событий 25-й ОТП продолжил активное участие в совместных боевых действиях с 73-м СК до 17 марта 1944 г., а затем был выведен в резерв. За успехи в боях по освобождению города Умань 19 марта 1944 г. приказом Верховного Главнокомандующего 25-му ОТП было присвоено почётное наименование «Уманский».
По результатам первого боевого применения командование БТ и МВ 52-й армии в целом высоко оценили новый танк Т-34-85 и особенно его мощную 85-мм пушку. Цель модернизации была достигнута, «тридцатьчетверка» получила новое оружие, способное вести эффективную борьбу с противником.
И в игре Мир танков данная машина есть. На ней можно выйти в бой и испытать её. Также сейчас проходят тематические турниры на данной машине!