Заметки Погорского
Блог

Sony ни за что убила Days Gone 2. Небольшая студия сделала хит на 9+ млн проданных копий, а ее за это развалили

Погорский в ужасе от политики компании.

В 2019-м на PS4 вышла Days Gone – сюжетный зомби-экшен, в котором байкер-одиночка Дикон колесит по постапокалиптическому штату Орегон, отбивается от целых орд зомби и грустит о пропавшей жене. Игра стала одной из самых продаваемых новинок того года, а спустя 19 месяцев после релиза ее тираж перевалил за 8 млн копий. Другой поздний эксклюзив PS4, самурайский экшен в открытом мире Ghost of Tsushima, добрался до этой цифры лишь на месяц быстрее (и отчасти благодаря переизданию Director’s Cut).

Позже выяснилось, что гейм-директор Days Gone Джефф Росси взял цифру не из внутренней статистики компании, а с уже закрытого сайта Gamestat, считавшего количество человек, разблокировавших достижения – в ноябре 2020-го первый сюжетный трофей в Days Gone получили примерно 7,6 млн человек. Статистика продаж PC-версии, вероятно, тоже взята со сторонних сервисов – значит, она близка к реальности, но включает небольшую погрешность.

Тем не менее казалось бы, обе игры заслужили продолжение, но в реальности PlayStation профинансировала только сиквел «Цусимы» (судя по вакансиям Sucker Punch) и даже экранизацию, а Days Gone 2 – зарубила.

Days Gone.

Разница между этими двумя случаями показывает PlayStation с нелестной стороны. Компания настолько одержима перфекционизмом, что готова выпускать исключительно игры, математически обреченные на тотальный успех. И плевать, что в долгосрочной перспективе эксклюзивы PlayStation из-за такого подхода ужмутся до нескольких едва отличимых друг от друга серий.

Согласно инсайдам Джейсона Шрайера и, соответственно, словам бывших разработчиков из Bend Studio, причин отмены Days Gone 2 для PS5 было две.

Первая – смешанные отзывы на оригинальную Days Gone. У игры 71 балл на Metacritic – это, конечно, меньше, чем у той же Ghost of Tsushima (83 из 100). Вот только Days Gone доказывает, что игра со средней оценкой 71 из 100 все еще должна считаться как минимум хорошей, а для кого-то может и вовсе оказаться отличной. Полярные мнения вообще естественны для выдающихся игр: феноменальную The Last of Us Part II (93 из 100 баллов) тоже многие прямо ненавидят из-за пары конкретных сюжетных ходов. Игры – искусство, а искусство – штука субъективная.

Однако в отличие от, скажем, фильмов, критика игр не всегда работает как надо. В большинстве рецензий на Days Gone со средними и низкими оценками игру ругали в основном за технические недоработки. Действительно, на релизе она работала намного хуже, чем среднестатистический эксклюзив Sony: игра тормозила, в ней ломались скрипты миссий и случались краши – я до сих пор помню, как настрадался во время прохождения ревью-версии. Тем не менее здесь важен контекст: Days Gone – первая большая игра студии для стационарной платформы аж за 12 лет. До этого Bend Studio занималась линейными экшенами для портативок Sony, а еще раньше прославилась легендарной шпионской серией Syphon Filter.

Syphon Filter.

Спустя пару месяцев после релиза – и появления смешанных рецензий от прессы – Days Gone починили многочисленными патчами. Почти все технические проблемы ушли, осталась гигантская (больше 50 часов контента!) и красивая игра с кинематографичным сюжетом и эпическим размахом геймплея. Мало что впечатлило меня на PS4 так сильно, как орды зомби в Days Gone: сперва десятки, а потом и целые сотни врагов гнались за моим героем, попадали в ловушки, разлетались на куски от взрыва цистерн и стимулировали выработку у меня какого-то немыслимого количества адреналина. Кажется, подобные геймплейные сценарии могли бы удивить меня и сейчас, на PS5, а уж существование таких интерактивных толп на PS4 до сих пор не укладывается в голове. И это сделали люди, в последний раз работавшие аж с PS2.

Также в рецензиях часто придирались к слабому первому акту кампании – некоторые рецензенты так и не прошли дальше первых 10 часов. Days Gone не сразу раскрывается полностью: во вступлении Дикон кажется душным и неприятным парнем, а сюжетная линия про «я потерял жену» страшно утомляет. Дальше игра разгоняется и в сценарном, и в геймплейном планах – все бывшие недостатки воспринимаешь уже иначе.

Предубеждения касательно Days Gone, появившиеся у геймеров еще до ее релиза – отчасти лажа самой Sony. Сомневаюсь, что Bend Studio занималась продвижением игры полностью самостоятельно, а на каждой презентации Days Gone выглядела как непонятная бутлег-версия The Last of Us: тоже вид от третьего лица, кругом лес и зомби, в главной роли грустный мужик средних лет. Разве что вместо девочки он путешествует с мотоциклом. И первое впечатление от игры такое же – как минимум до определенного плот-твиста, задающего сюжету более интересное направление.

Издателю стоило предусмотреть закономерную реакцию игроков и продвигать проект иначе, а не пускать все на самотек и удивляться не самым восторженным отзывам.

The Last of Us Part II.

Второй причиной отмены сиквела, согласно опрошенным Шрайером разработчикам, стала долгая разработка оригинальной Days Gone: полноценный продакшн игры проходил с 2015 по 2019 годы, а всего цикл занял 6 лет. Да, долго, но критиковать производственный процесс игры – жуткое лицемерие со стороны Sony. Даже разработка The Last of Us Part II, продолжения уже придуманной серии, заняла почти 7 лет – и это при том, что у Naughty Dog были практически неограниченные финансовые и человеческие ресурсы. Очевидно, на создание игр-флагманов PlayStation требуется много времени. Тем более для команды, занимавшейся портативными проектами последнее десятилетие.

Вот так просто игра, разошедшаяся тиражом полноценного блокбастера, вдруг оказалась «большим разочарованием» по мнению PlayStation. При том, что Ghost of Tsushima показала такую же динамику продаж, а у Days Gone еще дополнительный миллион проданных копий на ПК. Типичный провал, ну.

По логике Sony, сиквел был обречен на провал из-за смешанных отзывов на оригинал. Будто в индустрии не случались камбэки: другая эксклюзивная серия Sony, Killzone, стартовала с игры на 70 из 100 баллов, а сиквел получил аж 91 из 100 баллов и стал систем селлером PS3. Игры нельзя создавать, руководствуясь исключительно математикой, логикой и трендами, – иначе в истории было бы меньше провалов. К тому же разработчики – творческие люди, они не могут отдавать годы жизни работе по ТЗ.

И не станут: вскоре после отмены Days Gone 2 уволились ключевые фигуры команды Джефф Росс и Джон Гарвин. Можно сказать, PlayStation не только свернула разработку продолжения, но еще и убила студию, создавшую Syphon Filter и Days Gone. Ведь оставшихся сотрудников, согласно все тем же инсайдам, разделили на две команды: одну отправили работать над мультиплеерным спин-оффом The Last of Us Part II, второй поручили новую часть Uncharted. Последним все-таки удалось спасти достоинство – вместо «Анчартеда» они теперь делают совершенно новую игру на основе «механик открытого мира, созданных для Days Gone». Правда, непонятно, что из этого может выйти, учитывая нынешние состояние студии и требовательность PlayStation, но это другой разговор.

* * *

Каждый раз, когда очередной бывший разработчик Bend Studio публично шеймит PlayStation за убийство Days Gone 2, я задумываюсь о печальных перспективах PlayStation Studios. Нынешние боссы игрового подразделения Sony готовы пожертвовать всем ради премиальных блокбастеров с восьмизначными продажами. Целые команды, способные делать менее амбициозные, но яркие и уникальные игры, сейчас помогают Naughty Dog разрабатывать ремейк The Last of Us, мультиплеер The Last of Us и спин-офф Uncharted – пока на уровне слухов, но, кажется, так оно и есть. Все анонсированные эксклюзивы PS5 от внутренних студий – сиквелы или спин-оффы успешных игр. Не сомневаюсь, что они будут как минимум хорошими, но в долгосрочной перспективе текущий курс PlayStation ведет к катастрофе: компания просто задушит саму себя перфекционизмом и нежеланием рисковать.

Я просто надеюсь, что в ближайшие пару лет PlayStation Studios представит несколько совершенно новых IP, которые развеют мои опасения – желательно не сюжетные экшены от третьего лица. Иначе велика вероятность, что уже в следующем поколении PlayStation уступит своему главному конкуренту Xbox – ведь Microsoft постоянно финансирует новые и непохожие друг на друга проекты, а не сидит в одной нише.

Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только

Самая любопытная инди-игра 2022-го – экшен про бойца-китайца, который стареет после каждой смерти

В 2021-м я понял, что некстген переоценен. Теперь мне радостнее жить

Купил обе
6%
The Medium
Купил PlayStation 5
16%
PlayStation 5
Купил Xbox Series
10%
Xbox Series X
Не купил PlayStation 5, но хочу ее
25%
Sony PlayStation
Не купил Xbox Series, но хочу ее
7%
Xbox
Не купил ни одной и не собираюсь
36%
Steam
20 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Игра охеренная! Такая история. Да, и впрямь долго разгоняется.....Но я помню как на титрах, после последней катсцены сидел офигевший -"Чооооооооооо?!?!"- и уже хотел во что бы то ни стало вторую часть. И еще....Это лучший мотоцикл в играх что я помню. Когда прокачиваешь его, тюнингуешь, и он начинает прямо таки грызть землю под собой. Вторая часть Дейз Ган, игра, ради которой я мог бы разорится на пятую соньку. А с таким подходом, пусть сосут лапу - мне и на компе игр хватит.
+4
-1
+3
Игра средняя, зачем её финансировать
Потому что она отлично продалась, а сиквел мог стать лучше. Тем более что игра буквально клиффхэнгером заканчивается
+5
-2
+3
Ответ РокШок
А почему Вы забываете, что экземпляры идущие в комплекте с приставкой Сони тоже засчитывает как проданные? И раз у неё эта подробная статистика на руках, кто реально купил, а у кого она с консолью оказалась, и кто до куда дошёл, играя. ТО наверное у игры там не всё хорошо, не думали об этом?
Мне ещё кажется студия разработчик сама себе поднагадила. Они спустя некоторое время после выхода игры скатились в истерику, и начали обвинять всех и во всём и Сони, что она ничего не понимает и игроков, которые не хотят покупать их игру за полную цену, а только по скидкам. А со скандалистами никто особо сотрудничать не хочет.
+1
0
+1
А почему Вы забываете, что экземпляры идущие в комплекте с приставкой Сони тоже засчитывает как проданные?
И раз у неё эта подробная статистика на руках, кто реально купил, а у кого она с консолью оказалась, и кто до куда дошёл, играя. ТО наверное у игры там не всё хорошо, не думали об этом?
+1
0
+1
Думаю Сони просто хочет максимально узнаваемые и отличные друг от друга в темноте IP. А описание "Ластуха, но попроще сюжетно и в открытом мире" им не нравится. Возможно 3-я Ластуха будет в открытом мире и с ордами гриболюдей, и они решили просто в наглую все эти наработки "Дейс гон" засунуть туда.
+1
0
+1
Мне кажется, что ответ на поверхности - Sony просто испугались, что Days Gone продолжит тенденцию, которая задалась на старте, и не окупится. А у них ситуация такая, что Playstation - одна из существенных статей дохода Sony, в отличие от Xbox, который приносит Microsoft крохи (по сравнению с другими продуктами). Поэтому мы и наблюдаем, что Xbox может себе позволить выпуск какого-то нестандартного проекта (не забывая при этом про кор-проекты - все же видели, как пиарили Halo Infinite и Forza Horizon 5 перед их выходом), потому что им могут в случае чего докинуть средств, а Playstation всё строго выверяет, проверяет, банит идеи, которые не смогут выжать из игроков максимум, потому что если эти идеи не смогут выжать из игроков максимум - Sony просто-напросто избавится от Playstation, между прочим, уже спасшей корпорацию от банкротства (об этом достаточно подробно и интересно рассказал Алексей Макаренков).
Сам себя считаю сонибоем, однако не считаю выбранную Sony тактику верной, но в то же время могу их понять. И никак не могу на это повлиять.
+1
0
+1
Игра охеренная! Такая история. Да, и впрямь долго разгоняется.....Но я помню как на титрах, после последней катсцены сидел офигевший -"Чооооооооооо?!?!"- и уже хотел во что бы то ни стало вторую часть. И еще....Это лучший мотоцикл в играх что я помню. Когда прокачиваешь его, тюнингуешь, и он начинает прямо таки грызть землю под собой. Вторая часть Дейз Ган, игра, ради которой я мог бы разорится на пятую соньку. А с таким подходом, пусть сосут лапу - мне и на компе игр хватит.
Да, игра медленно, но классно раскачивается. Я в целом не люблю такие произведения, где «главное первые 10 часов перетерпеть», но здесь это реализовано хорошо
+1
0
+1
Номер один в моем хитпараде всех времен. А есть вообще хоть какой-то шанс, что Сони передумает и сделает вторую часть,
Такой шанс, конечно, есть. Вот только учитывая, что новый IP они делают на основе механик Days Gone – уже вряд ли вернутся к этой серии.
0
0
0
Номер один в моем хитпараде всех времен. А есть вообще хоть какой-то шанс, что Сони передумает и сделает вторую часть,
+1
-1
0
Ответ Andy93
Думаю Сони просто хочет максимально узнаваемые и отличные друг от друга в темноте IP. А описание "Ластуха, но попроще сюжетно и в открытом мире" им не нравится. Возможно 3-я Ластуха будет в открытом мире и с ордами гриболюдей, и они решили просто в наглую все эти наработки "Дейс гон" засунуть туда.
Третью ластуху после второй могут не купить многие люди.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий