Полет к Солнцу
Блог

В Cyberpunk 2077 нет настоящего киберпанка. Это просто фанфик с отсылками

Авторы любят жанр, но не понимают, что в нем главное.

Киберпанк как жанр – это боязнь будущего и прогресса, своеобразный луддизм или как минимум вопрос о моральности луддизма. Люди боятся технологий и того, что они делают с ними, как они меняют их на базовом уровне. Из этого страха вытекает естественный вопрос – «А что делает человека человеком?» – на который почти все работы в жанре и пытаются ответить. И еще в 90-е почти все уже получили ответ на этот вопрос: «Решайте сами. Никто не решит за вас».

Да, сеттинг киберпанка это не только замены конечностей на металл, война с корпорациями и стереотипные японцы с катанами. Это, конечно же, еще и месседж (часто глубоко запрятанный) о глубокой ценности человеческой жизни и тех условиях, в которые ее ставят. Это не просто боязнь будущего, но рефлексия перед ним. И это самый затасканный жанр.

Приходить в киберпанк без новых идей – бессмысленно

Киберпанк как жанр довольно разнообразный – сложно сравнивать «Лавину» Стивенсона с «Овцами» Дика. Но вот этот въедливый месседж и попытки его объяснить через контекст дистопичного будущего – везде.

«Бегущий по лезвию 2049» – прекрасный фильм от моего любимого режиссера. Я смотрел в кино его с открытым ртом. Но он не дает ничего нового жанру. И тут нельзя винить Вильнева – он сделал потрясающую картину, вложил в нее свои мысли и чувства и показал, как должен выглядеть отличный сиквел. 

Я люблю киберпанк, люблю его проявления и люблю его посыл. Но это жанр, который изжил себя. Если смотреть по датам выхода, то, наверное, последняя впечатлившая меня работа в нем – это «Эксперименты Лэйн», а ведь этому сериалу уже 22 года. Аниме, которое, как бы ни шаблонно это звучало, становится только актуальнее, задает новые вопросы – об интернете, о внутреннем понимании мира и связях людей. И даже отвечает на часть из них.

А Cyberpunk 2077 даже не пытается. Здесь есть шаблон, есть даже любовь к жанру, но нет искренности, которая ему просто необходима. И это было очевидно еще с первых трейлеров, в которых весь упор делался исключительно на том, что это: а) ролевая игра от создателей «Ведьмака» и б) в дистопичном будущем!

На самом деле Cyberpunk 2077 – это фанфик

Cyberpunk 2077 умело маскируется: делает вид, будто действие игры происходит в будущем в стиле киберпанк. Но на деле это ретро-футуризм. 

Нам дают картинку того, как киберпанк представляли на его пике в 80-е – здесь за морем отсылок и подмигиваний от разработчиков нет даже идеи о том, почему этот жанр так любим. Зато есть желание обыграть эту популярность, доказать самим себе, что вот, мы можем сделать игру о дистопичном будущем со злобными корпорациями. И если в «Фоллауте» этот сеттинг кажется естественным – да, ужасное будущее действительно могли представить так – то в Cyberpunk 2077 сеттинг лжет самому себе.

Давайте снова вернемся к катанам. Страх перед потерей статуса гегемона пронизывает весь американский киберпанк 80-х – Стас Погорский разбирал это подробно здесь. В 80-х самураи с катанами в сеттинге будущего недвусмысленно указывали на то, кто может перехватить власть у США в мире; в Cyberpunk 2077 это еще один простой штамп, который не привносит ничего, кроме визуала.

Сам же японский киберпанк как-то отлично обходился без таких пошлостей и банальностей (вместо этих штампов там меха). Когда жанр в 80-е пришел в Японию, то авторами ставился совершенно другой вопрос: «А вдруг светлый мир будущего и технологическая утопия несут в себе скрытую угрозу?» Об этом и «Яблочное зернышко», и Megazone 23, и многие другие примеры тех лет. Потому что в Японии киберпанк был вдохновлен счастливой жизнью 80-х, за которой последовал огромный экономический кризис. И с ним уже изменилось и само понимание жанра, и вопросы, которые он ставит.

Фанаты Cyberpunk 2077 в различных спорах о качестве игры с завидной регулярностью повторяют одно и то же: «Она напоминает мне «Бегущего по лезвию»/»Нейроманта»/»GiTS»/любой другой пример легендарного киберпанка в другом медиуме». И само по себе это довольно неплохо. Всегда приятно видеть отсылки к заметным событиям, знакомым местам или любимым фильмам. Проблема в том, что когда ничего кроме отсылок нет, вы из гениев превращаетесь в создателей фанфиков. Там тоже полно любви к оригиналу, доскональное знание лора и истории и порой даже прекрасная реализация. Но при всем этом фанфики остаются фанфиками – уютными, но не несущими никакой ценности.

В Cyberpunk 2077 же не просто мир, а даже само представление о нем, никак не отличается от стандартов, заложенных 30 лет назад – мы опять смотрим все того же «Бегущего» или читаем «Акиру». В случае Deus Ex это работало, потому что это был первый качественный киберпанк в играх, а игра отражала реальные страхи своей эпохи – 90-х. Но Cyberpunk 2077, пытаясь следовать примеру легендарной игры, превращается в ее сиквелы – вроде бы о тех же проблемах, в том же сеттинге, с теми же мыслями, но так вторично и неестественно, что от этого тошнит. 

И так нельзя поступать с умирающим жанром. В киберпанке, где философские размышления о бренности бытия и человеческой сути всегда были важнее сеттинга, нужно говорить новое. Если ты только миксуешь элементы, давно приевшиеся и пережеванные, то и на выходе у тебя получается не киберпанк – а просто кибер.

Настоящий киберпанк – в самой CD Projekt RED

Корпорации как зло и вообще антиконсьюмеризм – это устоявшийся штамп жанра, который давно стал одной из его основ. И есть элемент иронии в посыле этой игры – только CDPR о нем не думала.

Разработчики, которых когда-то обещали не загонять в кранч, трудятся день за днем не только над релизом, но теперь и над его исправлением. Становятся корпоративными дронами, которые под гнетом акционеров вынуждены выпускать незаконченную игру. Да, их труд оплачивается лучше, чем во многих компаниях Европы. Но стоит ли оно того? Ведь именно о таком превращении личности в элемент перемалывающей  машины и идет речь почти во всех значимых историях в киберпанке.

Руководителям CDPR шлют угрозы в твиттере, их ругают на тематических форумах и сабреддитах. Но ругают не за 60-часовые рабочие недели для разработчиков, а за то, что они не закончили игру вовремя. И это тоже киберпанк – возможно, даже слишком дистопичный.

За всеми багами, проблемами с запусками, падениями акций и извинениями студии можно не заметить настоящий киберпанк. А он давно среди нас.

Cyberpunk 2077 – все концовки игры

История Assassin’s Creed 2007: начало мегафраншизы, построенной на костях «Принца Персии»

91 комментарий
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Как это часто происходит с людьми, погруженными в какую-то тему и посему трепетно к ней относящихся, автор скатился в оголтелый эссенциализм. Киберпанк - это, дескать, обязательно про природу человека/сознания и гуманистический посыл, а поскольку поляки ничего нового по этой теме сказать не смогли, то и ценности в игре нет. Однако, руководствуясь этой же логикой, абсолютно так же можно обесценить весь жанр киберпанка. Коль скоро, согласно автору, вопрос, определяющий жанр - это "что делает человека человеком?", а границу между фанфиком и произведением искусства можно пересечь, прежде всего, внеся что-то новое в этот дискурс, получается, что весь жанр изначально мертворожденный, ведь этот вопрос был поставлен еще на заре человеческой истории, а аналогичные предложенным киберпанковскими авторами ответы были даны чуть ли не сто лет назад Кьеркегором/Камю/Хайдеггером и далее по списку.
Лично я с такой трактовкой категорически не согласен и глубоко убежден, что и киберпанк как жанр, и киберпанк как игра, и любой другой объект искусства заслуживают восхищения, если есть люди, у которых они это восхищение вызывают. Если есть люди, которые относятся к ним с такой любовью, с которой автор относится к жанру киберпанк.
+26
0
+26
"Ну такое..." (с)

Автор мало говорит о сути игры, больше размышляя о высоком.

Мне кажется, половину тех произведений, что автор назвал, в CDPR даже и не читали / смотрели никогда.

Игра ведь действительно подана под соусом "От создателей того самого Ведьмака", а не "Для фанатов киберпанковского жанра". Обычные обыватели, "нормисы", и не станут проводить параллели с творениями, назваными автором, так как слышали о них, в лучшем случае, вскользь и не более.

В общем, наверное подобное душнилово и я разводил, когда увидел, во что начали превращаться "Престолы" после пятого четвертого-пятого сезонов.
Уж не в обиду Ивану.

Но порой великие знания - это, действительно, как завещал Танос, проклятие. Кто проклят доскональным знанием определенного жанра, тот никогда не будет доволен тем, что под ярлыком данного жанра издается и выпускается. Точка.
+13
-2
+11
здоровья и счастья тем, кто читает этот комментарий
спасибо, Владислав, храни вас Николай Чудотворец!
+8
0
+8
здоровья и счастья тем, кто читает этот комментарий
+7
-1
+6
Стоит только глянуть на автора мира киберпанка и ознакомиться с его творчеством, и тогда все станет на свои места.
Ваши ожидания - ваши проблемы
+6
0
+6
"В киберпанке, где философские размышления о бренности бытия и человеческой сути всегда были важнее сеттинга"
Субъективщина.
В массовом и хайповом продукте не может и не должно быть какой-то глубокой философии, только триггеры для включения СПГС у страдающих склонностью к нему.
Киберпанк - сеттинг, а сеттинг - набор штампов, которые чешут определенные фетиши у людей. Так вот, размышления на определенные ("киберпанковские") темы - такой же штамп и далеко не всем он заходит.
Что касается моего мнения, то атмосфера хороша, а вот сюжет отвратен, это одна из худших вещей, которую могли придумать: нарисовать отличный мир, по которому интересно бродить, а потом сказать, у тебя нет времени, лети по сюжету. Кстати, Балдурс Гейт последний такой же болезнью страдал, у них там вообще многое как под копирку.
+5
0
+5
Автор пересказал видос Дмитрия Кунгурова и накидал своего поверхностного дилетантского мнения. Автор, ты вообще играл в эту игру? Там только в побочных квестах поднимается тема перезаписи личности, упадка промышленности, скупка корпорациями фермерской земли, роли человека в корпорации, замены человеческого труда искусственным интеллектом и вопрос самоопределения сознания этого искусственного интеллекта. Если тебе не хватает психоделических образов и растертого в манную кашу объяснения происходящего. Спортсру как всегда обосрались.
+6
-1
+5
Я наконец-то в этом бреду. Здравствуйте Иван. Как я понимаю, вы человек не далекий, и считаете, как и большинство глупейших индивидов, что если в названии есть слово киберпанк, то оно определяется бегущим по лезвию и призраком в доспехах. Начнем с того, что Киберпанк 2077 имеет под собой книжную основу. Есть такой автор, издатель книг и тот, кто и придумал мир Киберпанка, зовут его Майкл Пондсмит. Он афроамериканец и создал он настольную игру под названием Cyberpunk 2013 в далеких 80ых годах, когда о таком жанре как киберпанк знали только из двух-трех книг. Так вот, данная игра-по его книгам. Что такое киберпанк как жанр? Это общий упадок. Деградация общества, местами до примитивизма, и одновременно с этим эра высоких технологий. С большим братом, которые не скрывает то, что он за всеми следит, контролирует и т.д. Киберпанк-не о рефлексии и не о том кто же человек и насколько он ценен на самом деле. Киберпанк-жанр в котором мы живем. И если вы скажите, что это не так, я рассмеюсь вам в лицо. Давайте рассмотрим черты киберпанка. Высокотехнологичное будущее, где роботизированные гаджеты выполняют за вас работу, где потеря конечности-не является финалом, где есть привилегированное меньшинство, которое кормит армии своей корпорации защищающей их от непривилегированного общества-большинства. Где такие черты характера как честь, правдивость, долг значат все меньше, а примитивные желания типа секса втроем, употребление наркотиков, убийства и грабеж, становятся не чем-то страшным, неприятным, грязным, а обыденностью. Когда люди, оправдывают это, придумывая новые и новые слова, за значениями которых не прячется ничего, кроме попытки оправдать себя перед обществом, чтобы человека не осуждали. Когда проститутка-честнее, правдивее и человечнее власть имущих. И это все на фоне офигенно зрелищного будущего, где тяжелую работу делают машины, где связь друг с другом можно поддерживать на разных концах планеты, ну и в принципе мир становится технологичнее , синтетичнее, даже еда становится синтетикой понемногу. Похоже на наш мир, не правда-ли? Вы цепляетесь за книги,фильмы, аниме, которые распиарены в среде при помощи сммщиков, вам скормили голивудский, пластиковый, киберпанк. Хотя ручаюсь, что вы не смотрели экзистенцию, или Нирвану, или Риппо Мена. А ведь все эти фильмы-это как раз прямой киберпанк. Так что двойка вам, Иван, за понимание темы.
Cyberpunk 2077 - это канон
И сейчас я буду открывать вам, что не изучил тему "сабжа", но решил "похайпить" почему.
Начнем с ваших катан. Дело в том, что киберпанк 2013 - первая настольная игра по этому миру, была выпущена Майклом Пондсмитом на рубеже перехода из 70ых в 80ые. По сути, такие аниме как "Призрак в доспехах" и "Лейн", а так же фильмы типа "Бегущий по лезвию" и "Джонни Мнемоник" опирались именно на эту настольную игру. Свод правил слишком хорошо описывал то, что могло произойти и давал разгуляться фантазии. Катаны, кстати, тоже оттуда. Ибо была кампания Арасака, этакие гегемоны мира киберпанка, задавшие всему городу под названием Найт Сити - свой этнос, навязала свои правила и культуру, именно поэтому мы в игре можем встретить мегаблоки как в комиксах и фильмах о "Судье Дредде", японские мультикварталы "Призрака в доспехах", обвитых проводами нетранеров и людей как в "Лейн" и "Джонни Мнемоника" и неон как в "Нирване" и "Бегущему по лезвию". Учитывая, что арасака гегемон, они как раз и навязали свое холодное оружие-катану, сделали ее модной вновь. Катана-это не дань уважения или показатель того, кто мог прийти на смену США в фильмах и книгах о киберпанковских мирах, катана-это просто инструмент, с которым герой казался круче. Куча фильмов, сериалов, книг 80ых популяризировали катану не потому, что думали, что япония станет гегемоном, а потому, что катана=круто. Но Пондсмит был не исключением, поэтому катана в игре, как ни смешно-канон ибо игра по его настолкам.
Проблема в том, что человек незнающий, а вы-именно не знающий, не сделавший "домашнюю работу", и не изучивший откуда киберпанк 2077 берет корни, и откуда берут корни японские аниме сериалы и фильмы из 80ых и 90ых, что плачевно. Но киберпанк 2013, а за ним киберпанк 2020 и киберпанк v3, и киберпанк ред, это целая серия настольных игр которые решили воплотить в игру компьютерную. Прежде чем писать мне ответ, я настоятельно рекомендую вам ознакомится с трудами Пондсмита. Хотя я в принципе настоятельно рекомендую вам больше не писать, ибо так поверхностно тему не обозревал еще никто, но вы справились.
Настоящий киберпанк-это критиканы на новостных каналах и в нижнем интернете.
Как фронтэнд разработчик, я могу вам расписать почему произошли те или иные события в сидипроджект ред, но вам это будет не интересно, да и опять хватанете лишь верхушку айсберга. На самом деле зло таится даже не в корпорациях, а в людях за ними стоящими. Так как вы написали статью в довольно корпоративной газете-вы корпорат. И я корпорат в связи с моей работой так же. Но что лучше, "хейт" ради "хейта", или всеж подробный разбор? Начну с того, что мне игра нравится, деус экс, который тоже брал основу с книг Пондсмита - "киберпанк 2020", такой же как и сама игра ки
+6
-1
+5
Ответ Dmytro Surov
Что такое жанр пост-апокалиасиса? Он задаёт какие-то принципиально новые вопросы? "Что я буду делать когда на меня нападут зомби?" Действительно, идея того насколько хрупка цивилизация заслуживает целого раздела литературы. Хорорры с зомби) Это все просто смена декораций с аниме девочек и эльфийских лучников к суровым выживальщикам в пустоши. Суть одна. Это может быть хорошо написаная книга или игра, но это просто развлечение, лунапарк, который не имеет ничего общего с глубоким литературным анализом в этой статье
Я думаю, что если рассуждать такими категориями, то все можно свести к простому мономифу
+5
0
+5
Не знаю, с отсылками на авторов уже ниже описали более подробно, а так натягивание совы на глобус. 
Во первых это реально игра по настолке больше, чем по жанру, и слишком много людей придумали свой мир по вселенной основываясь на своем восприятии темы и не хотят принимать ничего другого. 
В игре есть попытки вставить банальные филовоские темы и некоторые даже весьма не плохо отражены, но в итоге он особо не влияет ниначто. 

Да и 2077 реально хорошо вышел в плане атмосферы, люди возвели в абсолют погоню за удовольствием и деньгами, еще тему толерастии не раскрыли, но это видимо им нынешняя повестка не позволила сделать.                 
+4
0
+4
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий