Как работает игровая цензура в Китае
Все очень серьезно.
Должно быть, вы сталкивались с понятием «Великий китайский файрволл». Другое его название – проект «Золотой щит», система фильтрации содержимого интернета в Китае. Она закрывает доступ к определенным сайтам и ресурсам по всей стране. Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «черному списку» IP-адресов. А иностранные поисковые системы (например, Google, Yahoo и Bing) обязаны аналогичным образом фильтровать результаты поиска.
В стране запрещен доступ к ряду популярных веб-сервисов и онлайн-медиа. Среди них: Facebook, Twitter, Gmail, Wikipedia, CNN, New York Times и другие. С помощью «Золотого щита» правительство КНР пытается построить альтернативную интернет-среду, которую будет легче контролировать сверху. Фильтры с одной стороны не пропускают материалы с критикой китайского правительства, с другой – ограждают национальные интернет-компании от сильных зарубежных конкурентов (вместо Facebook и Twitter в Китае широко распространена соцсеть Weibo).
Игры тоже попадают под файрвол?
Мобильные и компьютерные игры в Китае подлежат официальной сертификации. До марта 2018 года этим занимался SAPPRFT — государственный орган, отвечающий за печать, телевидение, радио и кино. В число его обязанностей входила выдача лицензий всем играм, издаваемым на территории Китая. На смену ему пришла организация SART, которая занимается исключительно радио и телевидением. Кинематограф и СМИ на себя взял отдел пропаганды Компартии страны.
Это спровоцировало разногласия между двумя департаментами китайского правительства – по сути, функцию выдачи лицензий играм никому не передали . Из-за этого девять месяцев издатели не могли выпустить ни одного нового тайтла — лишь те, которые были одобрены ранее SAPPRFT.
Несколько лицензий выдало Министерство культуры Китая, но они оказались недействительны. Так, Monster Hunter: World вышел в КНР 8 августа, но уже через пять дней убран из цифровых магазинов – разработчиков обязали оформить возврат денег всем, кто купил игру.
Из-за заморозки лицензирования значительно упали акции китайских издателей видеоигр. Особенно сильно пострадала компания Tencent, которая потеряла в стоимости больше 150 млрд долларов.
Почему это важно для издателей?
Китайский рынок – основной для всех игровых издателей. В августе 2018 года аналитическая компания Newzoo опубликовала прогноз о состоянии китайского видеоигрового рынка в 2018 году. По данным специалистов, он займет первое место в мире по объему, а совокупная выручка индустрии в стране составит 37,9 млрд долларов, из которых 23 млрд придутся на мобильные игры, еще 14,4 млрд — на ПК-игры, а 0,6 млрд — на консольные тайтлы.
При этом геймерами себя считают почти 619 млн человек (чуть меньше половины общего населения страны), а совершают внутриигровые покупки — 94% из них. Показатели США – второго по доходности рынка – в 4 раза ниже. Если бы Китай не возобновил выдачу лицензий, издатели лишились бы огромной доли доходов.
Выдача лицензий возобновилась в конце года
В декабре в КНР заработало новое ведомство, которое стало отвечать за выдачу лицензий – Комитет по этике в онлайн-играх. За первые месяцы его работы сотрудники оценили 20 видеоигр. Издание gameindustry.biz сообщило, что девять игр получили отказ в регистрации. Остальные заявки в Комитете отклонили до тех пор, пока не будет «устранен моральный вред». Что именно имеется ввиду под этой формулировкой, не уточняется.
Достоверно известно, что одним из проектов, отправленных на доработку, стал мультиплеерный шутер Rainbox Six: Siege. Издатель игры был вынужден изменить внешний вид некоторых карт и внутриигровых иконок. Также разработчики заменили изображения оружия в интерфейсе, убрали из всех локаций игровые автоматы, следы крови и контент с сексуальным подтекстом — например, неоновую вывеску с танцовщицей на карте «Клуб»:
Изначально предполагалось, что издатель не будет создавать отдельную версию игры для Китая, а внедрит изменения в международную версию. Единая версия игры для всех регионов позволила бы сэкономить силы, а также оперативно вносить изменения и исправления. Но из-за протеста игроков от этой идеи отказались – для КНР выпустили отдельный клиент игры.
За полгода Комитет успел выдать лицензии 1000 играм. Как сообщает аналитическое агентство Niko Partners, приоритет отдавался играм от китайских разработчиков и издателей – всего 30 лицензий было выдано иностранным проектам (22 – игры для мобильных устройств, 5 – для ПК, 2 – для консолей). Популярный во всем мире Fortnite остался без лицензии на внутриигровые продажи.
Новые правила лицензирования
10 апреля Китайская государственная администрация по прессе и публикациям (SAPP) – регулятор, которому подконтролен Комитет по этике онлайн-игр, – рассказала, как будет работать система сертификации контента.
- В Комитет войдут игровые эксперты и ученые, которые будут следить за тем, чтобы выходящие в стране проекты соответствовали китайским ценностям.
- Будет введен лимит на количество выданных лицензий в год. Таким образом, китайские власти намерены сдержать поток похожих или низкокачественных игр. Кроме того, на рынок КНР не будут допускаться маджонги и симуляторы покера. Аналитики предполагают, что в течении года Комитет будет выдавать около 5000 лицензий.
- SAPP займется изучением и внедрением систем по борьбе с игровой зависимостью. С 2007 года китайские власти ограничивают время игры на ПК для несовершеннолетних 3 часами в день. Возможность совершать внутриигровые покупки заблокирована. Теперь всех издателей мобильных игр также обяжут добавлять в свои игры аналогичные системы по борьбе с зависимостью. Впрочем, это лишь незначительно повлияет на игровую индустрию КНР – основной доход ей приносят люди старше 18 лет.
- Через процесс сертифицикации теперь будут проходит и HTML-5 игры. Это значит, что тайтлам из социальных сетей и мессенджеров также потребуется лицензия на издание.
- Китайские издатели должны будут сами заняться регуляцией своих игр. В компаниях появятся независимые команды редакторов, которые должны проверять проекты перед отправкой на одобрение в SAPP.
- Приоритет будет отдаваться исторически достоверным играм а также тем, которые продвигают традиционную китайскую культуру.
Дополнительно SAPP выпустила руководство для издателей по тому, как подходить к процессу одобрения:
- Если игра — это часть франшизы, то об этом должно быть сказано отдельно. В противном случае, регулятор посчитает, что у проекта такое же название, как и у другого, и не выдаст лицензии.
- Если у онлайн-игры есть оффлайновые компоненты, то разработчики должны объяснить, как они работают.
- В играх не должно быть изображений мертвых тел или обилия крови. При этом просто сменить цвет крови нельзя.
- Мобильным издательствам не нужно присылать SAPP смартфоны с предустановленными своими играми.
- Издателям не нужно предоставлять печатную версию запрещенных слов для каждой игры. Теперь достаточно цифрового списка.