25 раздражающих вещей из 2025-го в Доте. Содрогаемся и прощаемся!
Оставайтесь в уходящем году!
2025 год подходит к концу. А в Доте под его окончание вот-вот грянет большой патч, который, надеюсь, полностью перелопатит игру.
По этому поводу я вспомнил целых 25 отвратительных и поломанных вещей из Доты 2025-го – то, от чего уже тошнило, и что страшно вспоминать до сих пор. Вещи, подобные которым я бы ни за что не хотел увидеть в будущем году. Поехали!
📌 Подпишись на нашу телегу про Доту: инсайды, розыгрыши и топовые тексты
1. Массовые Доминаторы. Все ключевые изменения, которые привели к мете Доминаторов и даже «The Dominational 2025» случились в этом году. И лучше бы ничего из этого не происходило – смотреть, как крипы хороводят или безопасно отпушивают пачки довольно быстро наскучило. Это мало напоминает Доту.

2. Керри-Марси, как прямое следствие метовости шлема. С крипом героине всегда есть кого баффнуть, от кого отпрыгнуть и можно очень быстро набирать фарм. Сильно настолько, что выглядит как абсолютный мрак, который безумно надоел еще на Инте.
3. Dawnbreaker с быстрым Аганимом в каждой игре. В какой-то момент героиня стала настолько ультимативным пиком в матчмейкинге, что буквально сформировала вокруг себя мету – заставляла мгновенно выбирать против Сайленсера или Аппарата! Потому что в противном случае в расхлябанной пабликовской игре нельзя было выиграть ни одной драки. Но даже прямые контрпики успеха не гарантировали.
4. Огромный пенек Фуриона. Ironwood Treant довольно давно нас покинул, но сколько же боли он доставил любому, кто сталкивался с ним в игре: автовин на 25-м уровне и вечно сплитящие и осаждающие пеньки-катапульты. Мне талант очень-очень нравился, но его поломанность с точки зрения дизайна игры была очевидна.
Впрочем, даже потеря аспекта не выбила Фуриона из меты.

5. Телега Кентавра. Способность, которая была мемом на релизе, совсем недавно доросла до сильнейшей в игре – история такая, что фильм можно снимать! Кажется, возможность спасти союзника из любой передряги и сделать его временно неуязвимым чересчур сильна. Над ней стоит поработать.
6. Beastmaster со Скипетром. Да и без Скипетра. На протяжении всего года Бист оставался чрезвычайно гибким и концептуально поломанным персонажем, который весь год получал лишь минорные нерфы. Во многом, благодаря нечестному Аганиму – именно он позволял персонажу быть одинаково эффективным с разными сборками и в разных игровых ситуациях. Я надеюсь, что хотя бы под конец года он получит по заслугам.
7. Misanthropy Лешрака. Когда с этим аспектом нажимается вторая способность, то сгорают далеко не только враги. Слишком уж чудовищный урон, который в одиночку держит Лешего на плаву!
8. «Современный Тинкер» – Puck. Как оказалось, чудесный дракончик куда хуже смышленца: неуловимый, бесконечно сплитящий линии и настолько мощно выходящий в позднюю стадию игры, что ему там практически нет равных. Серьезно, добравшись до Октарина, Пак не дает покоя вообще никому: изгаляется над саппортами и корами, наносит миллион урона и до посинения скипает пачки. Он и сейчас настолько силен, что даже Хекс давно не панацея.
9. Blood Sport Марса. В этом аспекте весь год бесило абсолютно все – от чужеродной неприятной механики блокировки обзора до ее совершенно корявой реализации в самой игре! Ведь до сих пор она на чисто техническом уровне ломает работу нескольких способностей. С этим давно нужно что-то сделать
10. Outworld Staff и, в частности, его взаимодействие с Omnislash. Пожалуй, в своей изначальной версии, это была одна из самых сильных нейтралок в истории Доты. Но больше всех от нее пострадали игроки на Джаггерах, которым каждый раз прерывали их ультимейт после получаса игры.
11. Sister’s Shroud – без лишних слов. И, конечно, здесь будет мой любимый клип о том, насколько прекрасна эта нейтралка.
12. Reverberating Silence. Помните такой аспект у Сайленсера? Его удалили только в мае – пять месяцев 2025-го он действительно мучил дотеров: героя распробовали, Глобал становился настоящей проблемой, а с Рефрешером Сайленсера вряд ли можно было победить.
13. Старый Шард Фантомки. Эту абсолютно поломанную вещь тоже убрали в большом майском патче. И видеть, как всего за 1400 золота лопаются ДК, Спектры и Бристлбэки, я больше не хочу никогда!
14. Жирнющая оффлейн-Медуза с Метеором и Глейпниром. В какой-то момент Горгона стала практически неубиваемой тройкой, а еще обрела идеальную сборку, пуш-потенциал и кучу контроля. Это выглядело прикольно и необычно, но, если не против Антимага, слишком уж сильно.
15. Багнутая огромная змея Расты. В общем-то, змея сама по себе осталась, но вот ее сломанный (в прямом смысле слова – это был баг!) урон по Рошану убрали. Так что на халяву заполучить для команды Аегис уже на 15-й минуте вдвоем с тиммейтом-саппортом больше не получится. И на том спасибо.
16. Glimmer Cape на всех героях – мета от Tundra. Одно время 33 покупал его буквально в каждой игре: на Бисте, Бристле, СК, Думе – плевать на ком, Глиммер – и точка!

А Дурачье вообще собрал его на Фантомке впервые в истории про-Доты!

17. Ликан через альфа-волков – один из главных кошмаров любого саппорта в начале года. Уже с 11-го уровня в любой момент в тебя могли вгрызться 2 огромных жутких пса и разорвать на куски! Тогда Ликан настолько всем надоел, что игроки против него начали адаптировать сборки, покупая массовые Мидасы или Дагоны, чтобы уничтожать надоедливых альфа-волков.
18. Мидовый Тини с Khanda и Crash Landing. Ох, как давно я не умирал с одного прокаста! Да что там с прокаста – просто с Тосса! Ведь с Кхандой Тини для убийства саппорта часто хватало лишь второй способности.
19. Никс с Mind Flare убивающим крипов и непонерфленным Scuttle. О, это был настоящий монстр и одна из сильнейших четверок меты – простой, сильный и эффективный. То, что с первого уровня он мог активно подфармливать лес, выводило его общую ценность и, как следствие, эффективность на невообразимый уровень.
20. Оффлейн-Зомби – ужасающе сильный лейнер и носитель аур. До полномасштабных нерфов персонаж появлялся в каждом драфте – те же NAVI успешно использовали его даже в качестве мидера!

21. Naga-Naga-Naga-Naga – бесконечная Сирена. Героиня и все упоминания о ней будут в бане и в этом тексте. Пусть здесь, как и в самой Доте, никто не вспоминает ее поломанности.
22. Earthshaker с Шардом и Кайей, убивающий пачки за километр. Ну, это прямо олицетворение кансерного геймплея. Особенно много проблем с персонажем стало после выхода Арканы в сундуке после TI – он месяц обгонял Пуджа по совокупному количеству пиков во всей игре! И как же он надоел.
23. Huskar, как ультимативный лейнер. Уж не знаю, винить ли в этом Falcons, которые уверенно забирали героя уже в первой стадии, или что-то/кого-то еще, но от количества Хускаров в матчмейкинге в последнее время прямо трясет. И ведь мало что с ним сделаешь – хороводы пачек не назовешь приятным и оптимальным геймплеем. А других опций игра сама по себе практически не предоставляет.

24. Красный и зеленый драконы. По ходу календарного года Dragon Knight периодически всплывал в качестве монструозного керри. Хорошо, хоть один из аспектов – Fire Dragon – сильно понерфили, но герой и с зеленым до сих пор активно кошмарит матчмейкинг и про-сцену. Что же такого нужно сделать с этим DK, чтобы им совсем перестали играть?
25. Snapfire, ее Full Bore и Шард. Бабуля и ее лейнинг и скейлинг на протяжении полугода – просто кошмар! Кажется, что урон от Full Bore изначально был очень далек от адекватного, а разгон с осколком – едва ли не лучший в Доте. До сих пор Снэпка – саппорт мечты. И до патча это точно не изменится.
* * *
Уходите вместе с 2025 годом и никогда не возвращайтесь!































