В Доте доминируют только два региона – а что с остальными?
От редакции: Привет, вы в блоге Елизаветы Петровой, или «Геймерши в душе». Здесь я пишу о киберспорте, турнирах и в целом о Доте. Подписывайтесь, будет интересно!
Первую половину 2025 года можно считать одним из самых необычных и ярких периодов для профессиональной сцены Доты. Казалось бы, еще недавно на мировой и международной арене киберспорта царили сильнейшие команды из Китая, Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Теперь все крупные турниры выигрывают составы из Восточной и Западной Европы. И только!

Почему же другие регионы так сдали позиции? Неужели фанаты больше не увидят легендарных сражений, как битва Восточной Европы и Китая в гранд-финале The International 10, где в напряженной серии столкнулись Team Spirit и PSG.LGD? Превращается ли мировая профессиональная сцена Доты в битву Западной и Восточной Европы, где другим нет места? Разберемся в этом материале.
Статистика, которая не оставляет шансов
Результаты крупных турниров – главное доказательство того, что нынешняя профессиональная сцена Доты представляет собой битву двух гигантов: Восточной и Западной Европы. Да, победить на чемпионате нелегко. Однако многие команды из других регионов с трудом выбираются даже из групповых (самых начальных) этапов. Рассмотрим наглядно:
На PGL Wallachia Season 3 организаторы пригласили команды из Восточной Европы, Южной Америки, Западной Европы (Team Falcons учитывается как команда из Западной Европы) и Китая. Также через квалификации прошли составы из региона MESWA (Ближний Восток и Юго-Западная Африка) и Северной Америки. Однако «пережили» самую первую стадию турнира только два участника из Китая, все остальные – из Восточной и Западной Европы.


ESL One Raleigh 2025 – ситуация схожая: 4 команды из Западной Европы, 3 команды из Восточной Европы и по одной из Китая, Юго-Восточной Азии, MESWA, Северной и Южной Америки. До основной стадии турнира, помимо Западной и Восточной Европы, дошла лишь Nigma Galaxy – представитель MESWA.


А теперь обратимся к списку участников главного ежегодного чемпионата мира по Доте – The International 14:
На турнир прямое приглашение получили 3 команды из Восточной Европы (Team Spirit, BetBoom Team и PARIVISION), 3 – из Западной Европы (Team Liquid, Gaimin Gladiators, Team Falcons и Tundra Esports) и 1 из Китая (Team Tidebound).
По результатам региональных отборочных квалификаций на чемпионате выступят еще по два состава из Западной Европы и Юго-Восточной Азии, а также по одному из Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Китая.
При этом в закрытых отборочных на TI14 с регионами творился бардак. Например, в квалификации Западной Европы 5 из 10 команд представляли Восточную Европу. И это помимо отдельных отборочных для ВЕ, куда попали еще 10 участников.

Почему же другие почти не способны конкурировать?
Перейдем к самому трудному вопросу: почему составы из других регионов перестали быть сильными. Ведь было время, когда профессиональную сцену покоряли команды из Китая (PSG.LGD или Vici Gaming), Северной Америки (Evil Geniuses) и другие. Причин, как мне кажется, три:
Китай: отсутствие молодых талантов из-за ужесточения регуляций в гейминге (несовершеннолетние могут проводить в играх лишь ограниченное время, что не позволяет достичь высокого мастерства), возросшая популярность League of Legends, влияние мобильного гейминга, а также отсутствие новых звезд и ориентиров. Вдобавок «старички» переживают закат славы и уже не способны показывать прежний уровень.
Северная Америка: уход из дисциплины топовых киберспортивных клубов (Evil Geniuses, TSM, Quincy Crew), недостаток молодых талантов и отток игроков в другие регионы (чаще в Западную Европу), а также популярность конкурирующих игр.
Азия и Южная Америка: отсутствие молодых талантов, разница в мастерстве по сравнению с другими регионами, популярность конкурирующих игр (особенно в сегменте мобильного гейминга, где хватает своих звезд и доминирующих команд).
Еще одной причиной может послужить банальная разница в стратегическом и механическом мастерстве киберспортсменов. Например, китайские команды любят долго фармить (зарабатывать золото) и избегать любые сражения при проигранных линиях. Южноамериканские составы фанаты «бесконечных» драк, которые зачастую оказываются неоправданными (теряют экономику и отстают по уровням).
А что же у Европы?
Еще в конце 2023 года менеджер Team Spirit Дмитрий «Korb3n» Белов называл Восточную и Западную Европу самыми сильными на профессиональной сцене. По его словам, причина в том, что команды сохраняют свои составы из лучших игроков или делают точечные замены.
Саппорт команды BetBoom Team Виталий «Save-» Мельник считает, что главное преимущество Восточной Европы – появление молодежи, которая показывает себя в сильнейших составах региона.
«Некоторые из них играют в Spirit и PARIVISION – rue, 9Class, Satanic, Dukalis. Для СНГ это преимущество перед остальными. В других регионах нет молодых игроков, а у нас есть. Именно поэтому наш регион так силен в последние годы», – отметил Мельник.
Бывший профессиональный игрок и стример Александр «Nix» Левин же полагает, что на успех и мастерство киберспортсменов из Восточной Европы в последние годы в основном повлияла победа Team Spirit на The International 10.
«Дота в СНГ держится на наследии Team Spirit с The International 2021. Исключительно. Потому что пять ноунейм-пацанов стали миллионерами долларовыми. Огромное количество детей пошло повторять их мечту. Слишком [большой] хайп был. Слишком [крутая] история, гигантская. $40 млн, плюс еще это с COVID-19 совпало. Это то самое время, когда компьютерные игры на пике были: и стримы, и так далее», – считает Левин.

Можно сказать, что успех западноевропейской Доты возрастает в какой-то степени благодаря победам команд на The International. С 2017 года победителями всех TI, за исключением TI в 2021-м и 2023-м, были составы из Западной Европы (Team Liquid, дважды OG, Tundra Esports и вновь Team Liquid).

Главный минус битвы двух регионов
Несомненно, фанатам киберспортивной сцены из Восточной и Западной Европы приятно наблюдать, как на каждом турнире выступает их любимая команда, побеждает или занимает приличные места.
Однако подобные турниры, откровенно говоря, просто надоедают. Фанаты устают от чемпионатов, где в гранд-финале в очередной раз встречаются пары PARIVISION – Team Spirit, Team Liquid – Tundra Esports или Gaimin Gladiators – Team Liquid. Учитывая, насколько плотный график соревнований в последние годы на киберспортивной сцене Доты, за подобными сражениями следить уже не столь интересно.
Исключением, конечно же, может стать текущий турнир – PGL Wallachia Season 5, с которого, как минимум, уже вылетела западноевропейская команда Tundra Esports. В плей-оффе в верхней сетке все еще продолжает борьбу китайский состав Xtreme Gaming, так что, возможно, ему еще удастся удивить фанатов профессиональной сцены.

* * *
Нельзя отрицать, что первая половина 2025-го – период расцвета и яркого успеха команд из Западной и Восточной Европы. Но это не значит, что в дальнейшем будет так же. Особенно на The International – исключительном турнире для любой команды. Туда приезжают побеждать!
Подписывайтесь на Telegram-канал «Геймерша в душе» – новости о киберспорте, турнирах и «Доте»
































1) засилие 322 и последовавшие за этим баны, выкосившие большую часть тир-2 сцены
2) снижение призового инта - уж очень подозрительно все китайские орги побежали из игры ровно в тот момент, когда призовой инта вернулся к уровню пары лямов