5 мин.

Разбираемся в вопросе века: Dota 2 – стала казуальной или нет?

Стремимся к «Лиге Легенд»?

Dota 2 – одна из самых популярных MOBA в мире. С момента запуска проект Valve значительно изменился – в игру добавили множество новых механик, которые упрощают жизнь новичкам. В сообществе уже давно не утихают споры: можно ли считать текущую Dota 2 казуальной и доступной для широкой аудитории или она все еще слишком сложна и требует практики 1000 часов? Разберемся в этом материале.

Откуда взялись разговоры о казуальности?

Кажется, будто в одном предложении вообще невозможно сосуществование «Доты» и «казуальности», ведь в игре более 120 героев, свыше 300 аспектов, около 1000 талантов, у всех персонажей свои Aghanim’s Scepter и Aghanim’s Shard, огромная карта, уйма объектов, обширный арсенал предметов и так далее. Однако после каждого крупного обновления в сообществе вновь вспыхивают разговоры об одном – «Дота» становится проще. Почему же это происходит?

В большинстве своем пользователи сравнивают текущую Dota 2 с ее более ранними версиями, в которых играть было сложнее. Не было такого количества подсказок или просто информации о том, какие предметы покупать, как правильно передвигаться на карте, какие действия нужно выполнять. Раньше саппорт бегал на 40-й минуте с одним «ботинком» и ему было крайне трудно, не умерев первым в драке, нажать хотя бы одну полезную кнопку.

Но «старая Дота» не была сложнее – она была просто другой (и матчи с друзьями веселее, и трава зеленее).

Кажется, такой «Дота» была совсем недавно

Игра действительно упрощается?

Если сравнивать версию Dota 2 в 2013 году и текущую, то разница очевидна. Большое количество элементов стало действительно проще. Вспомним старый выбор персонажей: помните, как приходилось прокручивать иконки героев? Сейчас есть возможность настроить полноценную индивидуальную сетку. Вдобавок в нынешнем интерфейсе проще увидеть множество важных моментов: подробные характеристики героя, тайминги рун, Рошана, лотосов и алтаря мудрости, советы по сборке предметов, отображение радиуса способностей, статусы эффектов.  

Большинство из этих «упрощений» действительно полезные – они делают игру более понятной.

Но есть и странные элементы, которые «оказуалила» Valve. Например, устали нажимать одну-две кнопки на Bristleback? Ничего, разработчики добавили для вас автоприменение Quill Spray. Хотите сосредоточиться на фарме крипов, не задумываясь о приобретении предметов? Так теперь можно включить автоматическую покупку и доставку артефактов. 

Но стоит отметить, что сложность «старой Доты» заключалась в недоступности информации: раньше было трудно найти актуальные и сильные сборки, контрпики, советы по перемещениям. Сейчас же сложность «Доты» – объем информации, который нужно учитывать в голове. 

Все-таки текущий интерфейс «Доты», по сравнению со старым, выглядит намного приятнее

Что же стало сложнее?

Появление огромного количества новых механик и объектов на карте привнесло в «Доту» разнообразие, но главное – привело к усложнению геймплея. Сейчас пользователям необходимо задумываться о выборе героев и предметов под определенную ситуацию, следить за таймингами рун, лотосов, Терзателя и Рошана, постоянно захватывать смотрителей. 

Если сравнить текущую Dota 2 с профессиональной сценой в годы третьего или четвертого The International, можно заметить – раньше игроки только дрались, соревнуясь в лучшем фарме и механическом нажатии кнопок. Вспомните, как один керри-игрок мог выиграть сражение 1х5? А сейчас попробуйте в мидгейме на фармящей роли в одиночку забрать хотя бы саппорта. В нынешней Dota 2 важнее вклад каждого, макро-игра, перемещение по карте и выбор правильных моментов для базовых действий с объектами.

Однако подобные аспекты наводят на мысль, что сейчас «Дота» во многом сводится к тому, кто просто делает лучше базовые действия: быстрее убьет Терзателя и Рошана, разрушит все башни, вовремя атакует оппонента. Будто раньше в игре было больше творчества и вариативности.

Победа в нынешней «Доте» чаще зависит от чистоты и реализации базовых действий

А должна ли «Дота» быть сложной?

В эпоху популярности короткого контента и излишней простоты назревает резонный вопрос: а стоит ли вообще усложнять Dota 2 или оказуаливание – правильный путь? С одной стороны, снижение порога вхождения способна привлечь новых игроков, так как «Дота» часто отпугивает своей сложностью. При этом игра может потерять свою идентичность («Дота» всегда была для преданных фанатов), разочаровать опытных пользователей и нанести вред киберспортивной составляющей (слишком простые матчи станут неинтересны зрителям).  

Но Valve сохраняет баланс между усложнением и оказуаливанием игры. Разработчики не забывают о новичках (в 2019 году появился отдельный режим для новичков), поддерживают нерейтинговые режимы (в патче 7.39 был изменен Ability Draft, а ранее – баланс в Turbo) и оставляют возможность проводить время в кастомках. Так игра остается глубокой и сложной для тех, кто этого требует, но доступной для тех, кто жаждет развлечений.

Что в итоге?

Dota 2 – по-прежнему невероятно сложная игра с высоким порогом вхождения. При этом для опытных игроков она стала попросту удобнее, ее интерфейс – понятнее, а выбор – разнообразнее (но не легче!). Сейчас с «Дотой» проще взаимодействовать.

И пока «Дота» продолжает эволюционировать, ясно одно – она не стала казуальной. Поэтому продолжаем наслаждаться игрой, ведь в дальнейшем нас ждет, вероятно, еще больше новых механик, интересных изменений и многого другого.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Геймерша в душе» – новости о киберспорте, турнирах и «Доте»