Болельщики в киберспорте – какие они?
Объясняем.
Спортс’’ x Signal (part of ONY) провели большое исследование «Паттерны поведения спортивных болельщиков». И получили интересные выводы:
«Футбол сохраняет лидерство среди других видов спорта для поколений X и Y, однако у поколения Z интерес к нему снижается. У зумеров падает интерес к традиционным видам спорта:
футболом интересуется только 37% мужской аудитории;
хоккеем – 21%;
биатлоном/лыжами – 11%.
При этом стоит отметить стремительный рост интереса к киберспорту среди зумеров (45% у мужчин и 25% у женщин) – это свидетельствует о смене парадигм и утрате интереса к традиционным видам спорта среди молодой аудитории».
📌 Читайте исследование целиком по этой ссылке
Как так вышло, что у нынешнего молодого поколения резко сменился курс с традиционного спорта в сторону кибердисциплин? Кем является обычный киберспортивный фанат? Разбираемся в этом тексте.
Где и почему киберспорт настолько популярен у молодежи?

Детство поколения Z буквально завязано на компьютере и интернете. Молодежь зачастую не представляет свою жизнь в мире без техники: на момент рождения устройства уже были и активно развивались, а знакомство с ними проходило естественно.
Время, уделяемое ПК в детстве у поколения Z, сопоставимо со временем, проводимым в школе, на улице и в спортивных секциях. Компьютер очень быстро стал значимой и неотъемлемой частью жизни.
Чтобы поиграть на ПК и получить удовольствие, не нужно никуда ходить, что-либо делать и как-то физически напрягаться. От погоды тоже ничего не зависит.
Молодежь в относительно богатых и теплых странах больше времени проводит вне дома, так как погода позволяет и даже благоволит. А вот на севере под дождем и по снегу особо в футбол не побегаешь, проще запустить катку в Доту. Поэтому на профессиональной сцене Доты и КС десятки и сотни киберспортсменов из России, Дании, Финляндии, Швеции. И единицы из Италии, Испании и Греции.
Материальное положение граждан тоже очень сильно влияет при выборе увлечения. Киберспорт – относительно дешевое хобби. Один раз в жизни купил компьютер или телефон и играй сколько хочешь. Большинство современных киберспортивных дисциплин бесплатные, а значит, и доступные. Вдобавок индустрия выступает социальным лифтом.
Так, в теплых, но не самых богатых странах тоже встречаются огромные фан-базы киберспорта. В Бразилии и Турции обожают КС, в Перу играют в Доту. А мобильный киберспорт в Юго-Восточной Азии развивается семимильными шагами: телефон в разы дешевле компьютера, но остальные вводные все те же – доступность, дешевизна и возможность подняться и заработать денег.
Почему в киберспорте нет классической культуры боления?

Согласно исследованию, киберспортивный клуб Team Spirit у молодежи популярнее, чем «Зенит», «ЦСКА» и «Спартак».
Большой любитель Доты и КС часто в какой-то степени эскапист. Он так или иначе уединяется в игре, закрывается от окружающего мира по разным причинам. Что-то ему не нравится или он испытывает проблемы в определенных аспектах жизни. А, может, просто так хочется.
Такой человек зачастую не любит шумных компаний и не особо горит желанием выходить из дома. И смотрит матчи он всегда в одиночестве, ведь для этого не нужно никуда ехать. Достаточно лишь гаджета и интернета. Любитель киберспорта не привык разделять свои эмоции с другими.
Классический спортивный болельщик – антипод. Это человек, который с детства или юности в тесном контакте с другими людьми: на стадионе, в компании с друзьями или другими фанатами. Он очень социализирован и стремится быть в компании, в эпицентре движения И разделить эмоции с кем-то для него привычное дело.
Поэтому в киберспорте слэм, заряды, плакаты и баннеры длиной во всю трибуну – огромная редкость. Но всегда есть исключения: болельщики из Южной Америки или Юго-Восточной Азии часто очень шумно поддерживают свои команды. На мейджоре по КС в Рио были отменные фанаты! Но и те пришли из футбола.
Трибуны на мейджоре заряжают футбольные фаны. Создали свою тусовку, с ними болеет Фоллен
В Доте старички с теплотой вспоминают Manilla Major в 2016 году. Местная публика заполоняла арену уже в 8 утра и взрывалась овациями при каждом игровом моменте:
Однако такое поведение фанатов киберспорта – скорее исключение, чем правило. Особенно в Доте, League of Legends и других MOBA-играх. Ведь в них темп матча зачастую ниже, чем в шутерах, а острых моментов значительно меньше. Исход решается не за пару напряженных односекундных моментов, а через долгое и методичное наращивание преимущества.
В КС и других шутерах все иначе. Там в каждом раунде висит напряжение. Два игрока выбегают друг на друга – кто кого перестреляет? За долю секунды решается дальнейший расклад сил в раунде и его судьба. А где накал страстей, там и эмоции игроков и болельщиков.
Ультрас – жемчужина CS! В Доте никогда не будут болеть так же
По сравнению со спортом, фанаты в киберспорте скорее напоминают зрителей в театре. Постоянный рев трибун, прыжки и песнопения встречаются не так часто, как в том же футболе. Поэтому когда звезды сходятся и на турнир приезжают активные болельщики, получается настоящий праздник.
Впрочем, есть еще один важный нюанс: болельщики в киберспорте приносят значительно меньше денег, чем в футболе и хоккее. Отчасти потому, что увлекаются соревнованиями далеко не самые обеспеченные люди.
В киберспорте болеют за игроков, а не за клубы

Киберспорт сформировался таким образом, что клубов с постоянной и нерушимой фан-базой практически не существует. Во-первых, здесь нет никаких территориальных привязок.
В классическом спорте есть региональность, клубность. И вот эта любовь по принципу: «Я из Краснодара – значит, всю жизнь болею за «Краснодар». Буду ли я топить только за российские клубы в Доте или КС? Должен ли я? Абсолютно нет.
Киберспорт глобален изначально по определению. Региональных клубов не существует, минимальная точка отсчета – страна или даже целый регион. Если речь идет о европейских организациях, то никто и не вспомнит, откуда родом Liquid, G2 или Tundra.
Во-вторых, команда в большинстве киберспортивных дисциплин состоит из 5 человек. Клубы не брезгуют делать несколько точечных замен за год, а то и вовсе фундаментально изменить состав. В межсезонье происходят так называемые «решаффлы» – периоды, когда команды в пределах региона или по всему миру тасуют игроков между собой.
Это приводит к тому, что болеть за клуб нет никаких оснований. Сегодня одна организация в топе благодаря такой-то пятеркой игроков. Завтра ее уже нет, вместо нее другая, а результаты на дне.
Поэтому болеют либо за конкретный костяк команды, либо за игроков по отдельности. Порой популярность клуба внезапно улетучивается при смене всего одного человека. Далеко ходить не надо: Gaimin Gladiators в Доте.

Чемпион трех мейджоров из трех в рамках одного сезона, победитель «второго» чемпионата мира от шейхов, дважды вице-чемпион мира. Команда, внезапно ставшая гегемоном и завоевавшая мировую популярность.
3 игрока состава – европейцы, один из США, а на ключевой позиции выступал русский парень Антон Шкредов с никнеймом Дурачье. После каждого трофея он давал интервью, ходил на подкасты и был всегда в инфополе всегда. Всего за один сезон Дурачье стал самым популярным русскоязычным киберспортсменом: на его телеграм-канал сейчас подписаны почти 250 тысяч человек.
После второго подряд проигранного финала ЧМ команда принимает вероломное решение убрать Антона из состава. И вдруг внезапно оказалось, что Gaimin Gladiators без Дурачья никому не нужны. Клуб сначала захейтили за замену россиянина, а потом подтрунивали каждый раз, когда Шкредов обыгрывал бывших партнеров по команде и забирал очередные трофеи.
Прежде чем уйти в инактив, Антон так и не проиграл GG ни одного матча. А клуб остался лишь блеклой тенью самого себя, без прежних результатов и фан-базы. Хотя поменял на тот момент всего одного игрока.
* * *
Киберспорт – совершенно другой продукт, с местами совершенно уникальной и несопоставимой спецификой. Но его то и дело сравнивают с классическим спортом, что не всегда корректно.
Киберспорт не конкурирует с традиционным спортом, он растет и развивается параллельно. И специфика киберспортивного сообщества это подтверждает.
* * *





























Но вообще дело, как мне кажется, не столько в самом футболе, сколько действительно в среде, в которой растешь.
У сестры в классе все смотрят Доту, КС и даже Валорант (откуда он взялся, не представляю) — зачем чего-то делать и куда-то ходить, на те же трибуны или на коробку, когда все есть под рукой — и так же можно поиграть и получить эмоции, не выходя из дома