5 мин.

Киберспорт – наш главный спорт прямо сейчас

Team Spirit как замена сборной.

Приближается четвертый год международной изоляции российского спорта. В индивидуальных видах появляются все новые поблажки, постепенно открываются юношеские командные турниры, но большинство чемпионатов по-прежнему остаются вне досягаемости. 

Позволю себе оценочность: даже самые громкие индивидуальные победы воспринимаются иначе, чем командные. Успехи Овечкина, Махачева, Сафонова, Андреевой или Дёмина вызывают гордость, но в меньшей степени создают то самое массовое коллективное переживание, ради которого спорт вообще существует как социальный феномен. Это радость за конкретного человека, а не ощущение общего движения.

Обычно такое переживание дает командный спорт – особенно игры сборных. Но командный российский спорт сейчас существует в странном режиме фантомной боли. Мы помним, как это было, мы знаем, как это должно работать, но в реальности смотрим товарищеские матчи и международные турниры дружбы. Большой командный спорт поставлен на паузу без конкретного таймкода.

И на этом фоне киберспорт выглядит почти неприлично естественным. Это едва ли не единственная сфера, где российские команды и игроки не просто присутствуют на всех главных турнирах мира без нейтральных статусов, но и формируют игровую повестку.

Обычно главной командой страны считается сборная. В киберспорте же привычных сборных (и турниров для них) практически нет. Но если клуб с 3–4 российскими игроками, российскими корнями и менеджментом побеждает на важнейшем турнире, разве это не ощущается как победа той самой главной команды страны? Восприятие здесь скорее эмоциональное, чем формальное: болельщики видят своих и радуются так, как радовались бы сборной.

В Доте и CS команды с российскими игроками уже несколько лет стабильно находятся в мировом топе. Важно даже не то, что они там присутствуют. Важно, что выигрывают – регулярно и по делу. Не как гости и не как исключение из правил, а как те, кто задает тон.

Пока в традиционном спорте мы продолжаем обсуждать, допустят ли, разрешат ли и в каком статусе, в киберспорте эти разговоры уже закончились в первые месяцы после февраля 2022-го. Киберспорт не делает вид, что политики не существует, но и не притворяется, что без нее невозможны соревнования. 

Есть и менее заметный, но важный эффект. Киберспорт сегодня выполняет ту же функцию, что когда-то выполняли большой футбол или хоккей. Он дает ощущение сопричастности. Возможность болеть здесь и сейчас – за тех, кто тебе близок и понятен. 

Немного цифр для понимания масштаба, что киберспорт сейчас далеко не локальное и маргинальное увлечение. У мужской части зумеров киберспорт уже самый популярный вид спорта, у миллениалов в топ-3. У зумерок же впереди киберспорта лишь фигурное катание, а Team Spirit входит в число самых популярных спортивных команд в стране вообще – не «в своем сегменте», а в целом.

Еще одна показательная деталь: с 2022 года в российском списке Forbes «30 до 30» больше всего номинантов именно из киберспорта. У хоккея – пять, у футбола – три, у фигурного катания – три, у киберспорта – десять. 

Причем это преимущество сохраняется, даже если не объединять кибердисциплины в одну категорию. Три номинанта пришлись на CS, шесть – на Доту и еще один – на Valorant. 

Это не случайно совпадает с тем, какие дисциплины вообще являются главными для нашего региона. Дота и CS – игры, которые в России давно стали массовыми, почти «народными». Но важнее другое: успехи в них заметны не только внутри страны, а считываются на глобальном уровне.

Российские игроки в Доте и CS уже несколько лет стабильно находятся среди лучших в мире. С 2021 года как минимум один россиянин выигрывает главный турнир сезона – мейджор в CS или The International в Доте. 

В Доте за последние четыре года чемпионами TI стали пять россиян – за все предыдущие годы был лишь один. И совсем поражающий факт: С 2023 по 2025 год во всех финалах крупных турниров участвовал минимум один россиянин: 34 финала подряд, 27 побед. Серия прервалась лишь на одном турнире этой осенью, но теперь вновь насчитывает уже 6 турниров подряд. А во внутриигровом мировом рейтинге в топ-15 сразу 7 россиян, почти половина.

В CS картина не менее убедительная. В прошлом году двумя лучшими игроками мира стали Даниил «Donk» Крышковец и Илья «M0nesy» Осипов. По итогам 2025-го к ним в пятерке лучших, вероятно, присоединится Дмитрий «Sh1ro» Соколов. А команды с преимущественно российским составом выигрывали мейджоры по CS в 2021-м, 2022-м и 2024-м годах.

📌Монеси популярнее Батракова. Съездил в их родной город и узнал почему

Можно сколько угодно спорить о том, спорт ли это вообще, но то, что киберспорт в России сегодня не только успешен, но и по-настоящему популярен, кажется уже фактом, а не предметом дискуссии.

На конец 2025 года это, по сути, все еще единственная сфера, где российские составы играют и побеждают на самых крупных международных турнирах и делают это не эпизодически, а системно. Возможно, именно поэтому киберспорт сейчас и выполняет ту роль, которую раньше брали на себя привычные командные виды спорта.

📌Про-Дота превращается в фигурное катание. Наши забирают все медали

📌10 лучших игроков в CS за 2025 год