«Орудия» Зака Креггера: главный хоррор года, которому плевать на тренды
Андрей Загудаев – о нашумевшем ужастике.
В небольшом американском городке внезапно пропадают 17 школьников из одного класса. Однажды ночью в 2 часа 17 минут они убегают из родных домов в темноту в позе главного героя «Наруто».
Местная полиция и родители начинают поиски, которые ни к чему не приводят. Зацепок и улик нет, но подозрения падают на классную руководительницу как на самую предсказуемую жертву. Та все отрицает и, побаиваясь общественной расправы, каждый вечер закупается водкой в местной ликерке.
Главное о фильме «Орудия»:
Дата выхода: 8 августа 2025 года
Жанр: хоррор
Режиссер: Зак Креггер («Варвар»)
Актеры: Джош Бролин («Мстители: Финал», «Старикам тут не место»), Джулия Гарнер («Озарк», «Квартира 7А»), Олден Эренрайк («Хан Соло: Звездные войны. Истории», «Оппенгеймер»), Остин Абрамс («Эйфория», «Охотники на гангстеров»), Бенедикт Вонг («Доктор Стрэндж») и другие.
Где смотреть: в кинопрокате
О чем фильм: несколько жителей небольшого американского городка ищут пропавших детей.
После успеха «Варвара» – несобранного, но очень изобретательного хоррора 2022 года, его автор Зак Креггер попал на карандаш ко всем голливудским киностудиям. Причем не только королям арт-кино (А24) или ужастиков (Blumhouse), но и основным мейджорам. Все они сражались за новую картину постановщика, а победила New Line, которая только Креггеру заплатила восьмизначную сумму за сценарий и режиссуру.
При всем уважении к коммерческому успеху «Варвара», тогда это казалось смелым авансом. Но после первого ударного уикенда «Орудий» в прокате ($70 млн по всему миру) и почти безупречной прессы New Line остается только поздравить. Уверен, что картину Креггера мы еще вспомним ближе к Новому году в разнообразных списках лучших фильмов.

В чем успех «Орудий»? Первая большая составляющая успеха – в рекламной кампании картины. Странные зловещие постеры, сайт якобы с трансляцией камер домов пропавших детей, школьные презентации ленты с размалеванными под монстров из фильма куклами и так далее. До выхода «Орудий» New Line создала в инфопространстве особую атмосферу вокруг картины, благодаря которой кто-то точно поверил, что перед нами не просто еще один хоррор, а экранизация настоящей городской страшилки. Эта стратегия работает уже 30 лет с выхода оригинальной «Ведьмы из Блэр» и будет продолжать работать еще столько же. И, кажется, хорроры – единственный киножанр, который способен так обманывать зрителя.
Вторая причина успеха – разумеется, качество фильма. «Варвар», при всей симпатии, был как будто набором страшилок, не всегда складно утрамбованных в общий сюжет фильма. К новому фильму Креггера такие претензии уже предъявить нельзя. «Орудия» обладают уже продуманной структурой, отсылающей зрителя к гипертекстовому кино (Hyperlink cinema) – многофигурным многослойным картинам, визитным карточкам, например, Роберта Олтмена и Пола Томаса Андерсона. Сам Креггер еще на стадии анонса сравнивал фильм с «Магнолией» Андерсона.
📌 «28 лет спустя»: как снятый на айфон хоррор затмил летние блокбастеры

Что это значит? Сюжет поделен на несколько глав, каждая посвящена важному герою фильма. Мы начинаем с истории той самой классной руководительницы, но это лишь первые примерно 20 минут хронометража. Далее мы посмотрим на загадочные события маленького городка глазами отца одного из пропавших детей, полубездомного наркомана, местного усатого полицейского и еще нескольких героев.
Переходя от главы к главе, Креггер не только дает зрителю новую информацию о произошедшем, но и слегка заметно, но постоянно повышает напряжение. Поначалу единственное, что пугает персонажей и нас с вами, – это скримеры. С каждой следующей историей арсенал Креггера постоянно пополняется новыми приемами. При этом режиссер прекрасно выдерживает паузы, чеканит ритм картины и переключается с быстрых сцен на (условно) медленные. Местами из-за этого авторского жонглирования даже создается иллюзия, что «Орудия» – это какое-то очень сложное, запутанное кино, но это не так. Наоборот, несмотря на хитроумную структуру повествования, это простейший линейный, но невероятно увлекательно рассказанный хоррор. И в этом его главное достоинство.

Креггер абсолютно внятен в сюжете не только первой половины глав, когда надо правильно представить каждого персонажа, объяснить его мотивацию и запустить личную историю в нужную сторону. Он так же хорош и ближе к финалу, когда отдельные судьбы героев уже сплелись в единую ткань основного сюжета. Даже финал, который, как кажется на первый взгляд, чуть провисает в своем дебюте, в последние минуты способен одновременно напугать, рассмешить и вызвать тошноту. При этом оставаясь понятным и логичным, разумеется, в рамках рассказанной мистической истории.
Ежегодно киностудии по всему миру выпускают сотни хорроров, но лишь один становится визитной карточкой. В последние годы такими стали «Собиратель душ» и, пожалуй, «Субстанция». У «Орудий» есть все, чтобы выиграть этот неофициальный титул в 2025-году. Это очень захватывающее и одновременно пугающее кино, но главное – сделанное без оглядок на современные тренды кино. В нем не чувствуется ни расчетливой продюсерской руки, ни мнений фокус-групп, ни попыток повторить уже пройденное (кроме отсылки к большому многофигурному кино).
Такие фильмы нередко разукрашивали прокат в 1970-е и вплоть до начала нулевых, когда миром стали окончательно стали править франшизы. Именно поэтому «Орудия» – небезупречный, но такой живой фильм – так ценны именно сегодня.
* * *
Больше обзоров новинок кино – в блоге Андрея Загудаева:
«Голый пистолет»: симпатичное, но беззубое продолжение великой франшизы
«Счастливчик Гилмор 2»: Адам Сэндлер снова матерится и играет в гольф
«Главы государств»: пластмассовое бадди-муви от Ильи Найшуллера
































