«Голый пистолет»: симпатичное, но беззубое продолжение великой франшизы
Андрей Загудаев – о пародийной комедии с Лиамом Нисоном.
После неудачной операции по поимке воров-террористов в лос-анджелесском банке Фрэнка Дребина (Лиам Нисон), честь и свет городского полицейского отряда, отстраняют от дела и вешают на него случай попроще — аварию с летальным исходом. Волею судьбы эти два события (ограбление и авария) оказываются связаны друг с другом через миллионера Ричарда Кейна (Дэнни Хьюстон). Вскоре отстраненный, но не сломленный Дребин узнает, что ученые, работающие на бизнесмена, создают какое-то устройство, которое может привести к гибели человечества.
Главное о фильме «Голый пистолет»
Дата выхода: 1 августа 2025 года.
Жанр: пародийная комедия
Режиссер: Акива Шаффер («Чип и Дейл спешат на помощь», сериал «Бруклин 9-9»)
Актеры: Лиам Нисон («Список Шиндлера», «Заложница»), Памела Андерсон («Шоугёрл», «Спасатели Малибу»), Пол Уолтер Хаузер («Дело Ричарда Джуэлла», «Фантастическая четверка: Первые шаги»), Дэнни Хьюстон («Чудо-женщина», «Ворон») и другие.
Где смотреть: в кинопрокате
О чем фильм: Фрэнк Дребин-младший продолжает дело своего славного отца.
Франшизе «Голый пистолет» через несколько лет стукнет 40. Комедия Дэвида Цукера с Лесли Нильсеном в главной роли была одной из вершин эпохи 1980-х-начала 1990-х, когда пародийные фильмы пользовались огромной популярностью. Сегодня этот жанр почти мертв. И новый «Голый пистолет» с Лиамом Нисоном, вместе с находящейся в производстве новой частью «Очень страшного кино», должны по идее вернуть пародиям былую славу.
Почему студии вспомнили о слэпстиках именно сегодня сказать сложно. Но одна из самых рабочих теорий: усталость большой киноиндустрии от запретов, самоцензуры, связанных с распространением так называемой woke-культуры. Последние годы Голливуд был одержим поддержкой гендерного разнообразия, расового равноправия и других тем, боясь что-то и где-то ляпнуть. Но сейчас всем как будто требуется разрядка. Woke-культура отходит на второй план, а в моду снова входят честные и глуповатые комедии (см. сиквел «Счастливчика Гилмора»). И новый «Голый пистолет» прекрасно вписывается в эту волну.

Новую картину с Лиамом Нисоном поставил Акива Шаффер, известный в первую очередь недавней полнометражкой про Чипа и Дейла. Он взял за основу настроение и ритм картин Цукера и просто снял еще одну чудовищно глупейшую и смешную комедию как будто из 1980-х. А для дополнительного эффекта к новому «Голому пистолету» просто обязаны выйти авторский переводы от классиков жанра — уверен с ними свежий фильм расцветет еще сильнее.
Как и многие пародии, «Голый пистолет» 2025 года можно поделить условно на две части. В первой, где мы узнаем персонажей и знакомимся с завязкой, количество тупейших шуток на квадратный сантиметр фильма не поддается исчислению. Девочка с леденцом, сбитый несколько раз один и тот же велосипедист, транспортировка автомобиля краном как из автоматов с игрушками и постоянные гэги про кофе — это лишь 1% шуток, которые авторы запихнули в этот небольшой 80-минутный фильм. И если вы хоть раз видели «Аэроплан!», «Горячие головы», оригинальный «Голый пистолет» и другие подобные картины, и влюблены в жанр, вы почувствуете в новом фильме себя как дома.

Во второй количество гэгов чуть снижается, а авторы и артисты в кадре переключаются на завершение истории. И оказывается, что новый «Голый пистолет» — это еще одна комедия об очередном свихнувшемся американском техно-миллиардере, который при помощи предельно идиотского устройства и плана пытается очистить человечество, как он сам выражается, от лишних людей. И надо отдать должное создателям, они буквально бьют себя по рукам, чтобы шутки ни в коем случае не заслоняли собой развитие истории. В этом плане «Голый пистолет» — пример комедии, которая не разваливается нарративно к финалу, а держит зрителя до самой последней сцены.
Памела Андерсон и Лиам Нисон вместе! Актер встретил любовь спустя 16 лет после смерти жены
Но все это, конечно, не могло состояться без правильных артистов. На стадии анонса многие ругали выбор Лиама Нисона на главную роль, но он тут совершенно на своем месте, хотя и предельно далек по актерской пластике от своего экранного отца Лесли Нильсена. Нисон тут скорее похож на Чарли Шина в «Горячих головах» — обезоруживающая серьезность, которая на фоне всеобщей тупоты происходящего только повышает градус юмора. Дэнни Хьюстон в образе этакого очередного Илона Маска также органичен — его герой по правилам злодеев в пародийных фильмах является смесью гения и клинического идиота.

Но две главные звезды фильма — это конечно, Памела Андерсон в роли классической нуарной femme fatale и находящийся всегда на втором плане Пол Уолтер Хаузер, напарник Дребина. Обоих на экране (особенно Хаузера) меньше, чем хотелось, но каждый эпизод, в котором они появляются, он молниеносно присваивают себе. Например, я еще не скоро забуду пение Памелы в сцене в клубе и кунг-фу упитанного Хаузера в финале картины.
Кажется, что невозможно не влюбиться в новый «Голый пистолет». Это действительно очень смешная и одновременно душевная комедия в олдскульном стиле. Но у фильма все-таки есть одна, но фатальная проблема: картина с Нисомом при обилии юмора и многочисленных отсылок к оригиналу и другой классике, остается юмористически совершенно беззубой картиной. Попытаюсь объяснить.

Любой большой пародийный фильм всегда отталкивался от темы, эпохи и современных (или не очень) героев. Первые «Горячие головы», например, пародировали не только «Топ Ган», но и вообще все лощеные открыточные коммерческие хиты 1980-х, «Аэроплан!» отталкивался от фильмов-катастроф, а тот же оригинальный «Голый пистолет» — от полицейского кино 1970-80-х. Новый фильм как будто мечется между несколькими ипостасями: с одной стороны, он как будто воскрешает франшизу с Нисоном, с другой — снова пародирует полицейское кино чуть заглядывая в нуар (зачем? почему?), при этом по юмору опираясь на нулевые годы. И если вы никогда не слушали Black Eyed Peas, не знаете о скандале с Джанет Джексон на «Грэмми» и не сталкивались с другими мемами десятилетия, то большая часть шуток пролетит мимо вас.
К тому же сам градус юмора тоже как будто снижен. Фильмы 1980-х позволяли себе яркие и острые политические шаржи, шутки на грани международного скандала (если несколько преувеличить), а все на что способны авторы нового «Голом пистолета» — это напоить в одном из эпизодов подростков бесплатным пивом. Да, понятно, современная геополитическая ситуация, наверное, не позволяет кинематографистам шутить как 30 лет назад, но это не значит, что нельзя пытаться. Например, тот же «Саус Парк» ежемесячно взрывает инфополе очередной серией. И если бы в новом «Голом пистолете» была хотя бы щепотка подобного юмора, это сделало бы фильм ярче и пикантнее во всех отношениях.

И еще важно, что новый «Голый пистолет» и его авторы как будто не понимают, на какой стул ему окончательно присесть. То ли быть оммажем классике, то ли двигать жанр пародий в современные массы, то ли просто дурачиться, как это делали отцы и деды жанра 30-40 лет назад. И поэтому фильм при всем своем олдскульном очаровании — это смешная, по-хорошему кринжовая, но очень обтекаемая и беззубая картина. В ней нет изящества фильмов братьев Цукер, Джима Абрахамса и Мела Брукса, нет их нахальства, юмористического нахрапа. Нет острых углов, и в конце концов — своего узнаваемого лица.
Но при всем при этом новый «Голый пистолет» совсем не хочется долго и серьезно ругать. Как минимум потому, что после довольно успешного старта в прокате (почти $29 млн сборов в первый уикенд при бюджете в $42 млн), фильм действительно может стать первой весточкой по воскрешению огромного комедийного жанра, по которому лично я очень сильно скучаю.































Надо глянуть