Почему «Баскетбол Куроко» совсем не про баскетбол?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
«Баскетбол Куроко», безусловно, культовое аниме. Красивые матчи, харизматичные герои, пафосные монологи — всё это сделало тайтл одним из главных представителей жанра спокон. Однако, если рассматривать его с позиции спортивного аниме, его достоинства становятся менее очевидными.
Это зрелищное шоу, но со спортом у него отношения, мягко говоря, сложные. Если вы хотите увидеть историю про настоящую командную игру, про борьбу, развитие и дух соревнования, то здесь это всё либо едва намечено, либо полностью игнорируется.
Итак, почему же «Баскетбол Куроко» проваливается именно как спортивное аниме?
Суперспособности: шоу вместо спорта
Это самое очевидное. И да, наверняка вы уже слышали критику суперсил в «Баскетболе Куроко». Но дело не только в том, что герои делают нереальные вещи вроде бросков через всю площадку или исчезновения с поля зрения. Проблема глубже: такие способности убивают саму интригу матча.
Когда смотришь игру, где один персонаж может забить с любой точки (Мидорима), а другой видит будущее (Акаши), возникает вопрос: какой в этом смысл с точки зрения спортивного состязания? Отсутствие ограничений у этих персонажей лишает спорт главного – борьбы. Такие способности могут быть интересны в аниме, но они искажают саму суть спорта, где победа достигается преодолением собственных пределов и оттачиванием мастерства через упорные тренировки.
Для сравнения, возьмите «Волейбол!!». Там тоже есть эффектные моменты, вроде высоких прыжков Хинаты, но они не выходят за рамки реального спорта. Каждый мощный удар или сложный блок в волейболе Карасуно — это результат тренировок, командного взаимодействия и анализа соперника. Нет чувства, что кто-то читерит, и поэтому каждая победа ощущается заслуженной.
А в «Баскетболе Куроко» герой просто «включает» свою суперсилу, и матч решён.
Где команда? Это два игрока против всех
Баскетбол — это спорт, где важны взаимодействие и синергия. Пять человек на площадке, и каждый должен быть частью единого механизма, иначе игра развалится.
Но в «Баскетболе Куроко» вся команда — это, по сути, Куроко и Кагами. Остальные игроки Сейрин — скорее статисты. Да, у них бывают свои яркие моменты, но они не играют определяющей роли в исходе матчей. Всё сводится к тому, что один «невидимый ассистент» (Куроко) помогает другому «непобедимому прыгуну» (Кагами).
Вы можете возразить, что в баскетболе такое возможно, ведь, например, Майкл Джордан побеждал всех в одиночку. Да, Майкл был выдающимся игроком и выиграл 6 титулов НБА, но добился бы он такого успеха без помощи Пиппена, Гранта или Родмана?
Аниме «Ао Аси» предлагает более реалистичный взгляд на спорт. Главный герой мечтает стать форвардом и решать исходы матчей в одиночку, как «поколение чудес». Однако реальность оказывается иной: в академии тренер обучает его комбинационной игре и ставит на позицию крайнего защитника, где он может полностью раскрыть свой потенциал и приносить пользу команде.
В «Баскетболе Куроко» идея команды просто отсутствует. А ведь это один из ключевых элементов спортивных историй.
Где напряжение? Всё предсказуемо
Хорошее спортивное аниме держит тебя в напряжении до последней секунды. Даже если ты понимаешь, что герои, скорее всего, выиграют, ты всё равно переживаешь за них. Ты видишь, как они выкладываются, как ищут слабости соперника, как преодолевают себя.
В «Баскетболе Куроко» такого напряжения нет. Почему? Потому что всё решается сверхспособностями. Каждый раз, когда герои сталкиваются с сильным соперником, они просто «прокачиваются» и побеждают.
А теперь вспомните «Пинг-понг». Там напряжение создаётся не спецэффектами, а внутренними конфликтами героев. Победа или поражение меняют их судьбы и заставляют переосмыслить себя. Даже зритель начинает сомневаться, что победа — это всегда лучшее, что может случиться с персонажем.
В «Баскетболе Куроко» таких сомнений не возникает. Всё слишком упрощено: есть плохие парни, есть хорошие парни, и хорошие всегда побеждают, включив новую «силу».
Эволюция силы без внутреннего роста
Рост героя — это основа любого спортивного аниме. Мы хотим видеть, как персонажи учатся, преодолевают свои слабости, становятся лучше не только как игроки, но и как люди.
В «Баскетболе Куроко» рост персонажей сводится к тому, что они «разблокируют» очередной суперприём. Куроко остаётся тем же тихим парнем с «невидимой» игрой, Кагами — тем же сверхталантливым атлетом. Они не меняются внутренне, их характеры никак не развиваются.
Сравните это с «Волейбол!!», где Кагеяма в начале – замкнутый и высокомерный гений, который не умеет общаться с другими и считает себя выше остальных. Но по ходу сюжета он постепенно открывается, учится находить общий язык с товарищами, признавать свои ошибки и работать над собой. Он не только совершенствует свои навыки в волейболе, но также становится более зрелым и эмпатичным человеком.
В «Баскетболе Куроко» персонажи лишь наращивают силу, но не проходят путь личностного роста.
Почему это важно?
Часто можно услышать, что аниме не обязано быть реалистичным. Однако, когда речь идет о спортивных историях, отсутствие реализма искажает саму суть жанра. Спокон スポ根 сокращен от японского «спорт» + «сила воли». Это рассказы о преодолении себя, командной работе и достижении целей через упорный труд.
Подменяя эти ценности сверхспособностями, «Баскетбол Куроко» предлагает лишь иллюзию спортивной драмы, лишая зрителя возможности сопереживать реальным усилиям и достижениям.
Заключение
«Баскетбол Куроко» яркое развлекательное шоу. Но оно не про спорт. Если вы хотите увидеть настоящие спортивные истории, где герои борются с собой, растут и работают в команде, лучше обратить внимание на «Волейбол!!», «Пинг-понг» или «Первый шаг».
«Баскетбол Куроко» можно посмотреть ради эффектных бросков и пафоса. Но как спортивное аниме оно оставляет слишком много вопросов.