История Сobblestone – мертвой карты, которую обожали все
Даниил Савкин вспоминает легенду.
Забавно: люди, которые начали играть в CS:GO в с 2020-го по 2023-й, могут и не знать о существовании Cobblestone. Забавно, но понятно. И чуть грустно – от того, что максимально необычная карта с красивейшим замком теперь на свалке.
Cobble сделал создатель Dust и Dust2. С первого раза карта не получилась
Создатель Cobblestone – Дейв Джонстон. Это не рандомный чувак, который случайно залетел в мапмейкинг и сделал одну карту. Британец – автор культовых Dust и Dust2, а до СS он дизайнил уровни в Half-Life и Doom.
Dust вышел в 1999 году, Dust2 – в 2001-м. В промежутке между релизом двух культовых карт и появился Cobblestone.
Джонстон загорелся идеей сделать карту с доминантой в виде огромного замка. Дейв обратился за помощью к Крису Аштону – человеку, который делал текстуры для Dust и для следующих проектов британского мапмейкера.
Дейв так хотел сделать этот чертов замок в CS, что особо не запаривался над неймингом, – и назвал локацию de_Castle (замок, собственно). У мапмейкера были грандиозные планы на новую локацию: он хотел добавить холмы, озера и фуры телевизионщиков, которые по лору должны были взрывать террористы. Но планы так и остались грандиозными и так и остались планами.
У Джонстона не было подходящих текстур для фур, а при создании он не использовал никакие референсы. Просто творил, как чувствовал. Получилось так себе. «В результате получилась огромная серая масса, которой я безмерно гордился, но она не соответствовала строгим требованиям, чтобы стать еще одной официальной картой CS», – вспоминал Дейв. Но он не отчаялся.
История Dust2 – главной карты в CS. Автор боялся делать сиквел и даже назвал его Dust3
Сobble создавался с оглядкой на Dust. А работа над картой заняла всего 8 дней (или 8 часов)
После неудачи с de_Castle Джонстон кардинально поменял подход к карте с замком. Дейв решил: раз Dust так всем зашел, то почему бы не взять его за основу в проектировании новой карты.
При этом возникла сложность: перенести похожую на Dust структуру на локацию, где обязательно-обязательно должен быть замок, оказалось непросто. Выход из ситуации был потешный, но действенный. Джонстон слегка отошел от оригинальной задумки и смешал текстуры замка с текстурами фермерского домика. «Благодаря ограничениям движка Half-Life (или «мощности», как мы это тогда называли), не имело большого значения, что текстуры не совсем соответствовали архитектуре, на которую я их приклеил. Точно так же, как оригинальный Doom считался реалистичным в 1993 году. Текстуры отлично смотрелись вместе, независимо от того, как я их компилировал», – рассказывал Дейв.
Джонстон сам точно не помнит, сколько он потратил на создание карты: 8 дней или 8 часов. Но это было самое короткое время, за которое он задизайзнил локацию в CS.
Cobblestone релизнули в СS Beta 6.5 – вместе с Aztec и Italy. Карта не взорвала, хоть и заняла свою нишу – профессиональную. Она куда больше подходила для соревновательной игры, чем тот же Dust. Но соревноваться с пыльной локацией по популярности (тем более, после релиза Dust2) было невозможно.
Cоbble цеплял двумя вещами. Гигантизмом – карта был ну очень огромная. И необычным внешним видом – замок действительно выделялся. Плюс Cobble – рай для снайперов (как раз сходство с Dust): на карте полно открытых мест, где у игроков с AWP преимущество.
В CS:GO Cobble добавили в 2013-м. Карта стала еще больше (и лучше)
Cobblestone пережил все версии CS: 1.6, Source, Condition Zero и GO, куда карту сперва не добавили. Она появилась в игре в декабре 2013-го – вместе с Overpass в обновлении Winter Offensive.
Карту сильно переработали – прежде всего, визуально. Теперь локация стала реально походить на средневековый замок, в которые еще засунули музей – он заменил однообразные проходы на точку Б. А большинство ящиков поменяли на другие декоративные элементы, более подходящие под стилистику.
Также карта стала еще больше.
Дейв Джонстон не занимался Cobblestone с версии для CS 1.6; он отмечал, что реализация карты в CS:GO – топ: «Версия карты для CS:GO вызвала у меня огромную улыбку на лице. Valve добилась того, чего не смог я, причем осталась верна оригинальному набору текстур, поместив карту в реальный замок и добавив туристическую информацию, музей и так далее. По сути, так Cobble должен был выглядеть с самого начала».
Cobblestone добавляли в игру сразу с прицелом на соревновательную сцену. Тогда в CS:GO вообще произошла революция – маппул расширили до семи карт. Cobble был одной из них, поэтому над ним еще долго и кропотливо работали. Основная задача заключалась в достижении баланса, потому что поначалу у спецназа было большое преимущество.
Tuscan – легендарная карта из Counter-Strike. Игроки ждали ее возвращения 10 лет!
Cobblestone убрали на переработку – и испоганили
Cobble играли на десяти мейджорах, а в 2018-м карту убрали на переработку. Ну, убрали и убрали. Тогда никто и подумать не мог, что замок больше не вернется. Потому что в чем точно не давала усомниться Valve, так это в умении переделывать карты. До Cobblestone разработчики перерабатывали Train, Nuke, Inerno и Dust2. И никаких вопросов не возникало: обновленные версии получались только лучше.
Но с Cobble произошел сбой: новая версия оказалась никому не нужна. Карту испоганили. В особенности точку А. Оттуда убрали почти все укрытия, чем сделали плент очень сложным для защиты после постановки бомбы. И легким для ретейка.
Добавили спорное решение: теперь КТ могут в одиночку забираться в дропрум (раньше требовался буст). Теперь, если словить тайминг, можно было очень быстро оказаться в спине у терров.
В соревновательный маппул Cobblestone не вернули. Valve то ли вовсе не планировала так делать, то ли понимала, что после переработки требуется еще одна переработка. А в 2019 году карту даже из матчейкинга убрали – из-за низкой популярности. По сути, этим решением Valve тихо призналась, что реворк не удался.
Обрубок Cobblestone доступен в режиме «Напарники», а на полноценной версии можно побегать на дезматче. Карта умерла.
Cobblestone стала культовой из-за одного скина. И вы его знаете
При каждом редком обновлении маппула реакция комьюнити плюс-минус одна и та же: новое отвергают, старое просят вернуть. Тут-то и вспоминают Cobblestone. За почти 20 лет он не стал прям суперпопулярной картой, но точно запомнился – по совсем другой причине.
У каждой карты в СS:GO есть коллекция скинов – и они довольно редкие. Получить пушку оттуда можно либо дропом после катки (что маловероятно), либо за просмотр матчей на мейджоре. Там выпадает сувенирный набор, в котором собраны все скины.
В коллекции Cobblestone самым желанным и редким скином была AWP «История о драконе» или «Драгонлор». О ней мечтали все.
Раньше система дропов сувениров была устроена так: за просмотр матча на мейджоре выпадал набор соответствующей карты. Выпадал не гарантированно, а рандомно. Cobblestone не был популярной картой и среди про-команд, поэтому всякий раз, когда его пикали – люди радостно врубали твич и смотрели катку. Хотя всем было абсолютно все равно, кто играет и кто выигрывает. Главное, чтобы матч продлился как можно дольше – лишь бы выпал заветный наборчик.
А когда наборчик выпадал, вставал вопрос, что делать дальше: продавать, оставлять или открывать. Сене как-то выпал сувенир с Cobble, и он записал видео на две минуты, в котором просто его открывает (и, естественно, ловит ширпортреб). Ролик набрал 500 тысяч просмотров. И вряд ли бы сейчас набрал меньше.
Цена набора с Cobble была гораздо выше, чем с других карт. В среднем стоимость начиналась от двух тысяч рублей. А сейчас – от 60 000. Коллекция и раньше ценилась, а после того, как карту убрали, редкость возросла еще сильнее. «Драгонлоров» теперь все меньше и меньше.
Cobblestone (а с ним и новую партию «Драгонлоров») вряд ли вернут в маппул. Хотели бы, уже давно вернули бы, а не делали новое и не выкупали права на другие карты.
* * *
Каждая карта уникальна по-своему, это правда. Но Cobble был особенным, хоть и не стал шедевром маппинга. Кому еще, кроме Джонстона, приходило в голову зафигачить гигантскую карту с замком? Да сделать это так, чтобы такую карту любили и постоянно на ней играли.
Лучшие посты о CS:GO – у нас
История Dust2 – главной карты в CS. Автор боялся делать сиквел и даже назвал его Dust3
А сейвы Джейма вообще эффективны? Посмотрели 700 (!) раундов, чтобы разобраться
Торин – великий журналист. Его напрасно считают клоуном
Карьера Сизда похожа на курс биткоина. Он мог стать топ-капитаном NAVI, а запомнился арбузом
Что лучше есть геймерам: можно даже бутеры (но есть нюанс), ужин в два ночи – окей
Его считали нубом и не брали ни в одну команду. Спустя 10 лет он в финале – и в слезах звонит маме