«Позвоните Кузе» – главная замена приставкам в 90-х. Шоу знали во всем мире, оно породило мегафраншизу
История легендарного телевизионного тролля.
В 90-х на российском ТВ появилось более 20 шоу об играх. Часто их запускали на региональных каналах и вскоре закрывали, но такие передачи как «От винта» и «Денди – Новая реальность» помнят до сих пор. Был в сетке вещания и еще один популярный проект – «Позвоните Кузе». Шоу не просто об играх, а игра в буквальном смысле. Зрителям нужно было дозвониться, чтобы поиграть прямо в эфире на всю страну – тогда формат казался невообразимо крутым.
Вспоминаем «Денди – Новую реальность»: Супонев называл гонки «гонялками» и сам обставил студию огромными геймпадами
Sports.ru вспоминает телешоу «Позвоните Кузе», его происхождение и то, что стало с Кузей.
Кузю изначально звали Хьюго – он датчанин
В сентябре 1990-го датская компания Interactive Television Entertainment запустила телешоу Skærmtrolden Hugo (буквально «Экранный тролль Хьюго»), в котором зрителям нужно было дозвониться в эфир и перехватить управление персонажем. Цифровые кнопки телефона превращались в стрелки управления, будто зритель играл во что-то у себя на компьютере или приставке, а не звонил по телефону. Цель: как можно дольше уворачиваться от препятствий и набирать очки, надеясь выиграть приз.
В первом сезоне «Хьюго» был бессюжетным: мило выглядящий тролль просто исследовал опасные шахты в поисках сокровищ. Позже у героя появилась жена и несколько детей – их постоянно похищала ведьма Сцилла (в оригинале Афскилия), вынуждая Хьюго пробираться через множество препятствий ради их спасения. Злодейка все это время стояла рядом с заключенными: общество жены тролля каким-то образом временно омолаживало Сциллу.
Skærmtrolden Hugo не была революцией. За два года до дебюта Хьюго та же ITE запустила аналогичную передачу OsWALD про синего медведя – там зрители прыгали по плывущим льдинам. Сам геймплей передачи явно вдохновлен «интерактивным кино» в духе рыцарской адвенчуры Dragon’s Lair для аркадных автоматов и консолей, где точно так же нужно маневрировать на уровнях и быстро принимать тактические решения. Механика все еще актуальна – теперь ее называют QTE.
И все-таки технология была еще достаточно новой, чтобы поражать детскую аудиторию. Ей было плевать на однообразный геймплей в разных декорациях: поездка на сноуборде в горах, бег по лабиринту с черепами, прыжки по падающим столбикам и многим другим. К тому же в 90-х мир еще только привыкал к 16-битным играми вроде Sonic the Hedgehog, а Skærmtrolden Hugo давала шанс поиграть во что-то графически продвинутое, будто у вас дома появился неплохой ПК.
Техническим сердцем передачи стал кастомный компьютер ITE 3000, собранный из двух Amiga 3000 и еще нескольких железок. Устройство распознавало звуки тонального набора и переводило их в команды для персонажа. Система обошлась ITE в 100 тыс долларов.
Компания убедилась в успешности идеи и быстро превратила «Тролля Хьюго» в международную франшизу. Уже в сентябре 1992-го Хьюго дебютировал в Испании и только в 1999-м добрался до российского РТР. В мире более 40 версий тролля: в каждой стране он говорит на разных языках и зовется то Хьюго, то Уго, то вообще Европейский тролль (в Китае). В России герою дали имя Кузя – вроде бы в честь известного домовенка, но доподлинно не известно.
Системные требования: телефон с тональным набором
Гениальность «Кузи» именно в его доступности: теоретически поиграть мог практически любой. Не повезло разве что тем, в чьем доме до сих пор стоял дисковый телефон – очевидно, совсем не подходящий «геймпад» для такого развлечения.
Были и другие технические трудности, которые, кажется, мало кого волновали. Достаточно было хотя бы просто дозвониться в студию, чтобы стать легендой среди дворовых ребят или одноклассников: желающих поиграть было слишком много, а свободных мест в часовом выпуске всего несколько.
Счастливчиков ждала серьезная проблема – задержка сигнала. Все испытания Кузи завязаны на скорости реакции, дается всего три жизни, а умереть очень легко. Поэтому реальные шансы на победу имели только игроки, способные мгновенно адаптироваться к задержке и хорошо играть, учитывая ее. Московским зрителям было проще из-за близости к студии, а вот в регионах задача многократно усложнялась. Даже понимая это, смотреть записи шоу физически больно: игроки часто совершают ужасные ошибки как раз по вине низкого качества связи.
Иногда зрителям все-таки удавалось пройти пару уровней и добраться до Сциллы. Тогда нужно было выбрать одну из трех веревок: две спасут семью тролля и обеспечат игроку приз, оставшаяся приведет к поражению. Награда, учитывая требования для участия, ироничная – кнопочный телефон. Были еще и копии игр для ПК, хотя от шоу, опять-таки, фанатели во многом школьники без компьютера в семье.
И все-таки шоу затягивало даже тех, кто только наблюдал за Кузей со стороны и болел за очередного игрока-незнакомца. К моменту, когда «Хьюго» добрался до России, графика мини-игр уже не поражала (в то время уже существовала PlayStation и игры вроде Final Fantasy VII), но не у всех были дорогостоящие приставки или мощные компьютеры. Забеги тролля подкупали и тем, что герой постоянно комментировал происходящее: «Эй, дружище! Так мы быстро проиграем», «Эй, бобер! Куда попер?» и «Смех смехом, а по мне булыжник проехал», – лишь несколько присказок харизматичного тролля. Его озвучил большой актер дубляжа Дмитрий Полонский, чей голос звучит в десятках фильмах и сериалах, а также в играх (Доктор Кляйнер из Half-Life 2) и в рекламе (кролик Квики – тоже он).
«Позвоните Кузе», как и оригинальное шоу, полюбились каналам и из-за довольно простого продакшена. Достаточно было небольшой студии и одного-двух ведущих, практически не присутствовавших в кадре – они только комментируют действия игрока и ненавязчиво как можно дольше удерживают его на платной линии.
В русскоязычной версии передачи ограничились базовым железом, в то время как в Дании уже в 1995 году соведущим передачи стал сам Кузя: 3D-модель персонажа появлялась в студии, а ее движения синхронизировались с актером за кадром, носящим специальный шлем со множеством сенсоров. Похожим образом сейчас оживляют CGI-персонажей в блокбастерах. Хотя в Skærmtrolden Hugo технология, конечно, была намного примитивнее: Хьюго имел ограниченный набор анимаций и выражений лица, которыми актер просто управлял.
«Кузя» давно ушел с ТВ, умер, воскрес и снова умер
Бум тролля Хьюго пришелся на середину 90-х, а затем разные версии шоу начали закрываться – к концу нулевых формат вымер. Причиной стала популяризация консолей и домашних компьютеров, позволяющих запускать намного более продвинутые и интересные игры в любой момент, а не пытать удачу дорогостоящими звонками в студию.
Зато примитивный геймплей Hugo позволил ITE легко перенести тролля на все мыслимые игровые платформы. «Кузя» выходил в виде сборников мини-игр в духе оригинального шоу, по нему делали платформеры на манер Crash Bandicoot, аркадные гонки, обучающие игры и все-все-все – по лицензии выпущены десятки или даже сотни игр. Разумеется, параллельно компания производила игрушки и прочие товары.
И все-таки после закрытия шоу франшиза двигалась по инерции – даже идея переосмыслить Хьюго как суперагента в новой серии 3D-платформеров не спасла ситуацию.
В начале 2010-х права перешли датскому издателю Krea Medie games. Новый владелец воскресил серию самым очевидным способом: Hugo превратился в серию мобильных раннеров а-ля Subway Surfers. Hugo Troll Race в 2012-м взлетела в датском топе игр на iOS и Android, за первые 3 дня ее загрузили 1 млн раз – рекорд для датских игр.
На новой волне популярности анонсировали полнометражный мультфильм Hugo: World’s Worst Comeback («Хьюго: Худший камбэк на свете») и выпустили тизер в 2013-м. Создатели накаркали названием: картину так и не сняли.
Сейчас в App Store можно отыскать только игру Hugo Troll Race 2 – последнее обновление для нее вышло больше года назад. Тролля помнят, но уже не вспоминают.
* * *
В альтернативной реальности Хьюго мог бы стать еще одним Соником или Марио, но ITE не мыслила глобально и наперед, а только тиражировала героя простейшим способом. Может быть, когда-нибудь серия оживет во второй раз, но в это верится с трудом.