Впервые прошел Final Fantasy VIII. Такой сломанной игры я еще не видел!

Любовь, карты и мечи-пистолеты.

После завершения легендарной Final Fantasy VII я тут же перешел к следующей части – если вы не знали, у каждой номерной «финалки» собственный мир, персонажи и сюжет. Final Fantasy VIII не получила и половины популярности предшественницы, но она и совершенно другая. Изначально «восьмерка» не относилась к главной серии от Square Soft и, хотя позже ее перекроили, фундаментальные отличия остались.

Впервые прошел Final Fantasy VII 1997 года. Режиссура в ней лучше, чем в Death Stranding

После странного сеттинга FF VII, где в мире сосуществует киберпанковый (или даже пост-киберпанковый) мегаполис Мидгар и деревни будто из прошлого тысячелетия, вселенная восьмой части выглядит адекватнее. Она во многом похожа на провинциальную современную Европу, только с примесью научно-фантастических технологий и магии. Полноценно последней владеют только очень могущественные и редкие колдуньи – одну из них по сюжету только-только одолели в ходе масштабной войны. Простым смертным приходится использовать суррогатную магию, не такую мощную и имеющую свойство заканчиваться.

Загружаю...

Главный герой Скволл – студент Сада Баламб. Так называются военные академии, чьи лучшие выпускники становятся SeeD’ами («семенами») – элитными наемниками. Скволл как раз готовится к сдаче экзамена, включающего освобождение небольшого городка от армии захватчиков – выполнение подобных заказов Сады обеспечивают свое существование. Мир Final Fantasy VIII богат на интересные детали (здесь даже есть настоящая Ваканда – закрытое высокоразвитое государство Эстар!), но суть проста: все боятся и ненавидят колдуний, а молодежь мечтает стать военными-контрактниками.

Сеттинг отражается и в боевой системе. Поскольку главные герои не колдуньи, они пользуются лимитированной магией – вместо маны заклинания расходуют количество использований (максимум для каждого умения – 100 раз). Их нужно высасывать из встречающихся на карте источников либо монстров. Стоит сразу побегать по окрестностям Сада в поисках врагов с разной магией. Например, если какой-то жук имеет низкогрейдное лечение (заклинание Cure), стоит вытянуть по сто штук для каждого члена группы. Занятие странное: несчастный моб бьет персонажей, а те минут 5-10 просто сосут заклинание, пока не достигнут лимита, а уже потом заканчивают бой.

Загружаю...

Mass Effect 2 исполнилось 10 лет. До сих пор лучшая!

Заниматься этим извращением жизненно необходимо. Магия на самом деле нужна не для того, чтобы ее тратить! Куда полезнее соединять накопленные заклинания с характеристиками персонажей для их заметного усиления. Стоит прицепить к HP сотню «исцелений», «регенерации» или «воскрешений», как оно увеличится с пары сотен до нескольких тысяч. Аналогично с силой, живучестью, скоростью, магической силой и так далее. Для открытия самих слотов соединения нужны саммоны. Условная Шива позволит усиливать HP, а Ифрит – силу. Саммоны тоже получают экспу и постепенно прокачивают выбранные вами умения – объяснять это долго и нудно, но на практике разобраться несложно.

Несмотря на ограничение в 100 единиц каждой магии, если с самого начала выкачивать все по-максимуму, персонажи становятся зверски сильными. Но это только начало! Ведь в Final Fantasy VIII есть карточная мини-игра «Тройная Триада», в которую сыграть можно практически с каждым встречным NPC – да, это все равно что Гвинт в «Ведьмаке 3». Базовые правила просты: на поле 3x3 нужно ставить по одной карте существ из своей руки. Цифры от 1 до A (это 10) на каждой грани карты отражает ее мощь. Если противник поставит к грани вашей карты существо с более сильной стороной, карта переходит ему. Побеждает игрок, которому в итоге будет принадлежать больше карт на поле.

Загружаю...

После победы в «Триаде» можно забрать одну карту (или все, в зависимости от действующих правил) из руки противника. Со временем колода становится все более выигрышной, а позже саммоны получают способность превращать лишние карты в различные предметы... А затем конвертируют предметы в магию, даже высшего грейда. Которую – правильно – можно и нужно соединять с характеристиками. Уже на пятом часу кампании (это примерно одна шестая прохождения) так можно нафармить характеристики, с которыми пати будет сдувать каждого сюжетного босса простыми автоатаками. Очень нелепая и максимально сломанная механика – но, в определенном смысле, фановая.

Final Fantasy VIII – целиком про странные решения геймдизайна. С монстров и боссов не падают деньги – Скволл получает зарплату от Сада за каждые 24300 шагов по карте и локациям. Зарплата зависит от ранга, который быстро поднимается до максимального через теоретические тесты в меню обучения. Достаточно открыть онлайн-шпаргалку и у Скволла всегда будет больше денег, чем можно физически потратить. Здесь нет брони и аксессуаров – герои могут лишь обновлять свое уникальное оружие, собрав определенные ресурсы (как вариант – конвертацией карт).

Загружаю...

Отдельное упоминание заслужил Скволл, использующий в качестве оружия ганблейд (меч-пистолет, да). Его конструкция лишена здравого смысла: нажимая на спусковой крючок рукояти револьвера (она заменяет черенок), владелец – нет, не стреляет, – а усиливает удар меча. Какой бы проблемной ни была эта концепция, геймплею она добавляет остроты: во время удара по врагу нужно зажимать правый бампер геймпада для усиления атаки. Если сделать это в точный момент, можно нанести в два раза больше урона.

10 бесполезных и нелепых видов оружия в RPG: турбокувалда, мертвые части тела и пушка с черными дырами

Но даже перечисленные выше фишки – не самое безумное, что есть в игре. Больше всего Square Soft перемудрила с системой лимитов – уникальных ульт персонажей, наносящих огромный урон. В Final Fantasy VII шкалы лимитов постепенно накапливались во время боев, из-за чего использовать их получалось редко. В «восьмерке» же шанс на появление лимита обратно пропорционален проценту текущего здоровья персонажа.

Хитрому игроку ничто не мешает спамить «треугольником» (кнопка переключения персонажа) до тех пор, пока в меню не появится нужная команда. Выгодно держать здоровье персонажей примерно на трети (напомню, что благодаря магии из карт оно у них все равно в разы больше, чем должно быть) и играть в ритм-игру: долби «треугольник», пока не услышишь «дзынь» команды лимита. Главное случайно не нажать «треугольник» еще раз – игра на реакцию!

Загружаю...

Теперь в каждом бою невероятно живучие персонажи безостановочно спамят лимитами, нанося гигатонны урона всему на своем пути – все начинается на первом из четырех дисков. Это – Final Fantasy VIII, самая непродуманная и ненамеренно веселая игра в серии.

Каким-то образом цирк, названный боевой системой, достоверно отражает непостоянность остальных аспектов игры. Авторы придумали интересный сеттинг и классных персонажей (кроме душного и закомплексованного главного героя), чтобы практически никак их не использовать. В центре сюжета – лавстори Скволла и девушки Риноа, остальные линии и герои постепенно выносятся за скобки. Это первая Final Fantasy, в которой на логотипе изображены люди (собственно, Скволл со своей возлюбленной) – как раз по этой причине.

Заранее зная об этом, я все гадал, каким образом совершенно не романтичный сюжет про наемников и охоту на ведьму свернет в сторону мелодрамы – это было непонятно даже после появления Риноа в сюжете. Но примерно на середине прохождения игра просто меняет приоритеты: Скволл понимает, что безумно любит Риноа, и это будет главным фокусом сюжета вплоть до титров. Даже понимая, почему протагониста пробило на чувства после масштабного плот-твиста в лучших традициях «Санта-Барбары» (в VII было гораздо изобретательнее), роман выглядит вымученным и неестественным.

Загружаю...

Нездоровые отношения неуравновешенного подростка и навязавшейся ему дамы не закончатся ничем хорошим для обоих, как бы игра не пыталась показать обратное. Вдвойне обидно, что из-за главной парочки куда более интересные второстепенные герои остаются без внимания – их даже нет в заключительном сюжетном ролике, только в бонусе на титрах.

Лучший способ пройти накопившиеся игры – челлендж «52 игры, 1 год»

При этом Final Fantasy VIII сейчас отлично играется. В прошлом году Square Enix выпустила ремастер (не ремейк) игры, где перерисованы все модели персонажей и монстров, а также есть жизненно необходимые фишки из переиздания Final Fantasy VII вроде ускорения геймплея. Благодаря даже такой обновке «восьмерка» выглядит как игра с PS2, а то и лучше.

Square Enix остроумно показала разницу в картинке оригинала и ремастера на примере сцены-мема, где Скволла называют «самым симпатичным парнем в зале».

Почему это мем? Посмотрите, как его лицо выглядело на первой PlayStation (слева):

Загружаю...

Все странности, перенесенные в новую версию из оригинала 1999 года не помешали мне с удовольствием пройти игру на 100%. Но однозначно советовать ее я просто не могу.

3 правильных ремастера культовых стратегий: пример для Warcraft 3: Reforged

Мой любимый квест в Mass Effect 2: ложные кибербоги, цифровое зомбирование и геноцид