Почему, в отличие от тебя, стримеры тупят в играх?
Потому что ты смотришь слишком много стримеров.
Смотришь игровые стримы? Неважно, как часто, по одной игре или всем подряд, одних и те же стримеров или по 11 твич-каналов за минуту. Смотришь?
А возникало ощущение, что стримеры… иногда слишком тупят? Ладно, это было грубо, давайте будем приличными. Часто возникали моменты, когда стример не справлялся даже в простой игре и казалось, что вы можете лучше?
Если ответили да – все нормально, это не самомнение или тщеславие. Просто такой психологический эффект. Однако это все равно не значит, что вы мыслите здраво и действительно справились бы с игрой на ура.
Эффект этот не выдуман с пустого места на каком-нибудь Дваче и известен лишь двум с половиной людям. Он достаточно распространен, чтобы о нем заговорили ученые. В крутом университете даже уже провели крупное исследование с несколькими экспериментами – в общем, доказали-показали все со всеми атрибутами серьезности.
Но давайте ближе к эксперименту и что там делали
Суть экспериментов того исследования была простая: берем какой-то навык и даем одной группе людей посмотреть один раз видео, как профессионал выполняет упражнение с этим навыком. Потом берем другую группу испытуемых и тоже показываем им это видео – но уже 20 раз. А затем спрашиваем, кто насколько уверен, что справился бы с тем же заданием − и идем проверять их скиллы на практике.
Экспериментов было несколько – и с лунной походкой, и дартсом, и даже с трюком со стягиванием скатерти. Но нас больше всего интересует «игровой» эксперимент – где испытуемые смотрели прохождение зеркального лабиринтика от профи. Каждый оценил свои шансы в игре, а позже всех участников заставили сыграть. И посчитали очки.
И что по результатам эксперимента?
Во-первых, те, кто смотрел видео несколько раз, сильнее завышали вероятность своего успеха. Если вы любители более точных цифр: посмотревшие видео 1 раз в среднем предполагали, что пройдут игру на 56%; а те, кто смотрел 20 раз, думали, что точно наберут хотя бы 68%.
Разница в 10 процентов довольно сильная, но ведь в принципе это же логично, да? Смотришь больше – подмечаешь, запоминаешь больше. И чем больше смотришь за игрой стримера, тем лучше играешь.
Но потом ученые провели контрольную часть эксперимента. Все участники уже по-настоящему сыграли в игру, а затем сравнили свои результаты.
И-и-и-и-и… какой же был конец? Те, кто смотрели видео чаще, в итоге-то были не сильно лучше тех, кто смотрел видео всего один раз – разница в успехе всего в один процент, 49% против 48%.
Со стримами происходит похожая история: после нескольких просмотров, особенно одной и той же игры, активируются те же психологические механизмы – и вот уже кажется, что и игра легче, и ты справился бы лучше. Не то что стример этот!
Впрочем, касается это не только стримеров и игр, но и большинства «невероятно полезных видео» в целом. Напомню, люди в том же эксперименте смотрели и видео с другими действиями. И точно так же после двадцати просмотров предполагали, что смогут лучше выполнить трюк, а в итоге все справились почти одинаково.
Поэтому, если у вас есть слабость к «умным» видосикам, которые обещают безо всякой практики обучить чему-то интересному всего за 3 минуты – поосторожнее. Можете попасться в ту же ловушку.
Так а почему это происходит?
Объяснений тут несколько. Основное – мозг не слишком чувствует разницу между реальным совершением действия и наблюдением за ним. А потому возникает ощущение, что ты сам все делал (да еще несколько раз!), стал лучше, получил опыт – а значит, можно и завысить вероятность своего успеха!
Бонусом еще незамечание деталей, обстоятельств, что доступны только в реальном опыте. Ну и насыщение пустой информацией – ощущение, что инфу получил, стал умнее, но на деле ничего не запомнилось, не отложилось.
Но если очень хочется, то на самом деле улучшить игровой (да и любой) скилл во время просмотра стрима можно, если делать несколько вещей параллельно:
- надо вспомнить школу и писать конспекты. Подмечать ходы, детали, записывать – и лучше ручкой на листочек, чтобы моторная память тоже помогала.
- подмечать конкретные ошибки стримера, запоминать (то есть снова записывать), а когда в следующий раз оказываешься в похожей игровой ситуации – вспоминать и действовать по-другому.
- играть параллельно стриму. Это, конечно, работает не всегда, тем более есть игры, в которых слишком силен рандом, да и просто может быть технически неудобно. Но когда есть возможность – лучше использовать.
В общем, все то, чего делать вы никогда не будете.
Поэтому просто наслаждайтесь стримами. Но если вдруг возникнет мысль, и захочется откомментировать: «Ну как же так, почему ты так тупишь, я мог бы лучше», – просто выдохните. Негатива и так слишком много, зачем его приумножать?
«Бухта Кэндл» – легендарная крипи-паста о кукольных пиратах. Она создала целый поджанр хоррора
Спидраннер прошел Stray за 50 минут! Разбираем, как ему это удалось
Спасибо за интересный пост!