Блог sc2tv блог о Starcraft II

e2-e4 - о шахматах и не только

Вступление

Я кричал: "Вы что там, обалдели?

- Уронили шахматный престиж!"

Мне сказали в нашем спортотделе:

"Ага, прекрасно - ты и защитишь!

Множество молодых и неосторожных игроков было отправлено на костер интеллектуального негодования за один, с виду невинный, но по сути своей чудовищный «проступок»! За кощунственное сравнение игры, история которой насчитывает полторы тысячи лет и «очередного спинномозгового развлечения для бездумной молодежи». Будучи по сути своей человеком вдумчивым и осторожным в суждениях (а так же на редкость скромным), я решил подойти к вопросу творчески! Проснувшись на следующий день после творческого подхода, умывшись, выбросив мусор из под кровати и из головы, я решил подойти к вопросу аналитически. Начнем, пожалуй, с общих вопросов и частных ответов.

 

Расстановка

Только прилетели - сразу сели.

Фишки все заранее стоят.

Фоторепортеры налетели -

И слепят, и с толку сбить хотят.

Одной рукой мы расставляем фигуры на доске, второй производим юнитов и третьей…а в прочем эта глава скорбной истории моей жизни пусть останется во тьме. Что мы видим? На что обращаем внимание в первую очередь? Конечно же, мы не будем устраивать спарринг ладьи и гидралиска, так как вопрос «кто круче» идет в разрез с общей концепцией статьи. Мы не пытаемся определить, какая игра лучше. Мы пытаемся определить, что у них общего? А общее просматривается уже при беглом взгляде на фигуры. У каждой свой уровень мобильности: - контроль вертикалей, горизонталей, диагоналей. Перемещение по всему полю, буквой Г, на одну или две клетки. - воздушные или наземные юниты. Размер юнита и скорость его перемещения. В принципе, подобную параллель можно провести и с другими играми, не в этом суть, а она, родимая, в том, что, не желая чинить то, что не сломано создатели StarCraft пошли по верному пути и пришли к главному – почему правила игры в шахматы не менялись за все полторы тысячи лет? Я не говорю о всевозможных вариациях по типу гексагональных шахмат Глинского или Сёги Джудкина. А причина кроется в эволюционной целесообразности. Акулы не меняют свой облик на протяжении миллионов лет, потому что, имея идеальное для текущего ареала обитания строение, им не зачем меняться, не к чему приспосабливаться. Так и шахматы. Максимально упростив прототип - реальные боевые действия на поле боя, и задав ключевые условия – разбивка поля на ячейки и очередность ходов, создатели шахмат получили игру с практически неисчерпаемым потенциалом для роста и развития. StarCraft лишился одного из этих условий, противостояние идет в режиме real time, и это не могло не оставить свой отпечаток на том, что я с пафосом и фанатичной убежденностью называю персонификацией вооруженного противостояния большого количества разумных существ.

 

Дебют

Эх, спасибо заводскому другу -

Научил, как ходят, как сдают...

Выяснилось позже - я с испугу

Разыграл классический дебют!

 

И отпечаток этот сильнее всего просматривается в дебюте. Но начнем мы, для начала с общих черт. Что должен уметь шахматист, для того, что бы обеспечить себе шанс на победу? Для начала он должен уметь просчитывать ходы. Оппонент сделал ход и машинка для коллекционирования комплексов и поводов напиться под названием мозг начинает натужно гудеть. Ты мысленно делаешь ход и, мысленно же, следишь за ответом противника, а ответ предсказуем! Непредсказуемый ответ, как правило ведет к поражению. «Ха!» - победоносно вскрикнут блюстители достоинства шахматной короны. «Ха-ха!!!» - дадут им достойный ответ почитатели электронных смертоубийств. Что делают игроки на первых минутах любого матча? Куда мчатся их маленькие, невинные строители? Что они забыли на базе злостного непоймикого? Ведь там их ждет почти верная смерть! Но нужно, нужно ради общего дела! Нужно, не жалея живота своего узнать, вызнать и разведать ЧТО делает противник! Что он строит! Что собирается строить, о чем думает и как зовут его домашнего тритона! Потому что для каждой меры в StarCraft есть контр мера, для каждой тактики – контр-тактика, и для каждого тритона по имени Том, есть свой тритон по имени Джерри! И, не смотря на первое сходство игр, тут же мы видим первое различие. Малейшая ошибка в дебюте и финал матча наступит еще раньше, чем ты успеешь сказать: «Дорогая! Накорми Джерри!». В шахматах дебют тоже важен, даже там, порой, прокатывает «детский мат» но только в StarCraft игра, начавшаяся с неудачного дебюта, вполне может этим же дебютом и закончиться. В шахматах тоже случается такое, но мы предположим, что играют равные по силе игроки. Если в шахматах дебют – это разгон, подготовка плацдарма, то в StarCraft дебют вполне могут использовать как молоток, которым гробовщик вбивает последний гвоздь вам в голову. Миттельшпиль Не мычу, не телюсь, весь - как вата. Надо что-то бить - уже пора! Чем же бить? Ладьею - страшновато, Справа в челюсть - вроде рановато, Неудобно - первая игра. Миттельшпиль – как много в этом слове…букв. И как много всего может произойти именно в этот период игры. Это самое жаркое время, это ключевая точка для обоих игроков, это время наивысшего напряжения, это время, когда каждое решение может стать тем самым, индивидуальным Рубиконом, форсировать который в обратном направлении не удавалось еще ни кому. Что же общего мы видим тут? Да фактически все! Это постоянный переход инициативы из рук в руки, это стремление «продавить» противника фактически и морально. Миттельшпиль заставляет использовать всю территории доски \ карты и учитывать все аспекты противостояния. Пренебрег разведкой? Получи дроп! Не удосужился озаботиться о ресурсах? Наслаждайся нехваткой войск! Игнорировал оборону? После размена остатки войск противника сжуют твою базу на завтрак, а если вложил все в оборону – потерял инициативу и мобильность. Что из этого можно спроецировать на шахматную партию? Не защитил короля? Получай перекрестный огонь! Отбился? Конечно молодец…но вынужденная оборона это в любом случае игра по правилам оппонента, а играть по правила противника не стоит, так как он, отчего-то стремиться вас уничтожить. Выстроил мощную защиту? Но забыл простую истину…сквозь бездумную оборону твоим собственным фигурам пробиться так же сложно, как и фигурам противника. Пошел в атаку, открыв фланги? С помощью шахов твой противник будет пинать тебя туда, куда выгодно ему, и снова игра потеряна. Конечно же, описанные варианты всего лишь варианты. Множество раз игроки теряют инициативу и совершают нелепые ошибки. Вот тут кроется еще одно сходство, оно относиться к любому виду человеческой деятельности, но не упомянуть о нем нельзя – все, что происходит на доске / карте, зависит от человека. И, так как человек создание разнообразное и не совершенное, количество вариантов происходящего стремиться к бесконечности с умопомрачительно скоростью.

 

Эндшпиль

Только зря он шутит с нашим братом,

У меня есть мера, даже две:

Если он меня прикончит матом,

Я его - через бедро с захватом,

Или - ход конем - по голове!

 

И даже эндшпиль, казалось бы, ни чем не схожий в этих двух дисциплинах, несет в себе след отождествления. Вспомните эндшпиль в шахматах (простите, я использую исконно шахматный термин в общем плане…но думаю, вы меня простите), поле пусто, клетки покрыты пылью а лбы потом и морщинами. Лишь толика выживших бойцов стоят, стареют и осыпаются мраморной крошкой или деревянной трухой. А в это время в двух, не побоюсь этого слова, мозгах бушует буря электрических импульсов, подхлестываемая эндокринной системой. Каждый ход может стать роковым, а количество просчитываемых в уме ходов забивает виртуальную и реальную память, заставляя нетренированное сознание вываливаться в BSoD. Но рассматривать мы будем скорее не эндшпиль, а просто финал, окончание, финиш, апогей игры. Тот момент, когда седовласый старец опрокидывает короля, а молодой Русский (он эмигрирует, рано или поздно, мы то знаем) прогеймер по имени Ли Дже Дон пишет GG. Мы видим, как, имея на доске уйму зергов…простите…фигур, шахматист сдается. Мы видим как, просветив наступающее войско оппонента, игрок с развитой экономикой покидает матч. Неудачный просчет ходов приводит к невыгодному размену дорогостоящих фигур на пустые фигуры оппонента, и тут же мы наблюдаем, как схлестнулись две армии и игрок с лучшим контролем и более удачно подобранным войском остается доминировать на карте. Мы видим пять фигур, которые могут танцевать час по доске, пытаясь заманить врага в ловушку и не загнать игру в патовую ситуацию. И какое удовольствие я получал, наблюдая за балетом из остатков войск при выжатых ресурсах, где каждый выстрел может склонить чашу весов. Чашу весов, на каждой из которых лежит радость победы, либо горечь поражения роднящее, как ничто больше эти две, такие непохожие игры.

 

Итог

И мгновенно в зале стало тише,

Он заметил, что я привстаю...

Видно, ему стало не до фишек -

И хваленый пресловутый Фишер

Тут же согласился на ничью.

 

Что же в итоге? Пришли ли мы к окончательному выводу? Конечно же, нет. Да мы и не стремились. Мы не пытались доказать, что StarCraft похож на шахматы. Мы не пытались доказать, какая из этих двух игр лучше. Лично я, размышляя на заданную тему хотел доказать себе и донести до вас одно – шахматам полторы тысячи лет. И если те общие принципы, что я описал в вышеизложенном, мне не приснились в бреду…то чем не шутит пресловутый чёрт? Скажу одно, в вопросах вкуса я всегда доверял своим чувствам и никогда не пытался прибегать к логическим обоснованиям. Не пытайтесь доказать кому бы то ни было почему вам что либо нравиться. В этом нет смысла. И действуя по этой простой схеме, я смотрел знаменитые игры именитых шахматистов. И даже мой посредственный (мягко говоря) уровень игры не мешал мне получать несказанное удовольствие от некоторых партий. А к написанию этой статьи меня подвигла простая вещ, посмотрев несколько игр с WCG я испытал то же самое чувство интеллектуального и, черт возьми, физического удовлетворения. Шахматы заняли нишу на стыке искусства, спорта и науки. StarCraft смело восседает на троне кибер спорта, с научной точки зрения им могут пренебрегать лишь те, кого смущает легкомысленность «обычной» компьютерной игры, а что касается искусства…работа человеческого мозга на пределе своих возможностей в не зависимости от принимаемой формы – это красиво, чистое, не обремененное эмоциями мышление – это красиво.

(c)tasar

Автор
  • Caerly

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.