Блог Советский киберспорт

«Вы держитесь там». Что изменится в игровой индустрии после введения «налога на Google»?

Разбираемся в том, что произойдет с зарубежными компаниями, которые ведут деятельность в России.

15 июня в Государственной думе приняли закон о введении НДС (или, как его прозвали за рубежом, «налог на Google») для иностранных IT-компаний, которые продают через интернет ПО, фильмы, видеоигры (в том числе и внутриигровые предметы, которые приравниваются к физическим), музыку, книги, видео продукцию и многое другое.

Инициаторами выступили депутаты Андрей Луговой (ЛДПР) и Владимир Парахин («Справедливая Россия»).

Изначально в законе облагались налогом и российские компании, однако представители отрасли негативно отреагировали на этот пункт, в результате чего текст документа изменили.

По словам заместителя министра финансов Ильи Трунина, в правительстве России на первых порах рассчитывают получить около 10 млрд рублей. Причем в будущем эта сумма может увеличиваться.

Кто попадает под действие налога на Google?

alt

Все иностранные организации (Valve, Riot Games, Blizzard, Electronic Arts, Apple, Sony, Microsoft и многие другие), оказывающие услуги в электронной форме российским гражданам (живущим на территории РФ; пользующимся банковским картами банков РФ; имеющим российский сетевой адрес покупателя; российский телефонный номер) обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.

Соответственно, если иностранные организации осуществляют свою деятельность без представительства на территории РФ, они обязаны встать на учет в ФНС России и платить налог. Если представительство в России есть, оно выступает в качестве налогового агента, обязанность по уплате налога ложится на них.

Организация должна подать заявление для постановки на учет в течение 30 дней с момента начала оказания услуг. Если организация не встанет на учет ФНС, вести деятельность на территории РФ она не сможет.

В случае, если компания откажется от этого, законопроект предусматривает санкцию в виде снятия с налогового учета на один год. В течение этого срока она также не имеет права оказывать услуги. По факту оплаты налогов и штрафов компания сможет вновь встать на учет.

Если компания продолжит продавать товары и не платить налоги, регулятором выступит Роскомнадзор, который просто заблокирует доступ к ресурсу. Впрочем, это не единственный способ, как можно повлиять на ситуацию.

Как это ударит по бизнесу?

alt

Сейчас в профессиональном сообществе спорят о необходимости и пользе законопроекта. Одна сторона считает, что «налог на Google» нужен, другая — называет его принятие IT-феодализмом. Больше всего возмущаются разработчики игр, которым необходимо платить «налог на Google» дважды, если они издают свои продукты на Steam или других зарубежных площадках. То есть сначала это делает площадка в России, а потом компания-разработчик, когда получает свои деньги на российское юридическое лицо.

«Надо понимать, что почти большая часть разработчиков издаются через западные платформы, типа App Store, Google Play или Steam. Просто потому что других нет, — приводит App2top слова Сергея Орловского, генерального директора Nival. — Российский рынок и так уже сократился в два раза в долларах, когда упал рубль. Если к этому добавить еще и НДС, то будет уже почти в три раза. Очевидно, что большинство разработчиков еще больше потеряют к нему интерес. При том, что многие научились работать на западных рынках. Поэтому будет меньше игр для российского рынка, вырастут цены, все как обычно».

Российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев также полагает, что закон в первую очередь серьезно ударит по потребителю. Именно поэтому он большой противник «налога на Google».

«Мы с вами будем больше платить. Не будет платить НДС Google, ему все равно. Он будет просто добавлять 18% к стоимости продукта, и это будет сказываться только на конечном потребителе, на гражданах РФ», — передает слова Мариничева «РИА Новости».

Он также полагает, что законопроект только ухудшит ситуацию на рынке, а большая часть инновационных компаний уедет из России зарубеж.

«Обкладывая НДС иностранные компании, вы не выравниваете среду, вы ухудшаете условия конкурентной среды конкретно на территории РФ для российских потребителей, вы никак не влияете на продажу этих сервисов за территорию РФ», — заключил интернет-омбудсмен.

alt

Налог на добавочную стоимость давно существует в европейских странах. Самая низкая ставка — в Люксембурге (15%). То, что Россия ввела подобные меры, не пугает игроков. Вопрос только в том, как компании решат распределить эти 18%. Олег Клаповский, старший вице-президент GOG.com, рассказал Cyber. Sports.ru, что его компания не будет перекладывать налог на игроков.

«Просто пересмотрим свою долю в сторону уменьшения и будем пытаться договориться о том же с правообладателями. Это не новая схема, аналогичным образом мы работаем в Европе и на ряде других рынков. Мы любим игроков», — отметил Клаповский.

То, что сундуки в CS:GO, а также игры в Steam подорожают после 1 января 2017 года, когда законопроект вступит в силу, не исключено. Однако рост может произойти не сразу. Очень многое будет зависеть как от самих платформ, так и от издателей.

«Я не ожидаю глобального повышения цен на игры в России только из-за НДС, — подчеркнул Сергей Галенкин глава издательства по Восточной Европе в Epic Games. — Такое повышение может произойти потому, что российский рубль заметно упал в последние два года, в то время как многие разработчики игр на том же Steam держали свои цены на прежнем уровне. НДС может стать, так сказать, формальным поводом».

Советник президента Герман Клименко считает, что в России созданы равные условия для компаний.

«Пока наш условный Google, то есть зарубежные компании, которые у нас не платят НДС, платят этот НДС во всем мире. По сути, мы оставались последней страной, не взимающей НДС с продаж медиаконтента, — пояснил Клименко в авторской колонке для Life.ru. — Так что у компаний уже выработана позиция относительно налогов. Ценник выровнен, и, соответственно, при необходимости платить налог, скорее всего, конечные цены останутся теми же. Поднятие цен будет означать проигрыш в продажах, а это никому не нужно».

«Налог на Google» должны одобрить в Совете Федерации, а затем отправить его на подпись президенту России. Ожидаемое вступление закона в силу состоится 1 января 2017 года.

Запись подкаста "Как делают игры" с Сергеем Орловским — о «налоге на Google».

Фото: Polygon, GamespotOfficesnapshots.

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.