«Молодая кровь не появляется в StarCraft 2, потому что у нас Dota, CS и танки»
Интервью с вице-чемпионом DreamHack Leipzig по StarCraft 2 Александром «Bly» Свисюком о выступлении на турнире и будущем дисциплины.
— Когда ты ехал на DreamHack, какие твои прогнозы были по поводу выступления?
— Я хотел минимум топ-16 взять хотя бы. Когда я увидел свою сетку, я понял, что как минимум в топ-8 войду. А когда я прошел первый день, а он был такой, что игралась первая групповая стадия, потом вторая, потом 1/32, потом 1/16... В общем, отыграли очень много, очень необычно, если честно. Обычно отыгрывали только 1/32 в первый день. Но так получилось, что нужно было отыграть и 1/16, потому что в последний день было мало времени на турнир: место проведения закрывалось в 4 часа дня. Я вошел в топ-8 и расслабился. Я уже топ-8, уже счастлив, дальше буду играть в кайф.
— Когда ты увидел, что сначала придется играть с Hydra, а потом Violet, не было мыслей, что все — турнир окончен?
— Нет, почему? Это LotV, они пока не сильно опытные, они не совсем понимают, как играть. То, чем они всегда брали — это подготовка, количество игр и механика. Сейчас это не так сильно решает. Пока ставка идет на то, что ты делаешь, и мозги.
— Вообще, непривычно видеть, что их всего было двое.
— В прошлый раз, когда на европейском турнире было всего два корейца, я тоже вышел в финал. Но мне пришлось обыграть только одного.
— По-твоему, почему у француза все получилось?
— У него корейцев не было. Если бы были корейцы, он бы не прошел. Оба корейца говорили, что если я тебя выиграю, то это первое место. Как-никак в Heart of the Swarm механика решает больше всего. Почему я проиграл? Потому что я не выспался, честно скажу. Расписание было не очень, и я не успел выспаться. Я играл очень рано, я делал ошибки, которых я обычно не делаю. При том, что я подготовился и вслепую контрил его «билды» в трех играх из четырех, которые я проиграл. И я брал преимущество, но потом отдавал, потому что-то недосмотрел, недоконтроллил, неправильно принял решения, потому что плохо себя чувствовал. Это очень сильно решало.
— Я замечаю, что среди СНГ-игроков, очень мало тех, кто сейчас играет в StarCraft. Например, в списках на Dreamhack я видел тебя, Verdi. А куда делись все остальные?
— Чтобы поехать, туда [на Dreamhack] нужны либо деньги, либо команда. У Happy команды нет. Деньги есть, но он не чувствовал, что может что-то выиграть, поэтому не поехал. Dimaga начал активно тренироваться… Но тут нужна команда, которая оплатит тебе 500 евро на поездку. И чтобы ехать туда, нужно быть уверенным, что ты выстрелишь. Ну, хотя бы топ-16. Было много европейцев, кто ехал за свои деньги. SortOf ехал за свои. И он был очень счастлив, что вошел в топ-16, потому что он окупил свои затраты.
— Я помню светлые времена, когда в SC рубили практически все. Было очень много людей, которым им увлекались после Warcraft 3. А сейчас никого не осталось. Почему СНГ-регион не развивается? Как по мне, он сейчас вошел в такое пике, из которого уже не выйти.
— Если честно, то я тоже так думаю. Не развивается и вряд ли разовьется, потому что те, кто играл и играл хорошо, они староваты. И не добившись результатов, они сдались. Чтобы люди подтягивались, нужна здоровая атмосфера. А именно финансовая здоровая атмосфера, чтобы были команды в СНГ, которые могли платить, как раньше, например, были FXOpen или RoX.KIS. Чтобы был рынок, на который можно было войти и понять, что ты здесь зарабатываешь. Молодая кровь не появляется в StarCraft 2, потому что СНГ-регион не для них. У нас Dota, CS и танки.
— Сейчас еще League of Legends подтянулся со своей лигой.
— Да, LoL. Просто игры, в которых рынок позволяет людям ещё зарабатывать.
— На StarCraft далеко не уедешь?
— Далеко уедешь, но только если ты из европейской команды.
— Какое у них преимущество есть перед любой нашей?
— К примеру, ты же понимаешь, что европейские команды платят в евро. Какой там сейчас курс, 80? А когда в России платят, то платят в рублях. И финансовая ситуация такая, что получается, как получается. Никуда не денешься с подводной лодки. У них больше финансов, у них возможности есть, у них рынок развит, можно двигаться вперед. Если ты показываешь хорошие результаты, то они повысят тебе зарплату, потому что твоя медийность увеличивается. Настолько важно такие моменты, мелочи. Я просто с этим очень часто сталкивался за последние несколько лет. Когда общаешься с СНГ, понимаешь, что у них реально маленькие бюджеты, из-за того, что финансов нет, и платят в рублях, а когда в Европе тебе платят в долларах. Для них это не так много.
— Я посмотрел статистику выступлений в плане побед. И твой последний финал был тоже на Dreamhack, только в 2012 году в Бухаресте. Почему так редко попадаешь в топ-3?
— Потому что корейцы. На том Dreamhack тоже было два корейца. Когда корейцев много, то даже мотивации тренироваться нет. Их настолько много, что тебе просто места нет. Ну, к примеру, первые полгода-год, все игроки, которые хотели зарабатывать, они старались играть больше-больше-больше, играть с корейцами, с ними тренироваться. Это круто, повышаешь свой уровень. Но количество корейцев такое, что ты тренируешься усердно, и у тебя получается войти в топ-8 в одном турнире из десяти. А чтобы войти в топ-8, тебе нужно убить четырех корейцев или пять. Или шесть.
С корейцами играть всегда сложно, потому что у них инфраструктура развита хорошо: тимхаусы, ладдер свой очень сильный. И сложно с ними соперничать, когда у них есть возможности тренироваться с лучшими из лучших, и они сидят, и играют 24 часа в сутки. А ты вроде молодец, много работаешь, много усилий уделяешь, а не получаешь того, чего хочешь, в ответ. Один раз в топ-8. Ура, я получил 1 000 долларов. Хотя уделяешь 10 часов тренировкам, а они играют все равно больше. Они играют 12 часов.
— Сейчас они не вкатились в новую игру?
— Они сейчас хуже играют, да, они еще не поняли новую игру. Но дело не в этом. Дело в том, что «регион-лок» сделали. И сразу же у всех игроков появилось желание тренироваться больше. Потому что корейцев меньше. Я убил двух корейцев и вошел в топ-2. Это счастье. Давно такого не было. Я как узнал, сколько их будет, сразу понял, что пора тренироваться, пора стараться выиграть и тащить.
— Насколько Blizzard способствуют развитию европейскому региону?
— Стараются, молодцы. Пока не было анонсировано региональных отборочных на WCS. Но они пока все правильно делают. Они ввели visa requirements (визовые требования), то есть ты должен быть резидентом страны.
— Я так понимаю, одна из причин, почему StarCraft начал умирать, это как раз корейцы. Потому что получалось, что ты смотришь противостояние одной нации во всех регионах.
— Даже, чтобы выиграть стодолларовый турнир, нужно было убить четырех корейцев. Они забирали все деньги. Это было так глупо, что Blizzard разрешили это. Я играл все онлайн-чемпионаты, а у тебя Hydra, Solar и все остальные. У меня слов просто не хватало. Я был очень зол. Но, слава богу, они одумались. Мне кажется, что сцена сейчас вырастет, потому что приятно за своих поболеть. Даже если не думать о том, что люди за нацию болеют, то, как себя корейцы и некорейцы ведут на чемпионатах — это большая разница.
— А в чем отличие?
— Ну, сидит он, ну, выиграл, как каменная морда была, так и осталась. Бред же. А когда PtitDrogo выиграл, какой он счастливый бегал, прыгал. Я, когда выиграл в полуфинале, думал, от радости в штаны наложу. Вот и разница. Да даже на интервью корейцы… Вот есть игра, а кроме нее, ничего нет, потому что у них языковой барьер. Ну, что они могут? Ничего.
— Как новый SC изменил вообще баланс и вообще все? Намного интересней стало?
— Дело не в балансе. Дело в том, что игра стала намного интересней. Юниты есть? Есть. Экономику начали с 12 «рабов». Ты не делаешь первые 5 минут каждой игры одно и тоже. И это отнимает у тебя не пять минут, а всего одну минуту или полторы. Ты экономишь полторы минуты на действиях, которые не требует вообще никакого принятия решений. Игра быстрее, динамичнее, база быстрее заканчивается. Я смотрю стримы по LotV, и сейчас они намного интереснее. Тут забегания, там забегания, постоянный экшн везде. Комментаторам есть, о чем говорить.
— Я помню матч, который длился три часа, потому что один игрок постоянно пушил одну сторону.
— Firecake против Mana. Три часа и две минуты. Это ошибки, на которых они учатся. И будем надеяться, что у них получится хорошо.
— Ты доволен своим вторым местом?
— Я мог лучше, но я считаю, что я сильнее Дрого играл. Я делал ошибки, которые непоправимы. Даже в последней игре, когда я проигрывал всю игру, я смог не то, что принять бой, я смог не только отбить его, но и убить ему всю армию. Я просто не додавил его до конца. Опять же сыграла моя сонливость. Я не досмотрел мелочь. Я думал, что «квины» идут за «брудами». Я был уверен в этом. Если бы так и было, я бы добил его. Вот такие мелочи. Расписание ужасное, но никуда не денешься. Выступление хорошее. Я не ожидал топ-2. Получил 700 WCS поинтов — это много. Это пригодится, чтобы попасть на BlizzCon. Теперь есть мотивация ездить на все турниры серии Dreamhack и все IEM, чтобы зарабатывать поинты и попасть на BlizzCon.
— Отрезок в 4 года достаточно приличный. Насколько сильно это било по твоей мотивации?
— Я находил возможности зарабатывать на этом все равно, играя все онлайн турниры, в принципе. Находил возможности, но не хватало мотивации. Не хотелось играть либо в принципе, либо настолько много. Но я старался, очень долго тужился, и у меня получилось.
— А не было мыслей, что пора сменить дисциплину?
— Мне нравится игра. Я получаю кайф от того, что я играю в StarCraft. Я целеустремленный человек очень и очень не люблю проигрыши. Это тоже мотивировало меня всегда. Я, конечно, часто сдаваться хотел, когда было много корейцев, но я умудрялся все равно тащить. Все равно убивать корейцев, и довольно часто. Одного-двух я убивал регулярно.
— Как ты оцениваешь, какой был лучший период в твоей жизни: то, что происходит сейчас, или когда ты был игроком WarCraft 3?
— По любому в SC. А сейчас это или раньше… Не знаю. Я на протяжении всего того времени получаю наслаждение от того, что я играю. А если я выигрываю, я получаю еще больше наслаждения. А если я выигрываю на сцене или против сильных оппонентов — еще больше кайфа. Я просто занимаюсь тем, что мне нравится.
— До каких лет ты планируешь играть? Так-то 27 — это довольно много для этой игры.
— Ну да. Годик-два, думаю. Дальше посмотрим. Честно говоря, так далеко не заглядываю. Пока стараюсь жить сегодняшним днем и как можно больше достичь сейчас.
— Не думаешь, что повторишь путь White-Ra. В какой-то момент «2016 год — год Bly», а потом можно делать, что угодно? Уходить в Твитч работать, например.
— Может быть. Не исключено. Почему бы нет? Тем более работать той же сфере — это классно. Я люблю киберспорт, в принципе. И если у меня получится остаться в этой же сфере, я буду более чем рад.
— Если тебе скажут: «Так, Bly, надо развивать СНГ-регион. Что делать?» Как бы ты предложил ребятам из Blizzard изменить ситуацию?
— Возможно, сделать региональные квалификации на WCS. Здесь, в регионе. Поддерживать какую-то студию в СНГ было бы замечательно. У нас есть основные стримеры Pomi, LiveZerg, Alex007. Помогать кому-то из них, чтобы они основали свою студию. Показывать людям, что SC еще жив.
— Может, как-то стимулировать деньгами команды?
— Blizzard так не будут делать. Они могут дать возможность командам пропиариться за счет того, что у них будут игроки из СНГ. Чтобы оно того стоило, сделать сложно. Сомневаюсь, что у них получится. Сложно понять наш регион, потому что слабенькая инфраструктура у нас. Стримеров у нас всего парочка и денежные вложения небольшие.
— А если увеличить призовые?
— Это не то, куда надо вкладывать деньги. Им нужно сделать региональные квалификации, ланы. С региональными стримерами, чтобы развивать регионы, а не DreamHack. От того, что там будет призовой на 20 000 больше, его больше смотреть не будут.
— Вообще, LotV начали смотреть больше. Уже не 4 тысячи на официальном стриме, а все 25 на финале.
— В Лейпциге этот DreamHack для StarCraft был очень крут, потому что количество зрителей сильно превысило показатели этого же турнира, в эти же даты, только год назад. Все то же самое, а зрителей больше. И это очень круто. Это говорит о том, что растем.
— У киберспортивной аудитории в СНГ давно сформировалось такое мнение, что «SC is dead. Его кто-то еще смотрит?»
— Зло берет. Как можно сказать, что игра мертва? Это бред. Если Blizzard вкладывают деньги, поддерживают, меняют WCS, выпустили аддон. В него играть сложно? Да. Сложно играть в StarCraft. Многие люди, поиграв некоторое время, говорят: «А, все, хватит». Потому что SC — игра, в которой нужно приложить много усилий, чтобы вырасти. Получится это у человека или нет, от него зависит. Многие люди хотят вырасти, много времени этому уделяют.
— Вот еще одно: «SC: Brood War — вот, где StarCraft был, а сейчас не то». Ты согласен с этим? Игра действительно была интересней?
— Бред. Ну, как так можно говорить? Сколько человек смотрело его тогда? Почему тогда говорят?
— Якобы игра была лучше.
— Не факт. Мне SC2 намного больше нравится. Он красивее, он динамичней, и юниты не так сильно тупят. То, что люди говорят, что игра была лучше. Естественно, она была лучше. Потому что тебе было 15 лет, а не 30. Естественно, ты получал больше наслаждения. Потому что в 30 пора детей воспитывать! Все очень просто. Но это дело каждого.
— Ты бы сейчас если бы сказали, что WC3 возрождается или Warcraft 4 выходит, ты бы променял его на StarCraft?
— Я уже слишком стар, чтобы променять его на StarCraft. А когда выйдет Warcraft 4, я буду слишком стар. Но поиграть — с большим удовольствием.
Фото: Team Liquid, Virtus.pro и личный архив Александра Свисюка.
Естественно, все выбирают более кажуальные игры где одной рукой можно тащить, при этом не требуют каких-то сверхзнаний, опыта и навыков. Пару стримов, 10-20 часов игры - все, ты уже умеешь играть, что-то делать в игре. В СК же сотни часов не хватит, чтобы выйти на уровень "постучать в дно", при этом прогресс будет очень тяжелым. Это главная беда стратегий и "умных"/требовательных игр. Поэтому они непопулярны, мало кто хочет напрягаться лишний раз.