Блог Smallgames
Трибуна

Недооцененный инди-шедевр Pyre. Шикарный саундтрек, атмосфера и разнообразие цветов

От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!

* * *

Эта статья не является началом большого цикла, скорее лишь пробой идеи. Желание понаписать всякого разного про проекты, заслуживающие большего внимания имеется, но конкретно этот текст задумывался главным образом как воздание трибьюта игре, тронувшей сердце и оставившей заметный след в душе. А продолжение уже будет зависеть исключительно от настроения, желания и свободного времени.

О Pyre я вспомнил, когда писал о главных инди 2017-го года. И сначала вроде как ничего не предвещало беды. Нашел картинку для оформления, набрал на Youtube «Pyre soundtrack» для настроения, положил пальцы на клавиатуру и… пропал. Эмоции и воспоминания нахлынули с первыми же нотами, на лице расползлась улыбка, а по телу побежали мурашки. Где-то через час я бросил бесплодные попытки вытащить из этих ощущений хоть немного удобоваримый текст и просто завалился на кровать рефлексировать.

Главные инди 2017 года: Hellblade: Senua’s Sacrifice, Cuphead, Hollow Knight

Написав на следующий день об игре несколько слабеньких абзацев, я еще раз убедился, что хвалить что-то душевно близкое значительно сложнее, чем критиковать. Примерно тогда я и пообещал себе, что когда-нибудь обязательно соберусь, и постараюсь нормально объяснить, почему Pyre – это нечто прекрасное и совершенно необходимое к ознакомлению вне зависимости от пола, возраста и вероисповедования. Так что вот собрался и написал, оhu из прошлого должен мной гордиться.

Я очень хорошо помню момент, когда между мной и Pyre пролетела первая искра. Помню потому, что это произошло еще до старта игры. Знаете эту традицию, сперва всегда заходить в настройки? Посмотреть управление, поклацать галочки, включить субтитры и просто подготовиться к старту нового приключения. Вот и тут, я заглянул в менюшки, чисто механически двинул ползунок «Music» на пару миллиметров левее и услышал это.

О главенствующей роли саундтрека в создании неповторимой атмосферы мы поговорим позже. Сейчас просто вслушайтесь. Прочувствуйте, какие эмоции возникли у вас за эту минуту. Pyre полностью пропитана таким настроением. После нее некоторое время не будет желания играть ни во что другое.

Ну да вернемся к старту игры. После того, как вы наконец начнете новую кампанию, на экране, в лучших традициях Supergiant без всяких дополнительных предисловий, сразу начнет разворачиваться история. Общая завязка проста. Полумертвый протагонист потихоньку отбрасывает копыта в пустыне, когда его совершенно неслучайно находят три подозрительных незнакомца в масках на странной затянутой паутиной повозке. Невзначай интересуясь, не умеем ли мы случаем читать, и получая положительный ответ троица приглашает нас разделить путешествие с ними и параллельно знакомит с общей концепцией окружающего бардака.

Главные инди 2019-го: Disco Elysium, Katana ZERO, Мор

Как и в первых двух играх студии, игровая вселенная в Pyre уникальна. Она состоит из двух взаимосвязанных миров. Верхний, Содружество, представляет из себя своеобразную утопию. Гордая страна, воздвигнутая на останках павшей империи, честный и справедливый правитель, запрет на чтение книг, ну вы знаете эти «утопии». Нижний мир, Нижнекрай – это мир-тюрьма. Сюда Содружество сбрасывает преступников и врагов общества от производителей чернил до дезертиров. Естественно с поправкой на достаточно условные понятия о справедливости.

Pyre на принципиальном уровне лишена деления на черное и белое. Информации о Содружестве по всей игре немного и краткие записи представляют его скорее не как идеальный мир равенства и братства, а как обычное, в общем то, общество со своими проблемами и недостатками. Нижнекрай тоже не выглядит как место заточения. Он жесток и опасен, но живущие в нем существа привыкли к окружающей суровости и могут находить там красоту и некую притягательность. И раз уж мы заговорили про красоту, то нам снова придется ненадолго отвлечься.

Просто посмотрите на это великолепие. После скудного по цветовой гамме Transistor, на Pyre Supergiant (художница Джен Зи) явно отрывалась. Сочные яркие цвета, безумные сочетания красок, тем и идей, нарочито невероятные фэнтезийные пейзажи, колоритные выпуклые персонажи, все это буквально рвется из монитора в попытке захлестнуть с головой. Я не пытаюсь тут быть манерным ценителем прекрасного, но вы просто забейте Pyre в гугле, ткните в картинки и посмотрите, как же она охренительно выглядит.

Игра тем временем предлагает нам почитать первую страничку из достаточно объемной энциклопедии здешнего мира (книги Ритуалов). Не стоит пугаться ее объема, из 160 страниц половина приходится на картинки, а оставшаяся часть написана легким и приятным языком. Разве что в именах собственных поначалу путаешься. Пугаться стоит того, что даже эти 80 страниц лишь малая толика того, что по ходу повествования предложит прочитать Pyre. У небольшой Supergiant не было финансов на озвучку всей той огроменной баржи текста, которую наворотил для персонажей маэстро Грег Касавин, поэтому они придумали альтернативу.

Каждый герой в игре на самом деле имеет свой голос. Но произносит он не ту телегу, что написана в окошке снизу, а лишь периодически выдает фразы на неизвестном языке. Решение использовать такую недоозвучку было явно вынужденным, однако фраз много, и даже если они повторяются, этого не замечаешь. А симбиоз визуального представления, выразительной музыки и прекрасного художественного текста создаст поразительную иллюзию того, что в вашей голове Джодариэль будет произносить текст именно своим глубоким, низким, клокочущим тембром. Моя фаворитка, кстати, Удмильде. Искренняя бурлящая змеиная ненависсссть.

После ознакомления с первой страницей здешней конституции, которую мы по ходу дела будем менять дособирать, Pyrе показывает то, чем игроку предлагается заниматься тут кроме чтения. И мы подходим к самому спорному пункту всего этого словоблудия.

Геймплей представляет из себя своеобразный магический баскетбол три на три. Всего около девяти уникальных персонажей со своими сильными и слабыми сторонами, скиллами и небольшой прокачкой, плюс по одному сувениру с баффом на героя. Задача – взять вон тот светящийся шарик и закинуть его в костер оппонента. Сложности – противник будет пытаться сделать то же самое. Есть дополнительные способности как для защиты, так и для нападения, разбирать их подробно не вижу особого смысла. Игровой процесс прост для понимания и достаточно глубок, чтобы и под конец игры можно было находить новые тактики.

Однако в нем же и кроется основная проблема Pyre. Управление в этом магическом баскетболе банально неудобное. Под вашим контролем всегда только один из трех участников схватки (Ритуала), а значит пока вы тусите песелем на одном конце карты, пытаясь не попасть под атаки здоровенной змеечерепахи, остальные два болванчика будут бесцельно стоять на месте в ожидании паса. В виду быстроты и резкости происходящего продумывать какие-то серьезные командные действия не имеет особого смысла, следишь только за подконтрольным персонажем.

Во что поиграть, когда пишешь диплом?

И не поймите неправильно, проворачивать комбинации вполне реально. Поставить демонессу с большой защитной аурой в проход, сжечь этим пару вражин и быстро залететь в костер с фланга, пока они не вернулись. Только вот сделать что-то из этого осознанно почти никогда не получается. Слишком много хаоса и неразберихи происходит на поле. Можно, конечно, попытаться списать все на фактор кривых рук играющего, но на это жалуются немало людей и жалуются по делу.

Игра о своем минусе тоже знает, и у нее есть на этот счет крутая отмазка. Она даже настойчиво рекомендует настраивать сложность Ритуалов так, чтобы схватки бросали настоящий вызов. Все потому, что Pyre рассчитана на то, что иногда вы будете проигрывать. Уступать в схватках, расстраиваться, жалеть об упущенных возможностях и тем не менее упорно идти дальше. Персонажи будут делиться с вами своими переживаниями, бояться и сомневаться в своих силах. Рассуждения о дружбе, преданности общей идее и при том искренней заботе о каждом участнике команды определенно становятся главной темой игры, и я искренне рекомендую не играть в Pyre методом быстрой загрузки при неудачах. Это не разрушит вам экспириенс полностью, но поражения действительно добавляют истории пикантности и делают ее гораздо более личной. Такую редкую и любопытную механику, не стоит игнорировать.

А тем временем в процессе первого Ритуала Pyre демонстрирует нам единственный (почти) реальный голос на всю игру. И это, конечно же, Логан Каннингэм, теперь в роли напыщенного и презрительного Голоса. Он восхитителен, я даже не буду пытаться выразить насколько. К концу первой схватки информация из энциклопедии, от Голоса и от наших сопартийцев полноценно складывается и преподносит суть дальнейшего сюжета.

Есть лишь один шанс выбраться из Нижнекрая. Необходимо принять участие в турнире по магическому баскетболу, победить в финальном испытании и тогда один из победившей тройки вознесется обратно в Содружество, заработав себе славу, уважение и прощение всех грехов. Компаньонов в вашем распоряжении будет больше, чем возможностей вернуться, а если учитывать, что можно поспособствовать победе своих соперников, количество возможных вариаций становится совсем уж неприличным.

И если сама идея того, чтобы позволить победить своим номинальным врагам кажется вам неприемлемой, то у игры есть способы нарушить вашу уверенность. В Pyre совершенно изумительные персонажи. Их запоминающиеся характеры всегда обоснованы произошедшими с ними событиями, их поступки продиктованы личными мотивами, с которыми можно не соглашаться, но сложно не понять. Они создают забавные и трогательные связи, спорят, дружат, помогают или наоборот не доверяют друг другу. Персонажи в Pyre живут.

Здесь, как и в The Walking Dead, не сюжет становится основой для эмоциональных переживаний, а создавшаяся за время игры привязанность к действующим лицам. Не стоит питать ложных надежд, история не примет неожиданного поворота исходя из ваших действий. Но своими выборами вы определите судьбу полюбившегося или наоборот ненавистного героя. В финале же вы, как и я, будете сначала долго метаться между несколькими вариантами, а потом, естественно, наматывать сопли на кулак, смотря, а точнее слушая, к чему привели ваши решения.

Второй бриллиант в короне Pyre – это саундтрек. Я абсолютно убежден, что здесь лучшая музыка из всех, что мне удавалось услышать в видеоиграх. Они с визуальным стилем великолепно дополняют друг друга, но вот если создавать красивую картинку даже в 2017-м году уже научились плюс минус все, то делать такое с моими ушами может только Supergiant.

Главные инди 2016-го: Stardew Valley, Firewatch, No Man’s Sky

Звук тут заправляет атмосферой, передает необходимое настроение, характеризует персонажей. Он делает все. Зачастую вашим оппонентам при встрече даже говорить особо ничего не надо, их внешность и музыкальный стиль в момент появления передает достаточно информации даже не используя слов. А в тех редких случаях, когда слова в песнях все же появляются, затихаешь и стараешься не нарушить хрупкую магию момента. Да чего тут говорить вообще, просто послушайте.

И тем не менее все это великолепие не работало бы так слаженно, не будь оно связано общей идеей. Для иллюстрации возьмем серию, делающую не меньшую ставку на привязанность к персонажам. Mass Effect, несмотря на явную направленность на команду, почти не предлагала игроку делать серьезный выбор между знакомыми героями. Одно из ярких исключений, финальная миссия Mass Effect 2, когда Шепард собственноручно ставил под угрозу жизнь кого-либо из соратников, используя их способности для достижения общей цели. Pyre идет с этой идеей дальше. Как я уже говорил, единственный шанс покинуть Нижнекрай – это победить в турнире. И турниров будет меньше, чем сопартийцев. Так что достаточное количество раз за игру придется делать осознанный выбор, кого из полюбившихся персонажей отправить на свободу, а с кем продолжить путешествовать в ожидании другого случая. И это тот опыт, который я ранее нигде не испытывал.

Игра очень не любит конкретику. Мы почти ничего не знаем о мире сверху, не знаем точное число оставшихся возможностей. Кто больше заслужил свободы? Будет ли им лучше там наверху, в мире журавлей в небесах, или тут, в «тюрьме», но с настоящими друзьями? Можно ли отложить расставание с няшкой Джодариэл или больше возможностей может не быть? Эти и куча других вопросов не могут не занимать голову и это и есть главный повод оценить игру. Метаться между вариантами, скрепя сердце делать жестокий выбор и идти с этим ощущением дальше, к новым открытиям, поворотам, и к новым решениям.

Pyre предлагает неповторимый игровой опыт в уникальном новом мире и добивается его крайне необычным путем. Это проект, пропитанный идеями о важности дружбы и о мерзкой сути соперничества. О верности и предательстве, о семейных ценностях и необходимости всегда оставаться честным с самим собой. Это тяжелое и местами вымученное творение группы товарищей, скрепленных общими идеалами, рассуждения о которых они и пытались своей игрой до сообщества донести. Это творчество. То, чего так сильно не хватает игровой индустрии в последнее время.

Ну и еще это охренительная музыка, конечно. Даррен Корб и Эшли Баррет восхитительны, мои рекомендации к ознакомлению, даже в отрыве от игр Supergiant. Еще увидимся, наверное).

«Вот здесь я живу». Учитель провел урок геометрии в Half-Life: Alyx

Напиши про игру и получи приз! Третий месяц Лиги блогеров продолжается

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья