Сыграй в меня, если сможешь
Блог

Первый компьютерный футбол в нашей жизни

Так как мы живем в интернете, чаще всего первый футбол в нашей жизни оказывался не реальным, а компьютерным. Многие сотрудники Sports.ru с радостью согласились вспомнить прошлое.

Илья Салтанов, директор по развитию

Первый игровой запой у меня случился в девятом классе, когда всю ночь просидел за FIFA 98: Road to World Cup. Мне тогда только купили PC на базе AMD K6-266 Mhz с видеокартой ATI Rage 32 Mb, поэтому друзья часто зависали у меня по ночам. На каком-то развале мы с другом купили диск с пиратской фифой, торжественно принесли покупку домой, быстро переустановили винду чтобы не тормозило, запустили игру и просто заорали. Подсовывать в качестве заглавного саундтрека игры Song 2 двум неокрепшим мальцам, только подсевших на Green Day и Offspring, – было очень коварно со стороны Electronic Arts. Мы поняли, что нам звезда... Тот игровой сеанс длился 16 часов с перерывами на еду и туалет!

Сначала мы играли по очереди: один смотрит, другой играет. Странное развлечение, быстро наскучило, и мы стали рубиться вдвоем за одну команду. Клавиатуру разделили на две части: один играл на WASD и TYU, второй на стрелках и NUMPAD. Быстро наловчились в дружественных матчах, раза три протащили сборную России до финальной пробежки с кубком – вроде было не сложно, «че они там в реале корячились»? Сразу же подхватили прононс, с которым комментаторы называли наших игроков – Ka:pin, Bischastny:, Anopkou: – отныне мы произносили их фамилии только так. Обожали хулиганить и сносить вратаря, разыгрывающего мяч, полевым игроком в подкате – в современных версиях игры такого жесткача вроде уже нет. Несколько часов просидели, играя 5 на 5 без аутов и оффсайдов. С той ночи сами в зальный футбол играли только с пасами через стену.

Роман Сприкут, баскетбольный автор

В 1995 у меня появилась SNES. Спортивные игры на Нинтендо были не так круты, как на Сеге, поэтому я рос на платформерах, сайдскроллерах, шмапах да РПГ. Однако в коллекции есть и спорт, в основном баскетбольные игры, но и футбол тоже был – FIFA Intertantional Soccer, предок всей линейки FIFA от EA Sports. 30 сборных с ненастоящими футболистами в составе, вид на поле под углом, непробиваемые вратари (в NHL 94 было с этим еще хуже) самая базовая анимация и простейший набор движений игроков.  

В детстве я больше угорал не от геймплея, а от имен российских футболистов: Павел Гаргарин, Иван Калишников, Андрей Козенско, Йозеф Мостов, Владо Мерзич, Славко Иванович... стоп, это точно Россия, а не Югославия?  

В более зрелом возрасте, когда уже на ПК были отыграны FIFA 99, 98 (именно в таком порядке), 2003, 2005, 2007, а также несколько фифаменеджеров, я уже внимательнее отнесся к прародителю всего этого, пытался стать чемпионом мира за Саудовскую Аравию, научился десятку вариантов легких голов, открыл все пароли, делающие игру чуть более безумной – тем не менее, нинтендовский картридж с FIFA International Soccer никогда не завораживал так же, как Данки Конг или Jungle Strike. Игра, когда-то самая прогрессивная среди футбольных симуляторов, явно устарела уже к началу 90-х.

Никита Киселев, футбольный автор и социальный редактор

Осознание того, что пиксели умеют гонять мяч и потешно поднимать руки, если пнуть его получилось особенно удачно, пришло благодаря страшно олдскульному футбику на приставке SEGA. Название не помню. Это точно не мешало просыпаться пораньше, чтобы поиграть, уже одевшись в школьный костюм. Как тренер. После ряда коррупционных скандалов (выделенные мамой деньги я потратил на чипсы, а не на нормальную еду в столовой) пришлось взять паузу в карьере и вернуть картридж соседу.

Первый серьезный симулятор – FIFA 2005. У лучшего друга появился компьютер, у меня – больше поводов заходить к нему. Казалось, это высшее достижение человеческой цивилизации. Прицел при штрафных ударах, возможность подать угловой лишь в определенную точку и купить на заработанные очки третий комплект формы – было прекрасно и очень волнительно. Равно как и то, что я не умел нормально расставлять пальцы на клавиатуре. Мой друган был вынужден постоянно держать за меня кнопку ускорения. Пользуясь случаем, передаю привет тем годам и прошу поставить песню «Beautiful goal» Пола Окенфолда.

Антон Байцур, экс-директор по продуктам

У меня первой футбольной игрой была фифа-98, где можно было играть в двоем на одном компе – один управлял клавиатурой, другой мышкой. В нее из симуляторов играл больше всего. Потом как-то случайно наткнулся на Горбушке на диск с Championship Manager 99/00 – помню, что играл за «Спартак» в основном, распечатывал всю статистику по каждому сезону на принтере и сохранял – доиграл до каких-то совершенно дремучих лет. Из симуляторов пробовал каждый раз играть в фифу, но все время быстро бросал, когда вышел PES 6 (или 5) – играл в него с геймпадом, подключенным к компу – это, пожалуй, был лучший симулятор ever. Когда лет 8 назад перешел на XBOX очень редко поигрывал в PES или FIFA, с появлением PS4 играю в FIFA в онлайне и на работе.

Но основное внимание в последние лет 6 – это серия Football Manager – там я перепробовал все – и низшие лиги Швеции, и вывод «Лугано» в Лигу чемпионов только с итальянскими и швейцарскими футболистами, реинкарнация «Лидса» и «Боавишты» и миллион других выдуманных сценариев. Жалко только, что времени на полноценную игру в FM с каждым годом становится все меньше.

Александр Балабанов, хоккейный автор

Так получилось, что компьютерный футбол появился в моей жизни позже хоккея. Если в NHL я играл еще 98-ю, то FIFA попробовал только 2002-ю – и то, только потому, что он оказался на одном диске с хоккеем (пиратском, как видно). Между прочим, там была версия с уже встроенным модом чемпионата России, из которого можно было собрать сборную, которая была на порядок сильнее существующей «дефолтной» версии сборной, где Нигматуллина почему-то патриотично звали Russianlan. А еще очень не радовало отсутствие сборной Голландии и Роналдо (о, слепцы-разработчики!), которых приходилось делать самому в редакторе.

Екатерина Захарова, ассистент редакции

Мой первый виртуальный футбол в жизни случился 14 мая 2015 года на первом турнире Sports.ru по фифе. Мы с нашим сисадмином Артемом Махортовым открывали турнир матчем Аякс-Кубань. Я играла за «Аякс» и выиграла со счетом 1:0 по пенальти. Справедливости ради, хочу заметить, что мы с Артемом (до этого он играл один раз) играли примерно на одном уровне с другими, более опытными, участниками турнира. А победителем стал Антон Макаренко, сборщик наших приложений.

Александр Криволап, социальный редактор

С первым компьютерным футболом познакомился практически сразу после покупки первого ПК (в конце 2000 года), взял у друга диск с FIFA 98 World Cup (не путать с Road to World Cup) и залип на несколько дней. Управление я узнавал на практике. Но даже не сразу обнаружив кнопку «удар», умудрялся забивать «навесом», «пасом» или просто заводить мяч в ворота. Когда мне покорились на этом диске все режимы игры и десяток Кубков Мира несколькими сборными, то в каком-то магазине попалась на глаза FIFA 2001. Естесственно, что и она была изыграна до дыр.

Еще через несколько месяцев все тот же друг подогнал мне диск с футбольным менеджером от EA Sports под названием F. A. Premier League Football Manager 2002. Все эти таблички, обилие дивизионов, клубов и игроков влюбили меня в них безвозвратно, там я проводил целые недели и месяцы своей жизни. Пока не обнаружил легендарный Championship Manager 01/02. Хоть в игре и не было отображения 3D-матча, а текст только на английском языке, я сразу понял, насколько этот менеджер проработаннее, а геймплей интереснее. Вот уже 15 лет являюсь поклонником этой серии, перерожденной под брендом Football Manager, а футбольные симуляторы меня после PES 6 особо не цепляют.

Ярослав Комков, глава киберспортивного раздела

Первым был какой-то футбол на Sega, посвященный скорее всего ЧМ 94 или Евро 96. Играл в него всегда с одноклассником по прозвищу Ширер, в дни поражений мутировавшим в Ширко. Зарубы были настолько жесткими, что часто заканчивались дракой. А потом, совершенно необъяснимым образом, я подсел на серию FIFA Manager, которая была очень казуальна, тем и нравилась. Я выбирал «Манчестер Юнайтед» и строил молодежные академии по всему миру, ставя целью собрать состав только из своих воспитанников. Достигал этого сезонов за 6 и дальше просто каждый год выигрывал все турниры, находя удовольствие в наблюдении за ростом игроков и их характеристик.

Андрей Белоус, разработчик

Первым запомнившимся футбольным симулятором для меня стал SWOS (Sensible World of Soccer). Пиксельный футбол со смешными человечками. Играл за московский «Спартак» и наводил ужас на соперников схемой с инсайдами Цымбаларем и Кечиновым.

Возможно, в том же SWOS я познакомился с российскими футболистами Опоркo и Апапко – это всего лишь оригинальное прочтение фамилий Onopko и Ananko.

До реализма современных симуляторов ему, конечно, очень далеко. Но что-то завлекательное в нем есть. Из статьи в википедии я с удивлением узнал, что коммьюнити по этой игре существует, до сих пор живо. И даже проводятся чемпионаты.

Тимофей Загорский, социальный редактор

Фифа Менеджер 05. Играл в него даже в то время, когда уже и 10 и 11 часть была. Каждое лето ездил в деревню вместе со своим компом, а т.к. друзей у меня там не было, сидел за ФМ целыми сутками. Либо с корешом создавали в одной карьере 2 клуба и играли вместе. Выводил «Ротор» в Лигу чемпионов, покупал туда звезд, строил стадион на 100 тысяч мест (и ходило на него 100 тысяч тоже). Однажды даже подрались с другом, потому что я проиграл ему какой-то финал и сразу нажал alt+f4. Потом пришлось переигрывать + отдать ему любого игрока в след. трансферное окно бесплатно. А Футбал Менеджер не люблю, я привык к Фифе. К сожалению, Фифа М больше не выпускается...

Евгений Коврин, директор по продажам

За вычетом футбольных унижений на Dendy, моим первым виртуальным футболом стал Adidas Power Soccer 96. Адская игра, в которой можно было забивать навесом с центра поля (мяч падал на линию штрафной и перепрыгивал через вратаря), а еще был специальный режим «без правил», когда можно было безнаказанно бить ногой в спину игрокам другой команды.

Владислав Денисов, разработчик

Начал увлекаться компьютерным футболом лет в 12. Играть в футбол днем в жару никому не хотелось, и мы с друзьями собирались у меня играть в Pro Evolution Soccer 5: устраивали турниры сборных, создали в редакторе дворовую команду, за которую играли в Мастер-Лигу. Через несколько лет у меня появился интернет и лицензионный PES 2009, для которого я делал довольно популярный у нас и на зарубежных форумах BundesPatch. Но некстген от Konami становился всё хуже, меня тянуло играть в свой первый футсим, и через несколько лет нам удалось написать аналог сервера от Konami (который к тому моменту уже несколько лет не работал) и запустить проект по Pro Evolution Soccer 5 / Winning Eleven 9 в интернете с актуальными составами и скиллами, трансферными окнами и бюджетами. Так мы сыграли сезонов 8 (года 3 в реальной жизни), но позже появилась неплохая FIFA, в которую начали играть наши бывшие «тренеры», а я и другие основатели проекта ушли играть в Football Manager.

Владимир Борисенков, социальный редактор

Впервые я поиграл в футбольный симулятор в далеком 2006-м. Тогда я упросил родителей купить ФИФУ 06, а взамен они потребовали, чтобы я прочитал все книги из списка летнего чтения. Я согласился на такие условия, но после установки игры и первого запуска, я понял, что выполнить это условие будет очень трудно. Мягко говоря, игра меня поглотила. После первого запуска я рубился часов 8, пока не заметил, что за окном уже за полночь. Тут я понял, что следующую часть ФИФЫ мне родители не купят, если я не выполню условия сделки, но урезать себе игровое время я не решился. Компромисс я нашел довольно быстро, просто ставил будильник на 6 часов утра. Вставал, чистил зубы и сразу же за книги. После трех часов чтения я со спокойной душой садился за ФИФУ и тащил «Вулверхэмптон» в АПЛ. Вот такой вот мой первый компьютерный футбол.

Александр Орловский, разработчик

Мой первый компьютер был Дельта-С – советский клон ZX Spectrum. С миром графических(sic!) компьютерных игр, я познакомился именно на нем. В частности, со спортивными симуляторами. Одними из любимейших, из тех, что стабильно загружались с чертовых кассет, были Formula 1 – откуда мои основные знания о конфигурации классических трасс, International Soccer – где можно было играть за различные сборные на ЧМ90 в Италии, International Rugby Simulator (знал основные правила регби, когда это еще не было модно в России). 

Еще была крутая смесь симулятора и менеджера Kick Off, но мне его удалось загрузить не так много раз, как я ни крутил головку магнитофона, чутко прислушиваясь к изменению звука загрузки кассеты.

Кроме того, у одноклассников были распространены приставки Dendy, на которой мы устраивали турниры играя во все более-менее соревновательные игры, типа олимпийских видов спорта, тенниса, баскетбола и т.д. Из футбольных NES-симуляторов наиболее запомнилась FIFA 97 International Soccer, с ее впечатляющими результативными ударами почти с центра поля. Знание правильной точки для нанесения удара в девятку было одним из залогов успеха, но до нее надо было еще добежать, уклоняясь от чудовищно выглядящих подкатов.

Но игра которая прошла проверку временем, в которой я достиг небывалых высот :), и которая до сих пор пылится у меня где-то в DOS-эмуляторе на Маке, была и остается Manchester United The Double.

Тру симулятор архетипичного английского футбола, где даже и помыслить нельзя было забить из штрафной не с прострела или навесной передачи, MUtD симулирует премьер-лигу 94/95-го года, которой в живую я никогда не видел, но благодаря этой игре, ностальгирую по ней не меньше, а может и больше, чем по стиморол-чемпионатам России 90-х. Можно было взять любую английскую команду вплоть до 5-й лиги и, зарабатывая деньги на продажах и перепродажах игроков, сколотить себе команду мечты. Не всех футболистов продавали (точнее вероятность этого была невероятно маленькая), даже если предлагалась максимальная в игре трансферная сумма 20 млн фунтов. Это только добавляло желания их заполучить, но вообще самый шик был играть и побеждать с помощью относительно малоизвестных футболистов, у которых были достаточно неплохие показатели. Имена футболистов были настоящие, что было особенно круто. Основные звезды: Кантона, Клинсманн, Ширер, Фаулер, Ле Тиссье и наш Андрей Канчельскис! Харин, игравший за середнячка Chelsea, был еще неплох по показателям, но пускал в игре «бабочки», прямо как в реальной жизни, так что его я не любил брать в команду (на самом деле он снимался в дурацкой рекламе сникерса, тем и испортил себе карму). Питерборо Юнайтед – многократный победитель премьер лиги конца 90-х – 2000-х годов, навсегда в моем сердце!

P.S. Из современных игр пробовал играть в FIFA и PES (второй понравился больше), но они как-то не прижились. А в футбольные менеджеры играть боюсь из-за того количества времени, которое они поглощают.

Sports.ru рекомендует! «Кубок Лоусона» – первый чемпионат России по виртуальному футболу. К участию допускаются только обладатели лицензионной версии FIFA возрастом не младше 18 лет. Регистрируйтесь и выигрывайте ценные призы (главный приз – поездка в Англию):

Комментарии
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий