Заметки Погорского
Блог

Наши «Игры года» за прошлое десятилетие: выбор редакции Sports.ru

Кого забыли наградить?

В 2021-м «Игрой года» по версии главной церемонии награждения в индустрии, The Game Awards, стала кооперативная сюжетная игра It Takes Two. Сейчас этот выбор кажется интересным, возможно, единственно верным, но через несколько лет мнение об игре может измениться – такое происходит нередко.

It Takes Two – «Игра года» по версии The Game Awards 2021. Здесь – результаты остальных номинаций

Под конец года редакция игрового и киберспортивного разделов Sports.ru вспомнила личных фаворитов за прошлое десятилетие и выбрала лучшие игры – с сегодняшней перспективы.

Кирилл Новокщенов – думает об игровом наследии

Выбирать лучшую игру каждого года оказалось проще, чем я ожидал. По-настоящему задумался я только дважды.

2011-й стал годом двух великих игр, которые прожили намного дольше большинства и проживут еще десятилетия. Minecraft и Skyrim по-разному привлекают геймеров, и в обоих случаях это как геймдизайнерский, так и грандиозный маркетинговый успех. Любой из двух выборов будет и правильным, и неправильным одновременно – у меня это Skyrim, просто потому что его результат удивляет сильнее, а каждая новость про релиз на тостере кажется последней, но не тут-то было.

В 2014-м ситуация другая: много крепких игр, которые попали в списки моих коллег, но ни одной супертоповой. Поэтому я выбрал Alien: Isolation за прорывной концепт и уникальность, благодаря которым игру помнят сейчас. А еще это чуть ли не единственная адекватная игра по фильму.

Стоит сказать пару слов про 2018-й. На релизе God of War казался мне наболее важным проектом, но после многих часов, проведенный в ней и в Red Dead Redemption 2, я изменил мнение. GoW – классная игра, но без RDR 2 игровой мир потерял бы что-то очень, очень важное.

Стас Погорский – разрывается между яркими инди и AAA-блокбастерами

Для меня выбрать одну «игру года» – зачастую практически невозможная задача. Во-первых, потому что я всегда забываю, когда и что именно я прошел. Во-вторых, ежегодно выходит как минимум один главный AAA-блокбастер и не менее выдающаяся инди-игра, которые нереально сравнивать в лоб даже исключительно по субъективным впечатлениям. С другой стороны, благодаря этому у меня не бывает проходных годов – если киты индустрии перенесли все релизы, значит, у меня больше времени на поиск скрытых бриллиантов.

Пожалуй, с претензией на условную объективность я могу назвать игрой десятилетия Minecraft – это современный эквивалент «Тетриса», такая же вещь на все времена, объединяющая разные поколения геймеров и увлекающая простотой идеи. Я провел в «Майнкрафте» много лет, сейчас забросил, но время от времени хочу вернуться – для синглплеерной игры это большой комплимент. Кстати, в список мог бы попасть Fortnite, но только в параллельной вселенной – там, где разработчики продолжили развивать оригинальный кооперативный режим (в который я и залипал), а не превратили игру в баттл-рояль. При этом я восхищаюсь тем, как Epic Games переизобрела игры-сервисы: в Fortnite проходят не просто тематические ивенты, а целые кроссмедийные культурные мероприятия.

История создания великой The Last of Us

Не люблю быть олицетворением мейнстрима, но деваться некуда: моей любимой серией прошедшего десятилетия стала The Last of Us. Величайшие произведения, за которые я буду биться до старости – мало какие игры заставляли меня испытывать столько мощнейших и конфликтующих эмоций, а ради них я и живу.

Тем не менее при всем уважении к Naughty Dog, еще более любимой студией для меня стала Supergiant Games. В их произведениях уникальное крещендо фирменного визуального стиля и музыки от Даррена Корба и Эшли Барретт – уже только из-за этого я жду каждую игру команды. Что круто, они не засиживаются в одном жанре и постоянно мотивируют меня проникаться все новыми механиками: так было с Pyre (фэнтезийная спортивная аркада!) и Hades (изометрический рогалик). И каждый релиз студии – стабильно личная «десять из десяти». В список включил именно киберпанковую Transistor, потому что после нее и полюбил студию. 

Крис Фадина – любит игры, в которых можно жить и мемить

Мои предпочтения в играх просты, но угодить мне сложно – нужно сделать мир, в который я поверю. Это необязательно значит, что в нем должны быть реализм и выживач (его я, кстати, терпеть не могу). Это значит, что разработчики должны сделать мир логичным: если ты выбираешь что-то, то видишь последствия. По максимуму об этом позаботились только в «Ведьмаке», но и в остальных играх списка нашлось что-то цепляющее.

Вторая, не менее важная часть – открытый мир, если это экшен, гонка, ролевая игра или любой другой крупный проект. Во FNAF’е открытый мир и не нужен, я полюбила ее за мемность.

В 2018-2019 годах у меня было крайне много работы и не было нормальной видеокарты, поэтому поиграть особо не получалось. Однако спасала консоль, на которой можно запустить гонку – а я и не против: серия Forza Horizon полностью соответствует моим требованиям. На ПК я тогда могла играть только во Frostpunk. Это восторг! Обожаю ее и Tyranny, им удавалось выбивать слезинку, заставляя меня отправлять детей на работу, как взрослых.

За спинами всех этих новых игр стоит одна, к которой я ежегодно возвращаюсь. Это Skyrim, в который я прихожу жить другими жизнями: бандитки, охотницы, некромантки или главы каких-нибудь грязекрабов. Ну и героиней-спасительницей мира тоже бываю иногда, но это скучнее, чем рубить лес 8 игровых часов подряд.

Артем Диченко – включил в список FIFA

2011 год – абсолютно великий для игр. Portal 2 и Deus Ex: Human Revolution – совершенно особенные релизы, каждый вспоминаю с теплотой и мечтаю перепройти в отпуске. Со Skyrim вообще сравнятся мало проектов, погружение в мир и лор игры – незабываемо и неописуемо. Лишь характерные для Bethesda косяки мешают назвать «Скайрим» лучшей RPG десятилетия.

Таким получился «Ведьмак 3», которого нет в списке. Это замечательная игра без видимых сходу недостатков, в ней я провел часов 350 и наверняка когда-нибудь вернусь. Казалось бы, очевидная игра года, вот только в декабре 2015-го вышла «Радуга» – удар мне под дых. Я играл в нее как умалишенный, каждый вечер на протяжении долгих месяцев. Небольшой перерыв – и по новой. До Siege игры-сервисы вообще меня не интересовали, а после я осознал и их преимущества, и безусловные недостатки…

В 2017-м я, видимо, играл как раз в Rainbow Six и пропустил все громкие релизы года. Консолей Nintendo у меня никогда не было, поэтому не удалось поиграть в их нашумевшие тогда эксклюзивы. Так я включил в список FIFA, поскольку рублюсь в нее еще с 2004 года, практически без перерывов. Грустно видеть стагнацию серии, но виноваты в этом сами игроки, обеспечивающие столь жирные продажи, а после релиза еще и регулярно донатящие. Мне всегда претили подобные механизмы прокачки – я спокойно развиваю свою команду и улучшаю состав с помощью трансферного рынка. В первую очередь мне интересно поиграть лучшими игроками современности и теми, кто проявил себя по ходу сезона, а не душить онлайн-соперника скоростями и ударами с одних и тех же позиций.

Лучшей игрой прошлого консольного поколения я считаю шедевральную Red Dead Redemption 2, а в поколении до него это The Last of Us с, пожалуй, лучшей историей из всех игр, в которые мне довелось сыграть.

Валерий Рытов – проникся составлением топа

Выбирать лучшие игры оказалось несложно – шедевров гораздо меньше, чем может показаться. Самым непростым для меня стал 2011 год. «Ведьмак 2» обошел в личном рейтинге Deus Ex: Human Revolution и Minecraft, которые также запали в душу. 2014 год показался самым блеклым: вышло слишком много средних игр, вспоминать которые не хочется. Однако я не жалею о выборе The Banner Saga: иногда инди дарят больше эмоций, чем игры от известных студий. Так сложилось, что в моем списке практически нет консольных эксклюзивов. Все игры пройти невозможно, но это не лишает нас права любить то, что понравилось.

Создавать подобные рейтинги полезно – понимаешь, как по-разному можно смотреть на одни и те же вещи.

Виктория Косарева – против насилия, за чилл

Очередной топ за прошедшее десятилетие? Очередной топ за прошедшее десятилетие!

Что здесь имеется? Максимум казуальщины и меты, любимой прекрасной меты. Чего нет и не будет? Хорроров, шутеров и консольщины. У нас тут владения ПК-бояр. Консольные игры, несомненно, тоже заслужили за десятилетие свою любовь и популярность, но в этом списке их нет – автор принципиален, как Activision Blizzard стоек в своей скандальности.

Все игры в списке соответствуют одному из двух критериев: или они западают в сердце и душу глубоко, надолго и задевают самые нервы, или они в свое время наделали того еще шуму и хайпа на весь год или дольше, и, будучи в центе внимания, вызвали интересные обсуждения и вопросы.

Николай Львов – восстанавливает отношения с видеоиграми

Следить за трендами – не мой конек, и с хорошим железом мне всегда не везло. Поэтому и получается, что мои GOTY обычно, мягко говоря, неактуальные. Однако мои любимые игры, как мне кажется, не стареют.

Долгое время я почти не играл. К любимому хобби вернулся из-за тяжелых обстоятельств, в том числе потери близких людей. В один из худших периодов моей жизни меня спас «Ведьмак 3». Я откладывал его почти 5 лет, но, как и все великие произведения искусства, он появился как раз вовремя.

В 2021-м я открыл для себя игры Хидетаки Миядзаки. Прошел на одном дыхании Bloodborne, Dark Souls: Remastered и почти дошел до Иритилла в Dark Souls 3. Я в полном восторге от каждой, хотя настоящим шедевром считаю именно первую часть.

Примерно так и составляются мои рейтинги. Да, в этом году я поиграл и в Battlefield 2042, и в Resident Evil Village, и в, господи прости, GTA: Definitive Edition, заценил кучу прекрасного инди, но именно Dark Souls останется со мной навсегда.

Игорь Ларионов – нашел баланс в своей подборке

 

Вспоминать лучшие игры десятилетия по календарным годам всегда очень трудно. Хочется включить в список десятку лучших, но в итоге в одном сезоне ты выбираешь из пяти шедевров, а в другом – с трудом выискиваешь хоть что-то достойное. Из-за этого я выбирал игру года, основываясь исключительно на личных эмоциях, отбрасывая вообще все объективные критерии.

К примеру, в 2012 году я натурально прошел вообще все важные релизы и кайфанул от многих из них. Эпичнейший, даже несмотря на спорную концовку, Mass Effect 3. Один из лучших экшенов от третьего лица Max Payne 3. Сюжетно прекрасный Spec Ops: The Line. Экшен с великолепным стелсом Dishonored. Тем не менее игрой года я все равно выбрал The Walking Dead – просто из-за эмоций, запоминающейся истории и милейшей Клементины.

В посредственные годы выбирать еще сложнее. Вот как выделить лучшую игру 2017-го, если все новинки этого сезона показались мне достаточно скучными? Приходится брать проекты, которые хоть немного выделялись – у меня это Divinity: Original Sin 2.

В целом список достаточно разноплановый и неплохо отражает мои игровые вкусы: любовь к сюжетным экшенам и RPG, а также к играм с открытым миром. Жаль, что на какой-нибудь гоночный симулятор не хватило места.

Сергей Корпусов – доверяет импульсам

Мой выбор может показаться очень странным. Здесь много RPG, но при этом нет «Ведьмака 3». Знаете это чувство, когда не можешь определиться с конкретным жанром, а играешь в то, что очень понравилось? Я – именно такой геймер. Меня может зацепить абсолютно не знакомая никому игра, а может случиться так, что я залипну в ААА-шедевр на сотню часов.

Михаил Ложков – до сих пор не может отойти от Spec Ops: The Line

Выбирать было сложно, но решения, которые многим показались бы тяжелыми, я принимал очень легко. В 2011-м я не взял «Скайрим», потому что на релизе не мог в него играть – уж слишком пресным он показался мне после привычного «Обливиона». Втянулся в Skyrim я только спустя 10 лет, когда в очередной раз слышкупил его со всеми дополнениями. «Майнкрафт» все же ближе к сердцу.

Дубайский трип в Spec Ops я пробежал за пару дней, но его смысл и ужас вспоминаю до сих пор. Конечно, хотелось проголосовать за Mass Effect 3 или Far Cry 3, но сюжеты с трагедией уровня The Line до сих пор можно пересчитать по пальцам.

Про «Ведьмака» нет смысла говорить, а вот Stardew Valley покорила меня дважды: первый раз в книге Шрайера «Кровь, пот и пиксели», а второй – когда я провел в ней все новогодние выходные.

Конечно, самым сложным был 2018 год. Это RDR 2, «Паук» и «Детройт». Все игры одинаково достойны звания GOTY, но я просто обязан отдать голос God of War. Кори Барлог – гений, передавать историю Кратоса и Атрея словами бессмысленно, нужно испытать это самостоятельно.

Григорий Коржов – обожает игры-фильмы и статистику

Сразу договоримся: я играю мало, большую часть классики десятых годов не проходил и на экспертность не претендую.

Из платформ у меня есть только PC, мобильный гейминг не воспринимаю. Плюс я не люблю RPG как жанр, обожаю детективы, квесты и интерактивное кино, а также не фанатею от шутеров (за исключением «Макса Пэйна», «Вульфа», RDR и GTA).

Поэтому мой топ – это список рекомендаций к прохождению, а не экспертная оценка формата «вот топ-1, все остальное хуже». Просто подборка игр, которые мне запомнились и понравились.

Dota 2 и CS: GO я включил по очевидной причине – без них не было бы рейтингов Sports.ru, а «Свояк» – любимая игра нашего раздела, поэтому без нее тоже никуда.

Александр Тимошенко – топит за нишевые и идейные игры

Из списка таки сочится моя любовь к спортивным симуляторам. И за 10 лет вышли две топовые вещицы: Rocket League и Hockey? v0.55. И если в первую катает весь мир на кроссплатформе, то во вторую – пара сотен челиков из СНГ с Европой и полтинник канадцев. Гениальная, максимально простая и дико недооцененная игра.

Юмор люблю не меньше, так что всем советую пройти South Park: The Stick of Truth и Sam & Max Save the World Remastered. Это уж точно лучше, чем смотреть 97% современных комедий.

В остатке гениальные игры на все времена GTA 5 и Portal 2 с просто хорошо сделанными AAA-продуктами в лице Gears 5 и Rise of the Tomb Raider. Если честно, то среднее получилось десятилетие для индустрии, или я уже не выкупаю.

Тренды снова разворачиваются в сторону разработчиков-одиночек и небольших студий, которые могут одной идеей уделать консервативных гигантов индустрии. Верю, что впереди будет самый сок.

Полина Романова — предпочитает хорошей графике и геймплею цепляющий сюжет

Я люблю три вещи: легкие и непринужденные хорроры, которые пугают атмосферой, закрученным сюжетом и ожиданием чего-то неизвестного, маленькие инди-студии, которые выпускают игру с шикарной промокампанией, а потом забивают на первую часть, обещая выпустить вторую несколько лет подряд, и серию BioShock. Поэтому в начале у меня подборка не-совсем-но-хорроров с прекрасной историей во главе, которую прерывает BioShock Infinite, а после 2015-го происходит скачок в мультиплеерные игры. В то время мне как раз начала надоедать Дота и я стала задумываться о том, что не ей единой существовать, вдруг еще где-то повезет. Не повезло мне, в итоге, с разработчиками игр, но это уже совсем другая история.

Хорошей графике я в ста процентах случаев предпочту хороший сюжет – хотя бы из-за того, что долгое время могла играть только на низких настройках, – а геймплей меня, чаще всего, совсем не волнует.

Самым сложным годом для меня стал 2013-й, но предать «Биошок» я не смогла, и для меня он вытеснил шедевр от Quantic Dream. Самым скучным годом оказался 2019-й, но это из-за того, что я тогда почти ни во что так толком и не поиграла. Вообще в последние годы с играми, которые могли бы мне понравиться, очень тяжко, поэтому сейчас жду второй «Сталкер» и внеочередную часть FNAF`а. А там, глядишь, через лет 5 и Blizzard раздуплятся на второй Overwatch.

* * *

Сложнейшим годом для выбора GOTY редакция посчитала 2011-й – так много тогда вышло великих игр. Два человека высказались против шутеров, а вот RPG на нашем сайте любят практически все: во многих списках есть какие-нибудь части Mass Effect, «Ведьмака» или, конечно, Skyrim. Также выяснилось, что большинство жалует не только проекты AAA-класса, но и инди-игры – они попали в списки 11 из 13 участников флэшмоба.

Так мы выяснили, что в редакции больше всего любят «Ведьмака 3» (за него аж 6 голосов) – впрочем, едва ли кто-то удивлен. За ним следуют высокооцененные Red Dead Redemption 2 и The Last of Us Part II (по 5 голосов), а также нашумевшая Death Stranding Хидэо Кодзимы и GTA 5 (по 4 голоса).

Согласны ли вы с нашим выбором? Какие топовые игры мы незаслуженно оставили без наград?

Победители The Game Awards 2021: награждение Погорского

Демо «Матрицы» – шок

2021
10%
Ratchet & Clank: Rift Apart
2020
11%
Assassin's Creed Valhalla
2019
11%
Apex Legends
2018
36%
Red Dead Redemption 2
2017
13%
Horizon Zero Dawn
2016
19%
Firewatch

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные