Заметки Погорского
Блог

«Злые расы» в играх – расистское клише, от которого давно пора избавиться

Колонка Погорского.

Весной 2021-го в соцсетях призывали бойкотировать Genshin Impact: одной из основных причин скандала стало семейство человекоподобных монстров хиличурлы. В их дизайне и поведении игроки увидели сходство с реально существующими коренными народами. Более того, в видеотуре по студии MiHoYo видно, как разработчики использовали танцы настоящих аборигенов в качестве референса для анимации хиличурлов.

 

Сами хиличурлы в Genshin Impact представлены однобоко: согласно сюжету они достаточно разумны для разведения скота и использования инструментов, но все равно сделаны исключительно враждебными монстрами для фарма. При этом у игры бедная репрезентация персонажей разной этнической принадлежности: есть всего пара играбельных персонажей с чуть более темным оттенком кожи, но один описывается как «экзотический», у другого «злой» характер. В целом складывается довольно расистский нарратив.

Дополнение: в оригинальном тексте я упомянул скандал с хиличурлами, но не описал важный дополнительный контекст. В игре есть цепочка квестов и ивент, посвященные попыткам установить мирный контакт с этими загадочными существами и узнать настоящую причину их видимой агрессии. В статье хиличурлы упоминаются как пример «биологических злодеев», в образе которых сложно увидеть что-то кроме оскорбительной культурной апроприации. 

Впрочем, этим грешен не только Genshin Impact. Например, одна из самых лениво сделанных вещей в посредственной Mass Effect: Andromeda – новая раса кеттов. Антропоморфные, полностью разумные и даже высокоразвитые существа представлены в ролевой игре исключительно в качестве злых злодеев, которых обязательно нужно убивать.

Подобные «сюжетные приемы» проблематичны сразу на нескольких уровнях.

Во-первых, это сам расизм. Даже если черты и повадки злой расы в игре не списаны с внешности или культурных обычаев реальной этнической группы, это подкрепляет расистское мышление. Игра, в которой единственная верная реакция на появление орка (без дополнительной оценки ситуации) – достать меч и броситься в атаку – плохая.  Дискриминационное мышление, конечно, не сформируется исключительно по вине игр, равно как прохождение шутеров не превратит геймеров в убийц, но это все же лишнее одобрение нездоровых стереотипов.

Во-вторых, однозначно и бессмысленно злые расы рушат погружение в игровой мир. Сейчас даже разработчики мобильных автобаттлеров прописывают минимальный сюжет и контекст происходящего, ведь благодаря этому у игрока усиливается эмоциональное вовлечение в процесс. Только какой в этом толк, если вы встречаете целую расу разумных существ, которые нападают на героев без какой-либо причины? Это выглядит в равной степени глупо и оскорбительно. Особенно если говорить о более масштабных проектах, где можно не только участвовать в сражениях, но еще и исследовать мир.

(Орки во вселенной Warcraft – пример того, как стоит прописывать расу)

Справедливости ради отмечу, что примеров явного расизма в создании игровых миров сейчас уже не так много. Разработчики стараются показывать разногласия представителей одной расы и вида, вводят союзных персонажей-перебежчиков из фракции врага и так далее. Вот за такими историями наблюдать интересно, поскольку они работают по правдоподобной логике, а не держатся исключительно на условностях и грубых допущениях.

Решить описанную проблему, к слову, довольно просто – достаточно добавить недостающий контекст. Например, если орки в игре исключительно злые и кровожадные, то в повествовании стоит делать упор не на то, что они орки, а на их принадлежность к конкретному клану, объявившему людей своими кровными врагами. Чуть сложнее, но лучше уравновесить врагов определенного разумного вида положительным персонажем того же народа и сделать так, чтобы о его существовании было реально узнать из самой игры без дополнительных усилий.

Даже объяснение уровня «вот эти монстры – буквально физическое воплощение зла или нечисть» лучше, чем ничего. Ход не самый интересный, но, например, для объяснения враждебности демонов в DOOM вполне сгодится.

* * *

Непреднамеренный расизм в играх – сложная тема, а эта колонка лишь отражает конкретно мое мнение и те мысли, которые возникли у меня за последние пару лет. Если вы считаете мою точку зрения в корне неправильной – пишите об этом в комментариях, чтобы все обсудить. 

Телеграм-канал / твиттер Стаса Погорского

Хайпите «секретный Silent Hill» Кодзимы? Сейчас перестанете – это провальная идея, от которой пострадают все

Экстремалы повторили прыжок веры из Assassin’s Creed в реале. Спойлер: все живы

73 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
"Хищники" в животном мире - клише...

Кетты, орки, жнецы и даже ксеноморфы это не просто другие расы, это отличные от нас биологические виды. Распространять на них человеческую мораль крайне некорректно.

Кетты не злые сами по себе. Они просто не могут размножаться иным путём, кроме как внедрением своих генов в представителей других разумных видов. Можно ли назвать злодейством то, что они пытаются выжить? Вовсе нет. Можно ли назвать расизмом попытку защититься от, по сути, космических насильников? Тоже нет.

Если львиный прайд становится злым после убийства и поедания своей жертвы, то почему бы не исключить такое "злодейское клише" из мира животных путём уничтожения всех хищников планеты?
"Злые" виды - это не клише, это скорее попытка добавить реалистичности в фантастические вселенные. Ведь если на одной только Земле существуют тысячи видов, являющихся для других тысяч ночным кошмаром, то сколько таких кошмаров (или не кошмаров, милые космические котики так же могут существовать, как и плотоядные зомби-улитки) может быть в огромной галактике.

И ещё немного про Mass Effect. В оригинальной трилогии люди за свои амбиции и агрессивность считались выскочками, которым нужно доходчиво объяснить их место в галактике. Для батарианцев же человечество вообще стало главным плохишом. Но это, конечно же, другое и жизни хасков важны.
+32
0
+32
я тоже считаю, что права вурдалаков ущемлены в большинстве случаев. В сущности, их стремление съесть немного мозгов является культурной особенностью, которую следует уважать.
+25
0
+25
Предлагаю организовать на сайте конкурс!

Нужно написать статью, и раскритиковать выбранную компьютерную игру за все перечисленные недостатки:
- гомофобию
- расизм
- сексизм
- поддержку социального неравенства
- игнорирование изменений климата

Главное правило: все 5 недостатков должны присутствовать в выбранной игре одновременно!

Назовём этот конкурс "Фулл-хаус Погорского"
+22
0
+22
Какая-то очередная однобокая чушь от Стаса.
+17
0
+17
Уже по названию *статьи* знал её автора блмщика, свж-шника, фемениста и возможно первого человека на спортс ру, который в ближайшем будущем сделает каминг аут
+14
0
+14
Когда уже будет каминг аут погорского?
+13
0
+13
Судя по содержанию автор ознакомился с геншином по постам с его канцелом, ибо мало-мальски разбирающийся в лоре человек такую пургу нести не может. Хиличурлы у него злая раса. Ничего, что они вполне себе разумный вид, с которым можно договориться, эвент с этим был буквально месяц назад, и которых с помощью тёмной магии контролирует Орден Бездны? Ничего, что Кейа в оригинале "иностранец", а не "экзотический". Ничего, что Синь Ян рокерша, у которой такой образ, а на самом деле она добрая?
+10
0
+10
Муравьед для муравьев — абсолютное зло, а кошки жестоко мучают пойманных мышей. Реальный мир жесток и не подстраивается под влажные мечты о всеобщем благоденствии. Ну и как очень верно подметил господин from_assware, кетты — космические насильники, а не несчастные угнетенные ищущие самовыражения люди. Что самое смешное, в стремлении найти расизм Погорский оправдал насильников. Всей профемкоммуной ждем публичных извинений.
+10
0
+10
Ответ from_assware
"Хищники" в животном мире - клише... Кетты, орки, жнецы и даже ксеноморфы это не просто другие расы, это отличные от нас биологические виды. Распространять на них человеческую мораль крайне некорректно. Кетты не злые сами по себе. Они просто не могут размножаться иным путём, кроме как внедрением своих генов в представителей других разумных видов. Можно ли назвать злодейством то, что они пытаются выжить? Вовсе нет. Можно ли назвать расизмом попытку защититься от, по сути, космических насильников? Тоже нет. Если львиный прайд становится злым после убийства и поедания своей жертвы, то почему бы не исключить такое "злодейское клише" из мира животных путём уничтожения всех хищников планеты? "Злые" виды - это не клише, это скорее попытка добавить реалистичности в фантастические вселенные. Ведь если на одной только Земле существуют тысячи видов, являющихся для других тысяч ночным кошмаром, то сколько таких кошмаров (или не кошмаров, милые космические котики так же могут существовать, как и плотоядные зомби-улитки) может быть в огромной галактике. И ещё немного про Mass Effect. В оригинальной трилогии люди за свои амбиции и агрессивность считались выскочками, которым нужно доходчиво объяснить их место в галактике. Для батарианцев же человечество вообще стало главным плохишом. Но это, конечно же, другое и жизни хасков важны.
Спасибо что не поленился все расписать) а то так в падлу рушить мнение стасика было
+10
-1
+9
>Однобокая Ну это не эссе, а мнение, да.
Если бы профессиональный журналист Стас Погорский не подгонял постоянно факты под свое "мнение", а честно рассматривал бы вопрос со всех сторон (как и положено профессионалу), то возможно к его статьям действительно бы прислушивались.

А сейчас, вместо обсуждения проблемы (если она есть), добрая половина спортса просто угорает над статьей. Во многом из-за однобокости и необъективности рассмотрения.
+8
0
+8
Точка зрения на расизм в играх зависит от цели.
Если цель - пропаганда "правильных" ценностей среди игроков - один подход.
Если создать правдоподобный мир для атмосферы и погружения - другой.
Ксенофобия по отношению к другим, особенно, к тем, с кем уже были конфликты - вполне правдоподобная вещь. Тотальная демонизация враждебных рас/наций/племен - вполне правдоподобная вещь. Нежелание вникать в мотивы других (а, значит, навешивание ярлыков) - вполне правдоподобная вещь.
Это помножено на опасности сеттинга (дальний космос, фэнтезийное средневековье и т.п.) - фронтирная ситуация встречи с неизвестным и возможность полного отличия "чужих", включая их мотивы, внешность, ценности - конфликт представляется вполне правдоподобной первой реакцией.
А когда маховик конфликта раскручивается, стрелять при виде "чужого" - выглядит более разумным выходом, чем долгие разговоры.
Игрокам, скорее, понятны правила игры "враг/друг", чем утопические "вникать в мотивы всех встречных" и "злых рас не бывает".
Это просто более правдоподобно.
+7
0
+7
Ответ from_assware
"Хищники" в животном мире - клише... Кетты, орки, жнецы и даже ксеноморфы это не просто другие расы, это отличные от нас биологические виды. Распространять на них человеческую мораль крайне некорректно. Кетты не злые сами по себе. Они просто не могут размножаться иным путём, кроме как внедрением своих генов в представителей других разумных видов. Можно ли назвать злодейством то, что они пытаются выжить? Вовсе нет. Можно ли назвать расизмом попытку защититься от, по сути, космических насильников? Тоже нет. Если львиный прайд становится злым после убийства и поедания своей жертвы, то почему бы не исключить такое "злодейское клише" из мира животных путём уничтожения всех хищников планеты? "Злые" виды - это не клише, это скорее попытка добавить реалистичности в фантастические вселенные. Ведь если на одной только Земле существуют тысячи видов, являющихся для других тысяч ночным кошмаром, то сколько таких кошмаров (или не кошмаров, милые космические котики так же могут существовать, как и плотоядные зомби-улитки) может быть в огромной галактике. И ещё немного про Mass Effect. В оригинальной трилогии люди за свои амбиции и агрессивность считались выскочками, которым нужно доходчиво объяснить их место в галактике. Для батарианцев же человечество вообще стало главным плохишом. Но это, конечно же, другое и жизни хасков важны.
В попытках разбить поганых расистов Погорский дошел до оправдания буквальных насильников. В мировоззрении Стаса женщины привилегированнее, чем выдуманные космические насильники, ей Богу, эта гидра пожирает саму себя
+7
-1
+6
В данной заметке обнаружена запредельная концентрация сои.
+6
0
+6
Не читал дальше заголовка, зашел похвалить Погорского - хорошо, что только «злые расы» в играх – расистское клише, а не просто «расы – расистское клише» - наиболее отбитые леваки в целом считают расы "социальным конструктом"©™. Надежда еще есть, и Погорский не безнадежен.
+8
-2
+6
Комментарий скрыт
Человек тоже животное. Как и почти любой биологический вид в выдуманных человеком мирах.
+7
-1
+6
Поржал с комментов, вы лучшие парни. А по теме - Погорский опять за всё хорошее против всего плохого, но прежде чем ринуться строчить статью на благо общества забыл немного подумать. Бывает)
+6
0
+6
Герои 3 подходят под все 5 категорий)
А вообще ты подал мне замечательную идею)
+5
0
+5
Нет, не забыл. Статья выражает конкретно мое мнение, оно может не совпадать с чужим, что логично.
Ну тут остаётся только похвалить - весь сайт в 90% случаев не согласен с твоим мнением, но ты продолжаешь подкидывать поводы зайти в комменты. Может быть, когда нибудь, ты напишешь хорошую статью за которую не стыдно и мы все дружно напишем "а вот мы над ним смеялись, как же мы ошибались"... Правда, как сказал Арагорн сын Араторна - но только не сегодня!
+5
0
+5
Ответ NeverM1nd
Предлагаю организовать на сайте конкурс! Нужно написать статью, и раскритиковать выбранную компьютерную игру за все перечисленные недостатки: - гомофобию - расизм - сексизм - поддержку социального неравенства - игнорирование изменений климата Главное правило: все 5 недостатков должны присутствовать в выбранной игре одновременно! Назовём этот конкурс "Фулл-хаус Погорского"
Герои 3 подходят под все 5 категорий)
+5
0
+5
>Кетты, орки, жнецы и даже ксеноморфы это не просто другие расы, это отличные от нас биологические виды. Распространять на них человеческую мораль крайне некорректно. Да, кетты глобально имеют потребность в размножении «нестандартным путем», но они в игре показаны как существа с мышлением, похожим на человеческое. То, можно ли назвать их действия злодейством – отдельный разговор. У меня речь скорее о том, что абсолютно все кетты в игре ведут себя одинаково – у них достаточно развитый вид, чтобы там нашлись отступники и противники идеологии. Львы – животные, а не нация, путешествующая по галактике на собственных космических кораблях, на пример. Вот этот последний пункт к чему вообще? Один вопрос, как людей воспринимают, другое, насколько разных людей мы встречаем. Mass Effect вообще грешна «расами злодеями», просто я не стал это упоминать, потому что продолжения трилогии проблему исправили: геты и батарианцы, например, изначально были исключительно злыми, позже появились не такие однозначные представители.
У кеттов дело вовсе не в идеологии. Противится генеральной линии партии у них равно отказу от размножения. То есть даже если и были у них ренегаты, то они уже вымерли, унеся свои девиантные гены в могилу.

Но речь тут вовсе не о кеттах. Мораль создаётся особенностями эволюции вида и общества. Поэтому судить о хороших и плохих расах через призму человеческих представлений о добре и зле в корне неверно. Братские Луны из Dead Space возносили целые планеты на следующий этап эволюции. А мучительная смерть всего населения этих планет от рук/ног/щупалец восставших мертвецов – несущественное дополнение. Конечно, ужасно, когда тебя протыкает костяным отростком давно умерший сосед. Но в понимании Братских Лун плюсы Единения заслуживают таких неудобств.

Да что там другие виды, несколько сотен лет лет назад меня бы повесили за прилюдное оскорбление короля или церкви и требования свободы, равенства и братства. Современные люди признают это добром, а представители моего же биологического вида из прошлого посчитают меня ужасным злодеем. То есть дело даже не в биологии, а в структуре общества.

А последний абзац был о том, что глобально любую расу можно назвать злой. За всю трилогию не было ни одного человеческого демонстранта с требованием прекратить заселение Скиллианского предела и передать все колонии Батарианской Гегемонии. Будь мы батарианцами, это так же можно было бы списать на слабое раскрытие человеческого вида и отсутствие в нём противников идеологии.

И да, в Китае проблема с расизмом действительно присутствует. Чего стоит история с новыми Звёздными Войнами, когда с постеров удаляли чернокожего главного героя, чтобы угодить аудитории. MiHoYo не большие расисты чем средний житель Китая. Проблемы у игры есть и кроются они в разработчиках, а не в плохо прописанных расах.

Рискну ответить за всех, что все эти комментарии с претензиями (в том числе и мои) относятся к тому, что написано после истории о Genshin Impact. Биологическое и моральное разнообразие в фантастических сюжетах рулит!
+4
0
+4
Представляю предисторию чужих, где полтора часа рассказывается о становлении вида ксеноморфов
+2
0
+2
Почему ты описываешь придуманную человеком расу как реально существующую? >Противится генеральной линии партии у них равно отказу от размножения. Так нафига их такими придумали?
Если мы говорим о персонажах, видах и расах из видеоигр как о бездушных строках кода, то и мои комментарии, и сама статья просто не имеют смысла. Расизм, предрассудки, логика и здравый смысл – это же всё из реальной жизни и к играм неприменимо, да. Ну серьёзно, этот же вопрос можно задать автору статьи. "Почему ты применяешь понятия о нетерпимости к придуманным человеком расам?"
В играх чрезвычайно важна реалистичность. Эти вездесущие азари, псилоны, хаоситы и прочие на 90% списаны с разных человеческих обществ и различаются только перками типа +10 к силе или бонусом к торговле. Такое "разнообразие через призму человечности" гораздо проще для восприятия и гораздо скучнее. Да, именно постоянное внедрение инопланетянам чисто человеческого подхода к положению дел является клише. Зато представь вид с не просто другой мотивацией, а с иной ментальностью. С восприятием мира, которое ввиду серьёзных биологических и общественных особенностей крайне отличается от всего известного нам.
В "Солярсе" Лема были первые попытки показать именно таких инопланетян. Там внеземной разум был не злой и не добрый, он был другой. Когда подобные сюжеты появляются в играх, это нереально круто.
+3
-1
+2
Как явного капиталиста меня расстраивает этот комментарий.
Это всего лишь означает, что вы не в курсе истоков собственной идеологии, и занимаетесь карго-культизмом, публикуя здесь содержимое статей "New York Times" десятилетней давности.

Вы определяете себя как "явного капиталиста", вероятно, используя в качестве критерия ваше отношение к рыночной экономике и частной собственности на средства производства. Это подход классического марксизма, но он далёк от современного мейнстрима левых идеологий.

Идеология, которую исповедуют современные SJW (к которым вы и принадлежите) основана далеко не только на работах Маркса, Энгельса и Ленина, но прежде всего на трудах Антонио Грамши и особенно Герберта Маркузе, классиков неомарксизма.
Идеи неомарксистов основаны уже не на экономических критериях, а на других постулатах:

- Во-первых, на достижении культурной гегемонии. Отсюда засилье леваков в университетах, музыке, кинематографе и (в меньшей степени) компьютерных играх.
На примере СССР современные левые поняли, что недостаточно совершить революцию и отнять у всех собственность. Поэтому теперь их первоочередная цель - промыть людям мозги.

- Во-вторых, отказ от опоры на пролетариат в качестве проводника будущей революции. Вместо пролетариев Маркузе видел в качестве революционного класса "новых отверженных" - меньшинства любого рода: национальные, религиозные, сексуальные, физически и умственно неполноценные, и т.д.

А вообще, забавно.
Человек может искренне называть себя "явным капиталистом", но при этом неиронично быть неомарксистом, не осознавая этого и не особо рефлексируя на этот счёт.
+2
0
+2
Ответ Telemax
"тейк"? а по-русски не? или это слово сейчас в тренде?
Можно сказать, что в тренде. По-русски – «мнение», «позиция».

С таким успехом можно вместо «шутер» писать «стрелялка» :)
+1
0
+1
Жаль, что иногда протекает весь этот западный мусор. Надо сдерживать всеми силами, всеми минусами, любыми способами. У нас уже культ всяких КПОП мусора с яойщицами, культура отмены появляется, бодипозитивные мамонты и т.д.
Держать строй, барнаульцы.
+4
-3
+1
Ответ from_assware
Согласен. Моё РПГ-шное сознание требует оперировать в первую очередь лором, а потом уже искать в классных историях сценарные приёмы. Но в этот раз я себя пересилил и две трети так мощно разнесённого тобой коммента писал о необходимости реализма и оригинальности в игровых фантастических сюжетах. О лениво сделанных персонажах там тоже говорится. Было и о сценаристах, которые хотят создать интересный мир, и о месте "злых" рас в этих мирах. Некоторые просто хотят видеть проблемы даже там, где их нет. Почему на самом деле проблемы расизма в играх (так, она описана в статье) нет? Да потому создание оригинальных персонажей и видов является той самой попыткой внести разнообразие и показать злодеев не злыми, а интересными. И это тоже было написано мной выше. Были и подробные разборы одного предложения из текста с его разгромной критикой и полным игнорированием всего остального. С такой аргументацией мне действительно не справиться.
Видишь ли, разум Соляриса действительно уникален, и абсолютно никак не попадает под рамки человеческого мировосприятия и категорий. Это - классная задумка. Условный Чужой или какой-нибудь зерг тоже под нашу мораль никак не попадает.

А вот аборигены или насильники (тем более антропоморфные) как раз списаны со стереотипов нашего мира через наше восприятие. Можно и расу фашистов придумать (и придумывали), только зачем? Придумайте Солярис. Вот о чем пишет Стас.

P.S. Все вышенаписанное не значит, что я на 100% согласен с посылом Стаса, но сейчас в комментах этот изначальный посыл просто не поняли и спорят не о том.
+2
-1
+1
Отвали от компьютерных игр со своей шизоидной идеологией, долбаный коммунист
+3
-2
+1
Тейк свежайший как альписйские луга, конечно. Только проблема в том, что для всяких гачи на контекст рас вобще плевать, люди туда ради скинчиков/дейликов заходят. Так что дфолтные злые расы существовать будут.
+1
0
+1
я тоже считаю, что права вурдалаков ущемлены в большинстве случаев. В сущности, их стремление съесть немного мозгов является культурной особенностью, которую следует уважать.
В точку.
+1
0
+1
Как явного капиталиста меня расстраивает этот комментарий.
Это всего лишь означает, что вы не в курсе истоков собственной идеологии, и занимаетесь карго-культизмом, публикуя здесь содержимое статей "New York Times" с десятилетним запозданием.

Истоки идеологии современных SJW aka "культурных марксистов" - работы Антонио Грамши и особенно Герберта Маркузе, классиков неомарксизма.
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий