4 больных способа рекламировать игры: кровь на улицах, реклама на могилах, даже младенцев использовали
Все от одной компании.
Игровая индустрия еще несколько десятилетий назад была крайне непредсказуемой, в ней часто происходила дичь. Например, Sega открыто троллила Nintendo знаменитым слоганом Sega does what Nintendon’t («Sega делает то, на что Nintendo не способна»), а Nintendo неосмотрительно разорвала партнерство с Sony и тем самым породила своего главного конкурента – PlayStation.
В то же время случались не такие известные, но еще более абсурдные истории. Речь пойдет об Acclaim Entertainment – скандальном игровом издателе, основанном бывшими сотрудниками Activision в 1987 году.
Acclaim выпустил множество игр по лицензиям, портировал несколько частей Mortal Kombat с аркадных автоматов и даже поглотил небольшое издательство комиксов Valliant, переименовав его в Acclaim Comics. Вот только в историю компания Acclaim вошел за другие заслуги: его рекламные акции не имели равных в индустрии по своей тупости, бессмысленности и кринжу. Компания, а точнее ее британское подразделение, строила весь свой бренд на скандалах – и в каком-то смысле им это удалось.
Acclaim продвигал шутер с помощью новорожденных
Одним из главных проектов Acclaim стал шутер про охотника на динозавров Turok: Dinosaur Hunter, выпущенный для Nintendo 64 в 1997 году – кстати, игра сделана как раз по одноименной серии комиксов издательства Valliant. «Турок» неплохо продался, так что компания выпустила аж 4 продолжения, которые приносили все меньше прибыли.
Пытаясь привлечь внимание к умирающему бренду и разрекламировать новую игру Turok: Evolution, Acclaim объявила конкурс «День Турка» 1 сентября 2002 года. Компания пообещала заплатить 10 тысяч долларов родителям, которые назовут ребенка, родившегося в этот день, Турком.
Примерно в то же время Acclaim UK начала не менее абсурдную акцию, предложив желающим всех возрастов официально переименоваться в Турка минимум на год. Взамен волонтерам должны были заплатить по 500 фунтов, а также подарить консоль Xbox (чтобы поиграть на ней в Turok: Evolution, разумеется) и «столько игр, сколько они захотят». Как можно было ожидать, нашлись тысячи желающих заработать легкие деньги.
Менеджер по продажам и связям Acclaim Шон Уайт (не путать с известным сноубордистом) объяснил смысл акции:
«Видеоигры – самый быстро растущий сегмент индустрии развлечений. Мы постоянно ищем новые способы взаимодействия с аудиторией, а поскольку речь идет об играх, то мы можем немного повеселиться.
Мы вот-вот родим нашу самую большую игру, так что связь вполне естественна. Люди на протяжении долгих лет называют своих детей в честь спортсменов и кинозвезд, так чем игры хуже?»
Чего Уайт не объяснил, так это каким образом человек по имени Турок должен рекламировать игру. Видимо, компания рассчитывала, что люди сами будут интересоваться предысторией «живого биллборда». Реальность решила иначе: разработка Turok: Evolution получилась настолько дорогостоящей, а ее продажи настолько ничтожными, что игру считают основной причиной банкротства Acclaim в 2004 году.
Впрочем, до этого компания успела устроить еще несколько катастрофически нелепых выходок.
Издатель выпустил «свой God of War» за год до анонса самого God of War
Владельцы PS2 могут вспомнить hack and slash игру Gladiator: Sword of Vengeance (она же «Месть гладиатора» на ПК), вышедшую в 2003 году – за 2 года до God of War. Сходства – видимо, все-таки случайные – очевидны: «Гладиатор» берет за основу греческую мифологию и отправляет протагониста на кровавый квест отмщения.
Acclaim называла Gladiator: Sword of Vengeance «самой кровавой игрой в истории», потому ее рекламировали... соответствующе. В 2003 году в прозрачные стенки автобусных остановок Великобритании установили механизм, периодически выпускавший капли красной краски. Это длилось 6 дней и закончилось ровно к релизу «Мести гладиатора».
Хуже всего, что краска попадала на асфальт и тротуары, оставляя перманентные «кровавые» следы на улицах городов. Acclaim назвала этот революционный способ рекламы bloodvertising (игра слов blood – «кровь» – и advertising – «реклама»). По словам Шона Уайта, акция «отражала темы Gladiator: Sword of Vengeance». Опять же, непонятно, каким образом уличный вандализм должен был рассказать людям о выходе какой-то игры.
Acclaim, разумеется, пришлось заплатить рабочим неназванную сумму за очистку испорченной инфраструктуры.
Gladiator: Sword of Vengeance, к слову, получил средние оценки от прессы и игроков и не стал хитом продаж – по данным VGChartz, на PS2 игра разошлась тиражом всего около 120 тысяч копий.
Компания поощряла превышение скорости в реальности, рекламируя аркаду Burnout
Acclaim на собственные деньги подстрекал водителей на нарушение ПДД – иначе это не назвать.
Перед выходом аркады про веселые автокатастрофы Burnout 2: Point of Impact подразделение Acclaim UK решило рассказать миру о «самой быстрой и смертоносной гоночной игре на свете» самым безумным способом из возможных. Компания пообещала оплатить все штрафы за превышения скорости на территории страны, полученные 11 октября 2002 года. Для этого не требовалось купить Burnout 2 или поддержать игру каким-либо другим образом – достаточно было отправить полученный штраф в офис Acclaim UK.
Разумеется, Шон Уайт объяснил очередную неадекватную затею компании по-своему: «Acclaim не потворствует превышению скорости, но мы хотим облегчить связанные с этим финансовые тяготы. Поскольку мы на стороне любителей быстрой езды, казалось логичным предложить тем, кого засняли камеры, что-то для поднятия духа».
Удивительно, что представитель Министерства транспорта Великобритании оценил акцию несколько иначе:
«Если они хотят потратить крупную сумму на оплату штрафов – это их решение. И все же мы не можем потворствовать тому, что очевидно поощряет людей совершать опасные поступки.
По сути, они подстрекают людей превышать скорость и нарушать закон. Я лишь надеюсь ради их же блага, что никто в итоге не собьет ребенка».
Acclaim даже пыталась купить рекламные места на настоящих надгробиях
Пожалуй, самая скандальная история о компании связана с рекламой провального PS2-эксклюзива Shadow Man: 2econd Coming 2002 года. Поскольку у протагониста игры демоническое происхождение и тесная связь с потусторонним миром, темой пиар-кампании стала смерть.
Acclaim вновь не отличился изяществом: издатель придумал разместить рекламные изображения Shadow Man: 2econd Coming с датой выхода игры прямо на могилах усопших. Разумеется, компания придумала еще один уникальный термин: deadvertising.
Acclaim искала семьи, которые согласились бы разместить рекламу игры на надгробиях родственников в обмен на щедрую денежную компенсацию. Шон Уайт объяснил акцию:
«Это предложение может особенно заинтересовать бедные семьи, поскольку вознаграждение можно потратить на ритуальные услуги и достойные проводы их близких». Достойные проводы с брендированием Shadow Man: 2econd Coming, не иначе.
В этот раз здравый смысл победил: Acclaim просто не позволили реализовать задуманное. Представители Церкви Англии кратко заявили: «Нам хватает споров об использовании искусственных цветов для украшения церковных двориков. Мы этого не позволим».
И слава богу: Shadow Man: 2econd Coming оказался даже хуже посредственной первой части и продался настолько плохо, что франшизу пришлось похоронить.
* * *
Acclaim Entertainment определенно был уникальным игровым издателем, умеющим доминировать в новостных лентах по несколько дней подряд своими эпатажными выходками. Только рекламные акции компании слишком косвенно продвигала сами игры, да и последние не отличались высоким качеством и оригинальностью. Поэтому в 2004-м руководители Acclaim распродали большинство своих франшиз и объявили о банкротстве.
Телеграм-канал / твиттер Стаса Погорского
Поиграл в Tales of Arise – полноценную замену Final Fantasy на этот год