Заметки Погорского
Блог

NieR Replicant – странное фэнтези. Игру писали под алкоголем, это заметно

Стас Погорский знакомится с творчеством Еко Таро.

Часть геймеров, интересующихся японскими играми, знает 50-летнего гейм-директора и сценариста еще по трилогии безумных экшен-RPG Drakengard для PlayStation 2. Другие услышали о нем уже после выхода NieR: Automata – термоядерного постапокалиптического экшена, в котором игрок управляет сексуализированной мечницей-андроидом с белыми волосами и повязкой на глазах. Я следил за Еко Таро давно, но все откладывал знакомство с его творчеством и в итоге дождался выхода NieR Replicant ver.1.22474487139... – ремейка первой части главной серии автора.

Как я считаю, этой игре нужен не совсем классический обзор, а скорее материал-объяснение того, что от нее можно ожидать. Потому что за блеклой, по меркам 2021-го, графикой скрывается одна из самых удивительных и отбитых (в хорошем смысле) больших игр, которые я видел за последнее время.

Пост-постапокалипсис. Почему-то с магией

Replicant связана с Automata, но рассказывает о совсем других персонаж в другом временном промежутке. Действие пролога игры разворачивается в недалеком будущем мира, похожего на наш: кругом разрушенные высотные здания и городская инфраструктура. Главный герой защищает сестру от демонических монстров, сражаясь подвернувшейся под руку железной трубой – девушка же болеет чумой, из-за которой ее тело покрывается черными руническими символами. Игра ненадолго задерживается в этом временном промежутке: понятно лишь, что человечеству в целом пришел конец.

Затем действие переносится к очень похожей паре героев – брату и сестре с той же внешностью – уже, видимо, в далеком-далеком будущем. Каким-то образом люди смогли несколько оправиться после загадочной катастрофы: кругом растет зеленая трава, народ живет в небольших поселениях и занимается обычной рутиной. Все портят зловещие Тени – монстры, вероятно, и ставшие причиной краха цивилизации. Предположительно, в них превращаются умершие люди, но это не точно.

Так NieR вырисовывает довольно колоритный сеттинг: наполовину фэнтези, наполовину научная фантастика. Люди почему-то обходятся довольно примитивными технологиями, хотя рядом ходят роботы, при этом в мире происходит очень много магической чертовщины. Что-то похожее (только без магии) было и в Horizon Zero Dawn, поэтому интересно, как Еко Таро обоснует собственный сеттинг. Учитывая его эксцентричную натуру, возможно – никак, к этому тоже нужно быть готовым.

В числе сопартийцев – матерящаяся девушка с корсетом на заднице и говорящая книга

Наверное, лучший показатель безумия, творящегося в голове Еко Таро, – придуманные им второстепенные персонажи. На их фоне главный герой – довольно типичный юноша-мечник с белыми волосами – кажется скучным.

Например, с самого начала протагониста сопровождает Гримуар Вейс – загадочная древняя книга, наделенная огромной магической силой, способностью говорить и неизмеримым самомнением. Вейс всегда летает рядом с героем и позволяет ему использовать магические приемы из своего арсенала. Еще гримуар обожает язвить обо всем подряд и возмущаться происходящим. 

Мой любимый персонаж в Replicant, Кайнэ, появляется в сюжете чуть позже. Она – воительница с очень темным и загадочным прошлым. Больше всего внимания привлекает ее одежда, если можно так назвать несколько связанных между собой тряпочек, выглядящих в лучшем случае как очень развратная пижама. Серьезно: в качестве трусов она носит что-то вроде микро-корсета с завязками между ягодиц. Наряд Кайнэ умышленно нелепый: ее нескромный образ постоянно высмеивают протагонист и Вейс. Ну а японцы не могут жить без подобного фансервиса.

При этом Кайнэ очаровывает своим диким характером. Она очень агрессивна, верна своим убеждениям и выражается так, что покраснеет любой метафорический сапожник. И назвать ее комичным персонажем тоже не получается: героиня заметно развивается по ходу сюжета, а потому воспринимается как вполне реальный человек.

Сюжет – бред сумасшедшего

Как ни пересказывай сценарий NieR Replicant, это будет звучать как набор случайных зарисовок: зловещие одушевленные гримуары, роботы, магическо-руническая чума, демоны-тени, полуголые женщины, живущие по тысячам правил люди, эпидемия вечного сна. Наблюдая всю эту кашу лишь условно связанных между собой сюжетов мне то и дело хочется вскинуть руки и заявить: «Окей, Еко Таро, я тебя вообще не понимаю». Но история все равно цепляет, за ней хочется следить.

Объяснение «японского очарования» очень простое – автор не скрывает, что писал сценарий преимущественно в состоянии полной пьяной отключки. Таро как-то заметил, что истории, придуманные им в состоянии алкогольного опьянения, находят у фанатов наибольший отклик, после чего стал пить еще больше – все ради творчества. По его словам, это помогает «убрать тормоза» и по-настоящему эмоционально вложиться в героев и миры. К сожалению или к счастью, в его случае это действительно работает, а пытаться анализировать происходящее на трезвую голову – отдельное удовольствие. Таро не стесняется быть одновременно и смешным, и абсурдным, и претенциозно философским – в сумме получается что-то очень специфическое, но уж точно уникальное и «авторское», как любят говорить про сильные фильмы.

Игра постоянно меняет жанры и форматы

У NieR Replicant сердце экшен-RPG: чаще всего игроку приходится раскидывать толпы одинаковых врагов-демонов с помощью одноручного меча, двуручного меча, копья или магии. Говорят, боевую систему заметно улучшили в сравнении с оригинальной NieR, но она все равно далека от совершенства: сражения ощущаются какими-то легковесными и не всегда четко контролируются. Например, ставить блок или парировать иногда затруднительно – для этого нужно разворачиваться лицом к врагу, а они любят окружать со всех сторон.

Но в Replicant запоминаются не рядовые стычки с врагами и даже не босс-файты, в которых проявляются любимые Таро элементы bullet hell (когда нужно уворачиваться от огромного количества выстрелов врага). Круче всего, когда игра без предупреждения решает поменять правила геймплея, только чтобы забыть о новой механике спустя полчаса, будто ничего и не было.

Несколько примеров – без подробностей, чтобы вы могли сами испытать восторг или возненавидеть отдельные главы. Например, иногда в Replicant появляются головоломки, заставляющие вас проходить через препятствия с учетом неожиданных правил вроде «не бежать» или «не прыгать». В одной локации, жутковатом поместье, игра стала практически черно-белой, а нормальную камеру сменила полуфиксированная, меняющая ракурс по 5 раз в каждой комнате – вероятно, оммаж на первый Resident Evil. В одной главе вообще нет геймплея как такового – вместо него только текст на черном фоне с парой текстовых сюжетных развилок!

Такое буйство гейм-дизайна ожидаешь увидеть только в некоторых странных инди, но точно не в экшене с замахом на AAA-уровень. И как же приятно найти настолько примечательное исключение из правила.

Игра знает о собственной непродуманности

В NieR Replicant заметно улучшили графику – в некоторых кат-сценах с крупными планами героев игра выглядит практически современной. Боевую систему сделали более подвижной и отзывчивой. Но некоторые фундаментальные проблемы в ремейке остались.

Например, здесь нет быстрого перемещения, поэтому постоянно приходится бегать между основными сюжетными локациями по пустынным местам, в которых бесконечно спаунятся проходные монстры. В какой-то момент протагонист, явно уставший от геройской рутины, обсуждает с Вейсом: вот бы здорово было использовать магию, чтобы мгновенно перемещаться на огромные расстояния, а не бегать, как дурачок. Вместо того, чтобы научить нас соответствующему заклинанию, книга подмечает: некоторые волшебники пытались провернуть что-то похожее, но после этого их тела приходилось собирать по частям.

Еще в Replicant образцово мусорные второстепенные задания: пойди-убей, пойди-принеси. Сперва кажется, что разработчики просто ленились придумать нормальные квесты, но чуть позже они выглядят уже умышленно издевательскими. В стартовой деревне, например, героя просят найти яйца куриц, а некоторые жители даже готовы примерно подсказать их местоположение («в тени», «на горе»). Я даже не пытался выполнить поручение, но однажды случайно нажал кнопку подбора предмета на окраине города и нашел одно из яиц – герой и сам удивился, насколько оно незаметное.

Кстати, мой персонаж, разумеется, не умеет плавать. И не научился даже спустя несколько лет после начала игры – мило, что этому нелепому факту посвящена отдельная перепалка между героем и Вейсом. Я бы, конечно, все-таки предпочел пересекать речку, а не оббегать ее по мосту, но такая осведомленность о собственных недостатках со стороны игры только умиляет.

Музыка – космос

В чем сходится большинство отзывов и рецензий на NieR, так это в музыке: люди очень хвалят саундтрек. Он здесь очень выразительный, разный, часто с приятным женским вокалом. Проблемы с таким музыкальным сопровождением могут возникнуть только у людей, которые предпочитают слышать ненавязчивый, стандартный эмбиент во время геймплея.

Послушайте, даже если не собираетесь играть.

* * *

NieR Replicant ver.1.22474487139... – игра, которую хочется описать фразой «вещь в себе». Она странная, во многом неуклюжая, очень художественная и неровная. При наличии возможности обязательно стоит сыграть и сформировать собственное мнение. Надеюсь, мой текст убедит вас это сделать. Гарантировать, что вам понравится, точно не буду.

Телеграм-канал / твиттер Стаса Погорского

Большое интервью Погорского с авторами PS5-эксклюзива Returnal. В игре будет мощный сай-фай сюжет и тонна контента

В MMO по «Властелину колец» игрок апнул 130-й уровень только выпечкой пирогов. За него болел весь сервер

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья