Заметки Погорского
Блог

«Позвоните Кузе» – главная замена приставкам в 90-х. Шоу знали во всем мире, оно породило мегафраншизу

История легендарного телевизионного тролля.

В 90-х на российском ТВ появилось более 20 шоу об играх. Часто их запускали на региональных каналах и вскоре закрывали, но такие передачи как «От винта» и «Денди – Новая реальность» помнят до сих пор. Был в сетке вещания и еще один популярный проект – «Позвоните Кузе». Шоу не просто об играх, а игра в буквальном смысле. Зрителям нужно было дозвониться, чтобы поиграть прямо в эфире на всю страну – тогда формат казался невообразимо крутым.

Вспоминаем «Денди – Новую реальность»: Супонев называл гонки «гонялками» и сам обставил студию огромными геймпадами

Sports.ru вспоминает телешоу «Позвоните Кузе», его происхождение и то, что стало с Кузей.

Кузю изначально звали Хьюго – он датчанин

В сентябре 1990-го датская компания Interactive Television Entertainment запустила телешоу Skærmtrolden Hugo (буквально «Экранный тролль Хьюго»), в котором зрителям нужно было дозвониться в эфир и перехватить управление персонажем. Цифровые кнопки телефона превращались в стрелки управления, будто зритель играл во что-то у себя на компьютере или приставке, а не звонил по телефону. Цель: как можно дольше уворачиваться от препятствий и набирать очки, надеясь выиграть приз.

В первом сезоне «Хьюго» был бессюжетным: мило выглядящий тролль просто исследовал опасные шахты в поисках сокровищ. Позже у героя появилась жена и несколько детей – их постоянно похищала ведьма Сцилла (в оригинале Афскилия), вынуждая Хьюго пробираться через множество препятствий ради их спасения. Злодейка все это время стояла рядом с заключенными: общество жены тролля каким-то образом временно омолаживало Сциллу.

Skærmtrolden Hugo не была революцией. За два года до дебюта Хьюго та же ITE запустила аналогичную передачу OsWALD про синего медведя – там зрители прыгали по плывущим льдинам. Сам геймплей передачи явно вдохновлен «интерактивным кино» в духе рыцарской адвенчуры Dragon’s Lair для аркадных автоматов и консолей, где точно так же нужно маневрировать на уровнях и быстро принимать тактические решения. Механика все еще актуальна – теперь ее называют QTE.

И все-таки технология была еще достаточно новой, чтобы поражать детскую аудиторию. Ей было плевать на однообразный геймплей в разных декорациях: поездка на сноуборде в горах, бег по лабиринту с черепами, прыжки по падающим столбикам и многим другим. К тому же в 90-х мир еще только привыкал к 16-битным играми вроде Sonic the Hedgehog, а Skærmtrolden Hugo давала шанс поиграть во что-то графически продвинутое, будто у вас дома появился неплохой ПК.

Техническим сердцем передачи стал кастомный компьютер ITE 3000, собранный из двух Amiga 3000 и еще нескольких железок. Устройство распознавало звуки тонального набора и переводило их в команды для персонажа. Система обошлась ITE в 100 тыс долларов.

Компания убедилась в успешности идеи и быстро превратила «Тролля Хьюго» в международную франшизу. Уже в сентябре 1992-го Хьюго дебютировал в Испании и только в 1999-м добрался до российского РТР. В мире более 40 версий тролля: в каждой стране он говорит на разных языках и зовется то Хьюго, то Уго, то вообще Европейский тролль (в Китае). В России герою дали имя Кузя – вроде бы в честь известного домовенка, но доподлинно не известно.

Системные требования: телефон с тональным набором

Гениальность «Кузи» именно в его доступности: теоретически поиграть мог практически любой. Не повезло разве что тем, в чьем доме до сих пор стоял дисковый телефон – очевидно, совсем не подходящий «геймпад» для такого развлечения.

Были и другие технические трудности, которые, кажется, мало кого волновали. Достаточно было хотя бы просто дозвониться в студию, чтобы стать легендой среди дворовых ребят или одноклассников: желающих поиграть было слишком много, а свободных мест в часовом выпуске всего несколько.

Счастливчиков ждала серьезная проблема – задержка сигнала. Все испытания Кузи завязаны на скорости реакции, дается всего три жизни, а умереть очень легко. Поэтому реальные шансы на победу имели только игроки, способные мгновенно адаптироваться к задержке и хорошо играть, учитывая ее. Московским зрителям было проще из-за близости к студии, а вот в регионах задача многократно усложнялась. Даже понимая это, смотреть записи шоу физически больно: игроки часто совершают ужасные ошибки как раз по вине низкого качества связи.

Иногда зрителям все-таки удавалось пройти пару уровней и добраться до Сциллы. Тогда нужно было выбрать одну из трех веревок: две спасут семью тролля и обеспечат игроку приз, оставшаяся приведет к поражению. Награда, учитывая требования для участия, ироничная – кнопочный телефон. Были еще и копии игр для ПК, хотя от шоу, опять-таки, фанатели во многом школьники без компьютера в семье.

И все-таки шоу затягивало даже тех, кто только наблюдал за Кузей со стороны и болел за очередного игрока-незнакомца. К моменту, когда «Хьюго» добрался до России, графика мини-игр уже не поражала (в то время уже существовала PlayStation и игры вроде Final Fantasy VII), но не у всех были дорогостоящие приставки или мощные компьютеры. Забеги тролля подкупали и тем, что герой постоянно комментировал происходящее: «Эй, дружище! Так мы быстро проиграем», «Эй, бобер! Куда попер?» и «Смех смехом, а по мне булыжник проехал», – лишь несколько присказок харизматичного тролля. Его озвучил большой актер дубляжа Дмитрий Полонский, чей голос звучит в десятках фильмах и сериалах, а также в играх (Доктор Кляйнер из Half-Life 2) и в рекламе (кролик Квики – тоже он).

«Позвоните Кузе», как и оригинальное шоу, полюбились каналам и из-за довольно простого продакшена. Достаточно было небольшой студии и одного-двух ведущих, практически не присутствовавших в кадре – они только комментируют действия игрока и ненавязчиво как можно дольше удерживают его на платной линии.

В русскоязычной версии передачи ограничились базовым железом, в то время как в Дании уже в 1995 году соведущим передачи стал сам Кузя: 3D-модель персонажа появлялась в студии, а ее движения синхронизировались с актером за кадром, носящим специальный шлем со множеством сенсоров. Похожим образом сейчас оживляют CGI-персонажей в блокбастерах. Хотя в Skærmtrolden Hugo технология, конечно, была намного примитивнее: Хьюго имел ограниченный набор анимаций и выражений лица, которыми актер просто управлял.

«Кузя» давно ушел с ТВ, умер, воскрес и снова умер

Бум тролля Хьюго пришелся на середину 90-х, а затем разные версии шоу начали закрываться – к концу нулевых формат вымер. Причиной стала популяризация консолей и домашних компьютеров, позволяющих запускать намного более продвинутые и интересные игры в любой момент, а не пытать удачу дорогостоящими звонками в студию.

Зато примитивный геймплей Hugo позволил ITE легко перенести тролля на все мыслимые игровые платформы. «Кузя» выходил в виде сборников мини-игр в духе оригинального шоу, по нему делали платформеры на манер Crash Bandicoot, аркадные гонки, обучающие игры и все-все-все – по лицензии выпущены десятки или даже сотни игр. Разумеется, параллельно компания производила игрушки и прочие товары.

И все-таки после закрытия шоу франшиза двигалась по инерции – даже идея переосмыслить Хьюго как суперагента в новой серии 3D-платформеров не спасла ситуацию.

В начале 2010-х права перешли датскому издателю Krea Medie games. Новый владелец воскресил серию самым очевидным способом: Hugo превратился в серию мобильных раннеров а-ля Subway Surfers. Hugo Troll Race в 2012-м взлетела в датском топе игр на iOS и Android, за первые 3 дня ее загрузили 1 млн раз – рекорд для датских игр.

На новой волне популярности анонсировали полнометражный мультфильм Hugo: World’s Worst Comeback («Хьюго: Худший камбэк на свете») и выпустили тизер в 2013-м. Создатели накаркали названием: картину так и не сняли.

Сейчас в App Store можно отыскать только игру Hugo Troll Race 2 – последнее обновление для нее вышло больше года назад. Тролля помнят, но уже не вспоминают.

* * *

В альтернативной реальности Хьюго мог бы стать еще одним Соником или Марио, но ITE не мыслила глобально и наперед, а только тиражировала героя простейшим способом. Может быть, когда-нибудь серия оживет во второй раз, но в это верится с трудом.

Поговорили с авторами «русской The Division» The Day Before. Она уже играбельна, попробовать можно будет в 2021-м

Asphalt – лучшие мобильные гонки (несмотря на гринд). Секрет успеха не меняется с 2004 года

8 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Помню как мне на др подарили игру «Кузя в джунглях» это был восторг!
+1
0
+1
Боже, что вспомнили. Я обожал эту игру. Лет 20 назад впервые играл в неё в компьютерном клубе. Для меня это был шедевр на тот момент. Было бы здорово увидеть камбек Кузи. Олды всё помнят! Спасибо за тёплые воспоминания, Стас!
0
0
0
Единственная нормальная статья года, наверное, за три. Удивительно.
0
0
0
В первый раз я пытался дозвониться с дискового телефона, не подозревая в какую западню себя загоняю :)

Позже пытался дозвониться уже и с нормальных кнопочных телефонов, но ни разу не повезло.

Весёлое детство :)))
0
0
0
тоже смотрел....на Урале где-то в четыре часа дня шла, после школы....больше всего запомнились приключения Кузи в лабиринте
эх, седое времечко :-)
0
0
0
Ностальгия ))) Помню, папа потом купил Плейстейшн и диск с игрой про Кузю. Был в восторге ))))
0
0
0
Ничего у нас не обошлось стандартным железом. Я в детстве залипал на эту передачу на РТР и прекрасно помню, что перед каждой игрой ведущий и виртуальный Кузя как можно дольше болтали со звонившим или его мамой. А когда звонивших не было, ведущий и "Кузя" болтали друг с другом. Помню коронные фразы Кузи "Алё, алё, алё..." и "...но игра продолжается! Позвоните Кузе!"
0
0
0
Помню, да, Кузя Суперагент 2 в Акваполисе уничтожать роботов.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий