Блог Заметки Погорского

Тони Старк видеоигр – изобрел MMORPG, придумал аватары, слетал в космос и даже снял там фильм

История именитого разработчика от Стаса Погорского.

Создателей видеоигр часто представляют стереотипно: в прошлом это были гики, сидящие по родительским гаражам в обнимку с компьютерами, а сейчас – среднестатистические хипстеры с кругами под глазами от постоянных кранчей. Если какой-то разработчик не попадает под эти типажи, то автоматически вызывает большой интерес. Особенно если этот человек за свою жизнь успел и популяризировать один из главных жанров игр, и даже слетать в космос. Это одни из многих достижений Ричарда Гэрриота – человека, который подарил миру Ultima, и придумал термин «аватар» для наших игровых персонажей.

Ричард родился в семье астронавта, переехал из Великобритании в США и увлекся программированием. В школе Гэрриот написал десятки игр на основе механик Dungeons & Dragons с распределением характеристик персонажа и бросками кубиков для каждой атаки – не ради денег, а чтобы раздавать своим друзьям.

История другой культовой серии RPG, появившейся благодаря D&D

Первые проекты Ричарда хранились на продырявленных лентах бумаги, которую считывал телетайп.

После каждого решения игрока ему приходилось ждать десятки секунд, чтобы получить новую бумажку с изменившейся игровой картой: звездочки обозначали стены, знак доллара – сокровище, а буквами игра отображала монстров.

Только в 18 лет Гэрриот купил компьютер Apple II и начал создавать более технически продвинутые программы. Его 28-й (!) D&D игрой стала ролевая Akalabeth: World of Doom, в которой даже появилась примитивная векторная графика на собственном движке. В свободное от учебы и разработки время Ричард работал в магазине ComputerLand – его менеджер посоветовал парню сделать Akalabeth коммерческой.

Ричард спустил с трудом накопленные 200 долларов на зиплок-пакеты и ксерокопию обложки для упаковки игры. Повезло, что не пришлось тратиться на арт – его мама была художницей и помогла с обложкой.

Стартап удался: за первые недели в магазине продали несколько десятков копий Akalabeth – этого хватило, чтобы Гэрриоту предложил контракт местный издатель. С его помощью через год было продано более 30 тысяч копий игры. Akalabeth – еще и одна из первых официально изданных RPG. О Лорде Бритише – этот ник Ричарду дали друзья по D&D – узнавали все больше людей.

Сейчас в Akalebeth можно поиграть бесплатно, скачав ее с GOG.

Создал серию Ultima и одну из первых и главных MMORPG Ultima Online

После Akalabeth, которую иногда называют Ultima 0, Гэрриот начал разработку еще более амбициозной RPG с подземельями, городами, множеством монстров и десятками NPC с собственными историями. Из этого получилась Ultima I: The First Age of Darkness. У нее появился полноценный сюжет про борьбу со злым колдуном, а графика все еще была довольно схематичной:

Именно Гэрриот первым сделал трехмерные интерактивные подземелья – большое достижение даже несмотря на примитивную графику:

Важной особенностью игр Гэрриота были аватары – так он назвал персонажей геймеров, которые создавались, в том числе, после прохождения небольших опросов в редакторе. Например, нужно указать свое счастливое число – оно скажется на алгоритме случайно разброса параметров персонажей.

Уже в 1982-м Ultima III: Exodus издала компания Origin Systems, которую Лорд Бритиш основал с братом Робертом. В этой игре случился настоящий некстген: она была одной из первых RPG с анимированными персонажами!

Через 10 лет, после выхода Ultima VII: The Black Gate – да, Гэрриот все еще был очень плодовитым разработчиком – компанию Origin Systems продали Electronic Arts аж за 30 миллионов долларов.

Xbox чуть не похоронил один человек – он 6 лет отвечал за консоль, но не верил в нее

За 9 частей Ultima, в итоге перешедшая в полное 3D, стала классикой коммпьютерных ролевых игр с миллионами фанатов. И все-таки главный вклад Гэрриота в индустрию – не основные части серии, а онлайновый спин-офф Ultima Online. Она запустилась 24 сентября 1997 года – за годы до появления Lineage и World of Warcraft – и стала одной из первых MMORPG вообще и первой, добившейся настоящей популярности.

В Ultima Online красивая, но довольно простая изометрическая графика – даже при этом ее разработка обошлась «намного дороже» большинства компьютерных игр того времени. Секрет культовости не только в пионерском статусе игры, но и в ее геймплейных фишках: тут с релиза можно было покупать дома, сражаться в PvP и развивать персонажа без четкого деления на классы.

Долгое время играть в «Ультиму» можно было только по платной подписке, но онлайн рос быстрее, чем апгрейдилось железо авторов – через полгода число подписчиков превысило 100 тысяч, игроки жаловались на лаги, в других регионах запустились новые серверы. Возможно, вы удивитесь: официальная версия Ultima Online до сих пор жива и, более того, получает регулярные крупные апдейты. В 2007 году игру перенесли на новый графический движок, а сейчас в нее даже можно играть бесплатно, пусть и с кучей ограничений.

(Ultima Online после глобального обновления Kingdom Reborn)

С тех пор Лорд Бритиш успел поработать над рядом успешных MMO, включая Lineage 2, и крупно провалился с собственным научно-фантастическим проектом Tabula Rasa. Но даже столь обширная карьера разработчика – не самое интересное, что было в его жизни.

Гэрриот – реальный Тони Старк

Ему разве что осталось заполучить личный железный костюм и вступить в состав Мстителей, а вот по разнообразию хобби и карьер сходство сильное.

Ричард все-таки не проигнорировал наследие отца-астронавта и тоже полюбил космос. У него, например, есть единственная копия первого советского лунохода на Земле и права на аппарат «Луноход 2», находящийся на Луне. Еще Гэрриот младший стал сооснователем единственной на данный момент компанией, занимающей организацией гражданских полетов – Space Adventures.

В конце 2008 года он слетал в космос и пожил на борту МКС в качестве туриста – в истории было всего несколько таких людей. Ради этого Ричарду пришлось долго готовиться, выучить русский язык и заплатить 30 миллионов долларов – большую часть своего состояния. Зато ему удалось снять первую научно-фантастическую короткометражку в космосе, «Апогей страха».

Если решите посмотреть, то готовьтесь к тому, что космонавтов не обучали актерскому мастерству:

Потраченные на полет деньги ему удалось вернуть неожиданным образом, отсудив 28 миллионов долларов у MMO-гиганта NCSoft. Дело в том, что издатель Tabula Rasa, по словам Ричарда, обманом выпустила публичное письмо о его уходе из компании после провала игры, вынудив его уволиться. Разбирательства шли 2 года, но в итоге суд признал, что права разработчика нарушили.

CEO Activision Blizzard не любит игры и поссорился с кучей влиятельных лиц. Зато у него талант зарабатывать деньги

Другие ачивки Лорда Бритиша в реальной жизни:

• Основал уже 3 игровые компании, 2 из которых успешно продал крупным издателям: Origin Systems за 30 миллионов долларов EA, а Destination Games за неназванную сумму NCSoft.

• Был секундантом в титульном боксерском поединке между своим другом Хесусом Чавесом и Эриком Моралесом.

• Погружался на подлодке к руинам «Титаника», участвовал в поисках метеоритов, в составе большой экспедиции нашел судно XIX века, затонувшее в Бермудском треугольнике.

• Серьезно увлекается иллюзионизмом и даже попал в журнал «Общество американских волшебников» – издание старейшего общества волшебников, основанное самим Гудини.

• Превратил свое поместье в Остине в дом-музей «Дом с привидениями».

Можно сказать, что Бритиш все-таки стал своеобразным Мстителем – он 11-й человек, которого внесли в «Зал славы Академии интерактивных искусств и наук».

Сейчас Ричард развивает MMO-песочницу Shroud of the Avatar

Удовлетворив свою жажду путешествий, Ричард основал компанию Portalarium в 2009 году. Спустя 4 года она анонсировала MMORPG Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues – духовного наследника Ultima, который не мог быть прямым продолжением из-за отсутствия авторских прав. Фанаты показали лояльность Лорду Бритишу: игра собрала аж 2 миллиона долларов на Kickstarter. Сейчас, к слову, сумма пожертвований на разных платформах превысила 12 миллионов долларов.

За исключением полностью трехмерной графики, игра во многом повторяет Ultima Online: здесь тоже прокачка без деления на классы, покупка и обустройство домов и крепостей, множество ремесленных и собирательных навыков, обширное PvP, включающее сражение между гильдиями. Самая интересная фишка Shroud of the Avatar – общение с NPC: игроку нужно не кликать по готовым репликам, а выбирать ключевые слова. В некоторых квестах их даже нужно подбирать и вводить самостоятельно, прямо как в старых текстовых играх.

Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues – первый из пяти обещанных масштабных эпизодов игры – вышел в Steam еще в 2018 году, после 4 лет раннего доступа. Вскоре игру сделали условно-бесплатной и выяснилось, что амбиции Гэрриота для этой игры не совсем совместимы со здравым смыслом: по замыслу Shroud of the Avatar – не классическая MMO, а гибридная, то есть при желании ее можно пройти в одиночку и оффлайн. Автор хотел одновременно возродить наследие классических частей Ultima и Ultima Online, а получилось нечто, в котором есть все, но полноценно не реализовано ничего.

Тем не менее игра до сих пор жива, а ранний доступ ко второму эпизоду масштабного приключения обещают открыть уже «скоро» – его уже можно предзаказать за 19$. Вопрос лишь в том, удастся ли разработчикам удержать проект на плаву и исправить многочисленные недостатки вроде гигантского, но полупустого мира.

* * *

Пускай имя Ричарда Гэрриота и его аватара Лорда Бритиша звучит уже не так громко для современных геймеров, он уже успел достичь больше, чем мы могли бы даже мечтать. Он – пример для подражания не только новым разработчикам видеоигр, но и просто людям с большими амбициями.

В нулевых в России сделали психоделическую стратегию, которой хвалили даже в Европе. Главная механика уникальна и в 2020-м

NPC-пулеметчик унижал Мэддисона прямо на стриме, а тот потом мстил его брату. Вова Вист – великий мем

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья