GTA 2 – самая странная часть серии. Там был киберпанк и вид сверху, по игре сняли фильм
Когда-то Rockstar была веселее.
Grand Theft Auto сейчас известна как большой трехмерный экшен с вымышленным городами, напоминающими современные мегаполисы США. Но до выхода революционной GTA 3 в 2001 году британцы из Rockstar North (тогда студия называлась DMA Design) делали двухмерные игры. И GTA 2 1999 года с видом сверху отличалась от триквела во всем.
Действие Grand Theft Auto 2 разворачивалось в вымышленном городе Anywhere-Сити («Город где угодно»), который не появился больше ни в одной игре серии. Такое название он получил из спешки разработчиков – они не определились, какой реальный город будет прототипом. По мнению американских геймеров, локации GTA 2 напоминают Детройт, хотя на полицейских участках в игре можно разглядеть надпись NYPD – «Департамент полиции города Нью-Йорк». В Нью-Йорке же сняли 8-минутную короткометражку, одновременно использовавшуюся в качестве рекламы игры и ее вступления:
(карта Центрального района Anywhere-Сити)
Помимо неопределенной локации, GTA 2 стала единственной частью серии, действие которой разворачивается в будущем. Непонятно, когда именно: в игровой документации говорится про «несколько недель в будущем», а на сайте Rockstar в описании указан 2013 год.
(в GTA 2 игрока впервые преследует не только полиция – на высших уровнях розыска к ней присоединяется спецназ)
Сеттинг действительно странный. На улицах города можно встретить, например, старомодные автомобили Z-Type и минивэны. В то же время одна из фракций города, ученые корпорации «Секс и Репродуктивные Системы», занимались робототехникой и генетической инженерией, а все их уличные бойцы по сюжету являлись самыми настоящими клонами. Если это не киберпанк, то что? Были и кришнаиты – буддисты, разъезжающие по городу на «кармавтобусе» в виде желтого школьного желтого автобуса с цветочным узором. Русская мафия в игре тоже присутствовала, но на фоне остальных группировок она выглядит не так интересно.
Хотя первые части серии тоже отличались свободой действий на фоне других игровых релизов, по сравнению с современными GTA они выглядят дико. Anywhere-Сити делится на три района – поочередные уровни, в которых игроку нужно зарабатывать деньги для открытия новых зон. Доллары здесь заменяют игровые очки.
(в России GTA 2 издавала «Бука», добавившая игре подзаголовок «Беспредел»)
Для их получения главному герою Клоду Спиду необходимо уничтожать тачки, продавать их или, что намного эффективнее, выполнять задания группировок. К ним еще надо было примкнуть, от чего у игрока менялись союзники и враги на улицах города. Квесты при этом выдавались при использовании телефонов, разбросанных по городу. Сюжета у игры, по сути, не было.
Зато в GTA 2 появилась возможность сохраняться посреди прохождения уровня. Для этого Клоду нужно было зайти в церковь и принести в жертву, видимо, богу 50 тысяч долларов. Если в карманах хватало средств, голос провозглашал «Аллилуйя! Еще одна душа спасена!». Нищий персонаж же не только не мог сохраниться, но еще и слышал в свой адрес «Проклятье! Нет подношения – нет спасения!».
* * *
GTA 2 не была особым хитом: она продавалась гораздо хуже первой части, ее ругали за посредственную графику, кривое управление и однообразный геймплей. Зато вся эта критика побудила Rockstar всего через два года выпустить GTA 3, разница с которой даже сейчас выглядит непостижимой.
Этакий переход от аркады..) В новом направлении. И между прочем экспериментальный шаг был очень хороший.