Блог Заметки Погорского

The Sims – великая игра. Она научила меня понимать эмоции и показала ужас в жизни

Исповедь Стаса Погорского.

The Sims занимает особое место в моем сердечке – в сумме я потратил на эту франшизу больше тысячи часов и совершенно об этом не жалею. «Симс» заменил мне комедии и хорроры, он же дал мне упрощенный жизненный опыт. Эта игра контрастов: она учит смиряться с неизбежной смертью близких от старости или случайных обстоятельств, но в то же время показывает симов, которые скорее утонут в бассейне, чем выберутся из него без специальных ступенек. Здесь можно узнать неприятную правду о себе (то, что вы делаете симом – зачастую отражение скрытых желаний, комплексов и страхов), а можно просто «сердито покакать».

Недавно серия отметила свое 20-летие – кажется, это лучший момент, чтобы без капли стыда рассказать о своей любви к ней.

Создатель сима-бомжихи запустила музыкальное реалити-шоу в The Sims. Твиттер выбирает любимчиков

Зафанател от The Sims я еще в начале нулевых, до выхода второй части. Конечно, в то время я играл и в CS, и в Battle City (они же «Танчики») на Dendy, а чуть позже наконец добрался до первой PlayStation. Привязанность конкретно к «Симсу» легко объяснима: помимо меня в него играли обе старшие двоюродные сестры, а братьев у меня не было. Компьютер в семье был один, возможность поиграть во что-то «свое» приходилось ждать в очереди.

Я не делил игры на «девчачьи» и «пацанские», и на The Sims смотрел с диким интересом. В отличие от каких-нибудь Doom или Tomb Raider, где руки чешутся отобрать клавиатуру с мышью у неправильно играющего человека, здесь быть зрителем, наоборот, классно. На мониторе разворачивается интерактивный сериал куда интереснее программы тех нескольких каналов, которые ловили в моем родном Владикавказе. К тому же телепередачи обычно делятся на жанры, а в «Симс» была смесь смеха, страха, грусти.

Эта многогранность проявлялась еще сильнее благодаря нашему совершенно разному подходу к игре. Мои симы были более-менее усредненными личностями, я всегда строил им одинаковые шикарные дома с двумя этажами, черно-белой плиткой на кухне, просторным балконом и гигантским бассейном на заднем дворе. Сестры чаще придумывали ярких персонажей с четкой легендой и целями в своей виртуальной жизни. Особенно много простора для непохожих сюжетов стало с появлением в доме The Sims: Makin’ Magic – первой части со всеми дополнениями. Этот уродливый и очевидно пиратский диск я до сих пор храню как память – хотя нелицензионные копии презираю.

У старшей сестры больше всего запомнилась одинокая симка, со временем заработавшая денег на большой двухэтажный дом с дворецким – и открывшая для себя соблазны темной магии! Я смотрел, как она прыгает в портал магического мира, чтобы строить козни другим симам, кататься на магических аттракционах и закупать ингредиенты для магического котелка, а тем временем окружение ее дома становилась все более зловещим из-за голых деревьев и ремонта в темных тонах. Хотя эта ведьма пыталась казаться коварной и могущественной, она была просто прилежной ученицей, следующей канонам великих чародеек.

Младшая сестра любила копировать знаменитостей. Когда мы только осваивали «Симс», делали обычных симов и изучали возможности и пределы игры, под ее управлением уже была виртуальная Николь Кидман – мне стыдно, но в первую очередь услышав это имя мне на ум приходит именно творение сестры, а не сама актриса. Николь вела светский образ жизни, много флиртовала, жила в основном одна. Хорошо помню комнату ее дома: гостиная с бамбуковой соломой вместо обоев, диваном, шикарным телевизором и шкурой белого медведя на полу, лежащей прямо у камина... Да, это помещение регулярно посещали пожарные, и сестра снова и снова восстанавливала интерьер. Этот ритуал стал нашим мемом, она научилась мастерски обходить очаги пламени, пробираясь к телефону для вызова пожарных.

Тем удивительнее случай, когда я дал ей поиграть за своего сима. В тот же день она с сожалением сообщила, что он сгорел заживо, пытаясь приготовить лазанью. Я сделал вид, что посмеялся, но спустя почти два десятилетия этот разговор все еще не кажется мне смешным.

Таких ярких воспоминаний было бы меньше, если бы хоть кто-то из нас умел абузить сохранения. Когда та же сестра подросла, она играла уже за Динияра Билялетдинова, который никак не мог накопить на нормальный дом. Как-то за обедом она рассказала мне, что неправильно приняла решение на работе и Динара крупно оштрафовали – как и после случайного убийства моего сима тогда, сестра просто перезаписала сейв, не додумавшись переиграть этот день.

Луносвет из World of Warcraft построили в The Sims 4 без модов – выглядит лучше оригинала

The Sims может сказаться на детской психике непредсказуемыми способами – например, подарить без шуток травмирующее воспоминание. Например, я никак не ожидал, что мою успешную, но социофобную симку однажды похитят пришельцы во время использования телескопа, а вернется она уже с другой личностью. Будь взрослее – наверное, увидел бы в этом шутку. Но тогда меня успокаивали другие комичные ситуации вроде «на вечеринке симы столпились на узком проходе шириной в одну клетку, и часть из них обделалась на месте».

Другой важный урок, который я со временем извлек из The Sims: эмоциональная окраска жизненных событий (как в игре, так и в реальности) полностью субъективны, все решает перспектива. Младшая сестра как-то развлекалась, топя в бассейне наскучивших ей детей, поскольку хотела освободить симку от обязанностей, определяющих ее распорядок дня – мы со старшей сестрой с ужасом наблюдали это со стороны и умоляли ее пощадить виртуальных человечков. Правда, через несколько лет старшая сестра сама заперла свою постаревшую и одинокую симку в крошечной каморке без окон и дверей и дала ей медленно умереть от голода в луже собственной мочи.

Объективный хоррор в «Симсе» (особенно первом) тоже есть – спасибо композитору игры. Я подпрыгивал каждый раз, когда ночью на мой участок прокрадывался енот, останавливая ускоренную промотку времени леденящими душу нотами и окошком в нижнем углу экрана. Пожар, телефонный звонок с уведомлением об увольнении, волчий вой по ночам – все это пугало меня так же сильно, как других людей скримеры в хоррорах.

Впрочем, будь оригинальный The Sims исключительно милашно-позитивным, я бы вряд ли так им проникся. Один их сильнейших приемов повествования называется «эмоциональным крещендо» – это когда положительные и негативные эмоции усиливаются явным контрастом, а иногда даже перекручивают восприятие друг друга. Студии Maxis 20 лет назад удалось мастерски овладеть такими мертвыми петлями повествования – неважно, намеренно или нет.

* * *

Густые эмоции и практически неисчерпаемый эффект неожиданности – главные причины, почему мне хочется хотя бы на день вернуться во время, когда мы втроем играли по очереди в The Sims: Makin’ Magic, обсуждали происходящее и смеялись над сотнями нелепых ситуаций.

Я пообещал себе вернуться, когда EA все-таки выпустит пятую часть. Ведь я уже не студент и могу позволить себе тратить тысячи рублей на каталоги мебели, питомцев, карьерные возможности и отпуска... Хотя и стоило бы делать это все-таки в реальности.

Я не запускаю «Симс», но он до сих приносит мне теплые чувства. Когда вышла вторая часть, мы с сестрами уже жили в разных городах – мне было приятно привезти им игру с парой дополнений, хотя и у них уже почти не было времени на игру. Сейчас у каждой из них есть собственные семьи и по одному ребенку – готов поспорить, что детям тоже однажды покажут The Sims.

Как начиналась великая история PlayStation: Крэш, Gran Turismo и первый Silent Hill

Во что играют известные спортсмены? Нарисовали инфографику

Подписывайся на наш телеграм про игры!

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья