Мы выбрали лучший финал The International. Нет, это не NaVi – Alliance
Худший вы и сами назовете.
15 августа в Китае пройдут первые матчи группового этапа, а уже 25 августа на «Мерседес-Бенц-Арене» состоится гранд-финал The International. Что бы ни произошло за эти 10 дней, судить о TI9 (и вспоминать его) мы будем во многом именно по решающей битве.
Предыдущие 8 гранд-финалов мы оценили по четырем параметрам — уровень игры, интрига, зрелищность (общее впечатление от матча), хайлайты (моменты, вошедшие в историю) — и вывели общую оценку, по которой расставили все матчи от худшего к лучшему.
8. TI 2014 – Newbee 3:1 Vici Gaming
Негласно худший финал TI в истории. 4 карты по 20 минут (две из них не дошли даже до этой отметки) без намека на хоть какой-то камбэк — говорят, ООН рассматривала предложение о внесении повторов этого матча в оружия массового поражения. Зрители ожидали увидеть в финале зарубу, мясо, зрелище (можно и без хлеба), культовую Team DK против EG, но никак не два китайских коллектива.
Увы, DK пала жертвой собственных амбиций (а еще и заговора других китайских коллективов, но не будем об этом), а EG просто не смогли. Не смогли они как раз против Vici, которая развалила групповой этап, но оступилась в первом раунде плей-офф. В лузерах VG прошла по головам, в том числе Team DK и Cloud9. NewBee же, напротив, слабо выступила в группе (все решалось в переигровках), но в первом раунде плей-офф отправили в нижнюю сетку Vici. Это могла бы быть славная сказка о реванше, если бы не одно «но».
Проблема была в стиле, в котором играли оба китайских коллектива. Он держался на двух столпах: броуновское движение от мобильных сапортов и не менее мобильных керри по лайнам (что приводило к многочисленным дракам, которые и создавали подобие зрелищности) и, начиная с 10 минуты, смертельная заруба all-in где-нибудь в миде. На этом, в принципе, игра и заканчивалась: кто выигрывал то сражение, получал необратимое преимущество и катком шел до самого трона.
Shadow Shaman, Earthshaker, Ancient Apparation, Weaver — в гранд-финале, кажется, забыли, что в Доте есть порядка 100 различных героев. Предсказуемый пик героев, предсказуемый стиль игры, предсказуемый итог — на трибунах после 10 минуты каждой карты разве что не зевали. Да, Директор наконец поднял над головой Аегис, но в его глазах была пустота. Менее человечной и эмоциональной Дота не была ни до, ни после.
Представьте: «МЮ» не попадает в ЛЧ, но покупает игроков пробившегося туда «Лиона» и играет. В киберспорте такое возможно
Уровень игры — 6/10
Интрига — 5/10
Зрелищность — 4/10
Хайлайты — 1/10
Общий балл: 16
7. TI 2012 – NaVi 1:3 IG
Нечто похожее мы видели в прошедшем розыгрыше Лиги чемпионов. Сумасшедший плей-офф, доводящие до инфаркта полуфиналы с голливудскими камбэками, но при этом совершенно пресный финал.
IG, главный фаворит турнира, ураганом прошлась по группе, отдав всего лишь одну карту, и щелкнула в первом раунде плей-офф EG с Бульбой и Маелком. В полуфинале верхней сетки их ждали как раз NaVi, действующие чемпионы TI, только что отправившие в лузера Team DK. И вот эта заруба оказалась куда больше достойной вывески гранд-финала. Одной лишь только «Лост, БКБшечка!» хватило, чтобы войти в историю. NaVi неожиданно для многих победили 2:1, а в финале лузеров прошли LGD.
В финале многие ждали грандиозного реванша от Invictus Gaming. Да, он состоялся, но ни о какой грандиозности речи и не шло. Каждая карта в финале — это методичное (а не deathball из 2014-го) развитие добытого на стадии лайнинга преимущества. «Камбэкам и геройствам тут не место», — так говорили в Сиэттле. NaVi отжали одну карту, но в дальнейшем дважды отдала коронные для IG связки DS+Enigma и DS+Tidehunter. Удивительно, но при такой повышенной «хайлайтоопасности» гранд-финал не подарил нам ни одного культового момента.
Ни одного DPC-турнира, сомнения, хейт, камбэк в финале отбора на TI. Nikobaby – мужик
Уровень игры — 4/10
Интрига — 5/10
Зрелищность — 5/10
Хайлайты — 3/10
Общий балл: 17
6. TI 2011 – NaVi 3:1 EHOME
Первый гранд-финал TI – антипод китайского насилия 2014-го. Тут, напротив, правили эмоции: наши ребята против королей Китая, в победу над которыми не особо-то и верилось, Вилат кричит в копеечный микрофон, лимузин в Киеве, «Миллииииоооон!!». Начало дороги в светлое будущее. Та самая душа.
Но за эмоциональным опьянением скрывается суровая правда: гранд-финал The International 2011, как и, по сути, весь турнир — это один большой пабчик. Вся стратегия сводилась к тому, чтобы набрать героев пожирнее, купить дешевые артефакты на выживаемость и статы и пойти в брутальный и беспощадный дайв по миду впятером. LightofHeaven, например, не скрывал, что на том The International не было тактики. Решали лишь личный скилл и мораль.
С моралью у NaVi на том турнире все было отлично. До гранд-финала «Рожденные побеждать» не проиграли ни одной карты. По существовавшему тогда правилу, NaVi как победитель верхней сетки начинали финал со счетом 1:0. От такой вот расслабленности Нави и откровенно закинули первую карту. Забив на все остальные лайны с 20 минуты они начали бесцельно долбиться в хайграунд на миде, параллельно выдавая Ravage в БКБ и устраивая натуральные конвейеры смерти. Такой оверфид привел к тому, что вражеский Storm Spirit, получив очередной Аегис, практически в соло вынес всю команду. Звонкая пощечина привела NaVi в чувство и последующие две карты прошли под их диктовку: Тайдхантера укрепили Энигмой (чтобы уж наверняка), вспомнили о существовании других линий, а в нужный момент Денди выдал Dream Coil пусть и не на миллион, но по четверым. Король Китая пал, СНГ-сцена прошла этап самосознания, а киберспорт шагнул на новый уровень.
Санта вспоминает первый TI: Гейб и поиски Айсфрога, игра в шумном зале и бекон в отеле
Уровень игры — 3/10
Интрига — 8/10
Зрелищность — 6/10
Хайлайты — 3/10
Общий балл: 20
5. TI 2016 – Wings Gaming 3:1 DC
Необычные и харизматичные герои, ярко развивающийся сюжет, шокирующие твисты и финал, который оставляет желать лучшего. Знакомо, не правда ли? Нет, это не «Игра престолов» — та скатилась еще на пятом сезоне. Речь всего лишь о The International 2016.
Финал TI6 – самый непредсказуемый по составу участников. Wings, что год тихо готовились к турниру своей жизни и после ушли в закат, и команда кикнутых ребят, которые собрались перед самим The International под тегом DC. Можно мне машину времени, чтобы я поставил на такой финал с коэффициентом 9000?
The International 2016 действительно был турниром этих двух команд. Wings заставляли сомневаться в реальности нашего мира, пикая в плей-офф (кстати, против DC в первом раунде) Пуджа и Течиса и проигрывая NaVi. DC же провела лучший финал лузеров против EG, создав на день североамериканское дерби, – стадион оглушительно мычал в честь «своего» Дэвида «Moo» Халла, а Резолюшен патентовал титул «Последняя надежда СНГ».
И ведь гранд-финал начался очень даже здорово! Wings почилили («This guy has chill, man!») с Пуджиком, Moo, к восторгу арены, получил сигнатурного Тимбера, а DC выиграла первую карту. Увы, смок-ганг от Wings на второй карте не только сделал счет 1:1, но и сильно ударил по морали Digital Chaos — следующие две карты команда отдала без особого сопротивления. Что ж, Мизери, это была славная охота. Может быть, повторим в этот раз?
Как выживает второй эшелон Dota 2: команды уходят в Fortnite, просят деньги у фанатов, идут к государству
Уровень игры — 7/10
Интрига — 5/10
Зрелищность — 5/10
Хайлайты — 6/10
Общий балл: 23
4. TI 2017 Team Liquid 3:0 Newbee
Да, знаю-знаю: настоящий гранд-финал был в четвертом раунде нижней сетки между Team Liquid и Virtus.pro с брошенными рапирами и тп-аутом с БКБ через Рефрешер, а матч с Newbee — это лишь фикция и симулякр. Но фикция неплохая, пусть и с привкусом недосказанности.
Пусть вас не обманывает счет 3:0 (первый и единственный прецедент в истории гранд-финалов). Это не было избиением младенцев — просто обычная команда людей столкнулась с чем-то божественным. Team Liquid в августе 2017-го довела до абсолюта идеи Alliance-2013 с универсальными и взаимозаменяемыми кор-героями, помножила на чистый гений GH, а наверху – Майндконтрол в облике Фуриона. Вылет из верхней сетки от IG в первом раунде не должен смущать — «Ликвид» банально «не палили страты», пикая Бристов и Визажей. Смертельная карусель из Шейкера, Котла и Фуриона началась потом.
С одной стороны, Newbee выглядела как та самая безликая «классная команда из Китая». С другой же она не чуралась откровенной грязи типа Earth Spirit+Bloodseeker (три пика в финале винеров!), а хайп-машина имени Sccc работала на всю мощность. Увы, для борьбы с рейд-боссом этого очевидно не хватало. Когда на стадии драфта ты при любом раскладе отдаешь сопернику 2-3 его сигнатурки (нет, а как в принципе забанить всех героев GH-а и Майндконтрола?) – это приговор. Но нельзя сказать, что Newbee влетела «в салат» (разве что кроме первой карты, где MC-у отдали Фуриона): на второй карте счет после лайн-стадии был 7:0 в пользу китайцев, а на третьей все решил тот самый Омнислэш с двойным уроном на 100 хп. Красивая, высокоуровневая Дота, в которой не хватило места для интриги и простых смертных.
«Возможно, мы были слишком «честными». Босс Forward разобрал провал организации
Уровень игры —8/10
Интрига — 3/10
Зрелищность — 6/10
Хайлайты — 7/10
Общий балл: 24
3. TI 2015 – CDEC Gaming 1:3 Evil Geniuses
Говорят, в подвалах Valve сидят десятки литературных негров, пишущих сценарии для главных ивентов. Одно из лучших их творений — финал The International 2015. С одной стороны — возвращение Фира после травмы, пакистанский школьник, которого явили миру за полгода до финала, сбежавшие с тонущего корабля Arteezy и Zai, которых на самом TI останавливает один белорусский любитель картошки гений. С другой же — дерзкие CDEC, что отсоединились от LGD и, получив суверенитет, пробились через Wild Card. И как венец этому – легендарный «эхослэм на шесть миллионов долларов».
До прыжка веры от Юниверса нам показали три карты очень плотной и сочной Доты. Мы видели и тотальную «соляру» от Сумаила на фирменном Шторме, и безумную третью карту на час с лишним, где один сумасшедший файт сменялся другим, а все решили мелочи (Fear прожал сыр на какой-то сотне хп, а самый важный стан всей игры ушел во внезапно откуда-то появившуюся линку на Ember Spirit). Что ж, 2:1 и четвертая карта.
CDEC и правда дерзкие, раз вновь отдают Сумаилу Шторма. EG проводят очень мощную стадию лайнинга, зарабатывают солидное преимущество, но китайцы понимают, что стоит лишь раз поймать Шторма — игра перевернется. Казалось, что это байт на тильт от Сумаила. И байт удался! Storm Spirit все-таки загулял перед вражеским лесом прямо перед появлением Рошана. CDEC в наглую заходят всей командой в рошпит, будучи уверенные, что без своей главной силы EG не будут драться. Что было дальше вы сами знаете: ульт Аппарата, блинк, эхослэм, «It’s a Disastah!», 6 миллионов долларов, история.
Как Сумаил стал суперзвездой: увидел Доту в 7 лет, продал велосипед ради игры, тренировался по 18 часов в день
Уровень игры — 7/10
Интрига — 7/10
Зрелищность — 6/10
Хайлайты — 8/10
Общий балл: 28
2. TI 2013 – Alliance 3:2 NaVi
Писать о том финале – тоже самое, что рассказывать о «Стамбульском чуде» футбольным фанатам: все слова уже сказаны и все заходы на тему испробованы. Матч Alliance — NaVi настолько распиарен (и по делу), что даже ваша бабушка знает о «дримкойле на миллион», ваша мама в курсе, что «Бульдог — гений», а движения Хвоста между деревьями косплеит ваш кот. За всем этим безумством пятой карты забывается, что было до этого момента.
Alliance и NaVi — две сильнейшие команды того сезона, уверено выигравшие свои группы и прошедшие по сетке плей-офф (по пути у NaVi случилась и та самая карта с TongFu, Пуджом и Ченом, и легендарный денай Аегиса от Orange — а ведь оба этих матча Нави должны были проигрывать). Гранд-финал стал столкновением не просто двух стилей или культур, а двух разных подходов. NaVi — та самая паб-Дота с бразильским «мы забьем вам столько, сколько захотим». Alliance — четкая стратегия, тактика и командный плей-стайл.
Как же это символично, что победа Alliance случилась именно так: NaVi в большинстве, идут впятером по миду с Аегисом , ведь по всем законам паба у них огромное преимущество — а в это время Alliance образцово распушивают остальные два лайна. Победа шведов ознаменовала переход в очередную новую эру (ту, что так и не началась у NaVi). В эру, где в слове «киберспорт» акцент делают на спорте.
«В трудные времена мы с Лодой и Бульдогом вкладывали в Alliance свои деньги». Келли Онг – о команде, фанатах и покемонах
Уровень игры — 9/10
Интрига — 10/10
Зрелищность — 8/10
Хайлайты — 8/10
Общий балл: 35
1. TI 2018 – OG 3:2 PSG LGD
Казалось, что в подобных рейтингах Alliance — NaVi навеки будут на первом месте. Казалось, что ничего более эпичного мы не увидим. Йохан Сундштайн думал иначе.
Почему финал 2013 не на первом месте? Все очень просто: говоря о том матче, мы вспоминаем исключительно о пятой карте, а точнее даже о кошмаре (или чуде) имени 32-ой минуты. В 2018-ом же мы увидели пять таких карт. Просто вспомните все ключевые хайлайты: ультра-килл от Аna на Спектре при сотне хп, сатаник от Ame и его файт 1 в 4, деф трона от OG как оммаж на такую же ситуацию из финала винеров, камбэк на решающей карте при счете 22:6, Ember, который выживает на 1 хп, задодженный еулом эхослэм.
Заметьте – ни слова о четвертой карте, которую можно назвать лучшей в истории Доты. Многих она доводила до слез. И все это множится многократно на историю OG, в которую никто не верил. Никто, кроме Йохана. NaVi и Alliance, простите, у нас есть новый король.
Помните Некра от Liquid и Инвокера от OG? На Инте всегда врывается недооцененный герой
Уровень игры — 10/10
Интрига — 10/10
Зрелищность — 10/10
Хайлайты — 10/10