Блог Pete of Malice

В Старкрафте вымирают команды. На тимлиге от Blizzard игроков наберут комментаторы – как в реалити-шоу

«Командная лига – без команд, когда команды задыхаются».

В середине июня Близзард анонсировали самый дорогой командный турнир по Starcraft 2 за последние 5 лет – War Сhest Team League с ожидаемым призовым в 150 тысяч долларов. Более того, если убрать турниры, на которых играли исключительно азиатские команды, призовой War Chest окажется крупнейшим командным за всю историю SC2. Здорово? Не совсем.

Проблема в том, что к собственно командам (клубам, организациям) Warchest Team League никак не относится. Игроков будут набирать комментаторы – по четыре игрока в группу, и турнир по сути станет дорогущим реалити-шоу. Можете себе представить, чтобы к условному BLAST по CS игроков в свои команды забирали Ухо и Петрик – в том числе из орг вроде NAVI? При этом сами NAVI на турнире не получат никакого упоминания или раскрутки.

UPD: 3 июля Blizzard раскрыли детали турнира. На продакшн (в том числе гонорар комментаторам) уйдет 42 тысячи долларов, а сам турнир растянется на три недели.

«Такой турнир – плевок в душу и последняя черта». Команды написали Blizzard открытое письмо

На реддите появилось открытое обращение к Blizzard от лица 11 команд. Авторы признавали, что за 20-летнюю историю за Старкрафтом закрепился образ соло-дисциплины и команды в комьюнити не воспринимают всерьез (подробнее об этом еще расскажем), но отмечали, что без команд молодым игрокам будет трудно пробиваться на сцену.

Далее авторы письма просят Blizzard «пересмотреть» формат турнира и предлагают:

1. Открытые квалификации.

2. Разделить команды на дивизионы согласно их EPT-очкам (аналог DPC) и проводить сезоны.

3. Комментаторам – выбрать себе готовую команду и делать совместный контент.

Как видите, предлагается не пересмотр формата, а целая сезонная система – но в этом и суть. Команды много лет ждали крупного ивента от Blizzard, и с War Chest Team League студия так или иначе занимает некую позицию. Это либо надежда на развитие – если просьбы в открытом письме будут приняты – либо обманутые ожидания.

Мы написали двум владельцам организаций, подписавшихся под письмом: Даниилу «DenFrizer» Абилихину (3D-Clan) и Алексею «Aido» Соловьеву (Cascade).

DenFrizer: «По сути, клубам предлагается платить зарплату игрокам в то время, когда эти игроки будут представляют команды кастеров. Это еще и сильная имиджевая привязка: представь, игрок, выступавший на этом турнире, выиграет Близзкон, все вспомнят что он был в команде комментатора, а не его организацию»

Важно: под письмом подписались небольшие команды. Главный комментатор Старкрафта в СНГ, Алекс «Alex007» Трушляков посчитал, что турнир именно с такими клубами не будет интересен зрителям.

А один из комментаторов напрямую назвал тир-2 команды Старкрафта «ненадежными» и в качестве решения предложил основать им собственную Лигу.

«Жесткая реальность: команды в современной истории SC2 зарекомендовали себя ПРЕДЕЛЬНО ненадежными (не всегда платят игрокам, а некоторые не могут даже ПРОСУЩЕСТВОВАТЬ дольше краткого отрезка времени). Могу представить, почему Blizzard не захочет делать на них основную ставку».  

Почему в Старкрафте в принципе сложилась такая ситуация, когда Blizzard скорее готова опереться на кастеров, чем на команды? Объясняем.

Команды в SC2 почти без прав: игроки забирают 100% призовых, реклама букмекеров запрещена, внутриигровой брендовый мерч так и не ввели

Есть причина на поверхности: Старкрафт в принципе соло-дисциплина, любые командные выступления – искусственные форматы. Режим 2 на 2, который первым приходит на ум, как раз почти не практикуется – он остался во времена Brood War. Дело в том, что парный Старкрафт – совсем другая игра, и тренироваться к нему нужно в паре. А командам держать парных старкрафтеров совсем невыгодно (это дополнительная финансовая нагрузка при сомнительной отдаче: все равно что в Доте держали бы отдельный состав для игры в Турбо).

• Есть режим All Kill – своеобразный рестлинг на выбывание. После первой карты команда проигравшего игрока выставляет следующего, и так повторяется пока у одной из команд не закончатся заявленные игроки. 

• Интересен формат ПроЛиги – что-то вроде драфта карт в КС, только карты как раз известны заранее, а команды выбирают своего игрока (протосса, зерга, террана) под особенности карты и пытаются предугадать, какого игрока (и расу) предпочтет противник. Конечно, важна и мораль, и история личных встреч, и предпочтения игроков (одному террану может быть удобно против протоссов, а другому – нет).

В таких форматах в плюсе те организации, у кого выбор игроков больше – а содержать много игроков в принципе невыгодно. В Старкрафте необязательно быть частью какой-то организации, чтобы участвовать в турнирах, так что игроки диктуют условия.

(типичный расклад на турнире: четверть игроков – без команд)

Во-первых, игроки предпочитают выступать на соло-турнирах, где призовые не делятся на всю команду. Во-вторых, большинство клубов не получают с призовых ни процента – никаких установок от Blizzard на эту тему нет. Исключение – только некоторые S-tier орги вроде Liquid, куда игроки идут в том числе за условиями (тимхаус, стафф, медиа). 

Но таких мощных орг в европейском Старкрафте сейчас всего несколько: Ence и BIG, Liquid и Mousesports, причем в составе Маузов и ENCE – по одному игроку. Сильные киберспортивные клубы (Virtus.pro, Empire) закрыли свои составы в период зарплатного кризиса около 2014 года (в СНГ, например, с промежутком в три месяца закрылись Virtus.pro и Empire). Старкрафт в принципе неприбыльная дисциплина для клубов: Близзард запрещает рекламу букмекеров и конкурирующих с официальными партнерами Blizzard торговых марок (например, некоторые энергетики). 

Маленьким оргам непросто даже раскрутить айдентику, ведь единственное в игре, где показывается крохотный командный баннер – бараки на базе.

Для нормального представительства на трансляции нужно договариваться со стрим-каналом об оверлее (конечно, за деньги). Blizzard уже давно просят разрешить фирменный внутриигровой контент, рекламу или хотя бы командные стикеры и эмодзи, но ничего из этого так и не ввели.

Aido: «Весь бренд – это маленький шестиугольничек возле Нексуса. Все. Больше нигде нет ни названия бренда, ни команды, ничего. Раньше на больших турнирах была картинка с игроком. Или как минимум полоска, где были логотипы всех партнеров игрока или команды. А сейчас такого нет. И для команд это лишний удар по возможностям продавать свой бренд вместе с игроком. В этом году тем более нет смысла вкладываться кому-либо в Старкрафт. Ваш бренд просто не увидят. На нынешних комьюнити-турнирах ваш бренд будет незаметен».

Denfrizer: «Меня более чем устроит, если по итогам этого письма Blizzard не будут делать никаких тимлиг, а хотя бы обеспечат командам большую представленность за счет каких-то фишек, напрямую не связанных с турнирами. Сделают внутриигровые предметы, включат рекламу, сделают какой-то командный рейтинг в БаттлНете. Даже баннеры спонсоров игре будут победой».

Сцена строится вокруг комментаторов

Примерно с 2017 года турнирные операторы постепенно покидали Starcraft. В 2019 году из крупных ивентов, доступных в Европе, были только серии World Championship (аналоги мейджоров) и один турнир IEM Katowice. По правилам Близзард, одно лицо не может организовывать турниры с общей суммой превыщающей 50 000 долларов в год без особых договоренностей, которые подразумевают отчисления разработчикам. Получается, что провести крупные турниры не так-то просто. Но главное – КГБШ-ные условия для рекламы и спонсорские запреты, о чем говорилось выше. Турниры по Старкрафту просто слабо окупались.  

Выросла экосистема, где основную массу турниров составляют небольшие кубки, проводимые комментаторами: те самые комьюнити-турниры, о которых говорит Aido. На самом деле, в Старкрафте много состоятельных спонсоров – но именно физических лиц, которые когда-то играли сами, а теперь занимают большие посты в IT, финансах и так далее. Разумеется, практически все такие спонсоры рано уходили из киберспортивной тусовки (если вообще в ней состояли) ради бизнеса, слабо разбираются в про-сцене и предпочитают спонсировать тех, кто на виду – комментаторов.

 

Получился вечный двигатель: кастерам дают деньги на проведение турниров, кастеры проводят их и стримят, получают больше внимания и медийного веса, а следовательно – новых спонсоров. Но организация страдает: в одну группу иногда попадают игроки из Азии, Европы и Америки (и не являются на матчи), турниры от разных кастеров накладываются друг на друга, а предпоследний сезон главного комментатора сцены (Wardi) вообще не закончился.

Мы обратились к Алексу Трушлякову с просьбой объяснить состояние про-сцены и смысл War Chest Team League.

«Комментаторов, которые активно проводят турниры, не так много – Wardi и BasetradeTV на англоязычной сцене плюс по одному-двум комментаторам на крупных локальных сценах вроде русскоязычной или корейской. Если добавить комментаторов, которые проводят турниры нерегулярно, то получится еще человек 5-7. Если исключить ESL Pro Tour с корейской GSL, а также несколько мелких турнирных операторов со своими лигами (например, OSC), то это и есть основной пул турниров для многих тир 1 – тир 2 игроков. 

На турнирах того же Варди регулярно играют сильнейшие корейцы, включая чемпионов GSL. О роли этих турниров корректнее спросить у игроков, но, с моей точки зрения, без подобных активностей комментаторов многие игровые карьеры в Старкрафте уже завершились бы.

Что касается War Chest Team League. У Blizzard нет бюджета на проведение киберспортивных событий. Старкрафт – индивидуальная игра, и на данном этапе с учетом общего состояния сцены с позиции Blizzard было бы странно вкладывать деньги в организацию полноценной командной лиги. Анонсированый ивент – разовая акция к юбилею игры. С моей точки зрения, ничего не стоит разовая акция для тир-2 команд, а разовый шоуматч – это в любом случае неплохо».

Коронавирус добивает тир-2 сцену: ноль ланов, ноль медиаконтента

В 2020-м году, после бума коронавируса и карантина ситуация для тир-2 команд стала еще хуже. Если раньше игроков хотя бы изредка раскрывали (как личностей) на оффлайн-турнирах, то теперь их будто не существует. Командный бренд невозможно увидеть нигде, кроме редких репостов в соцсетях. А вот для комментаторов, проводивших турниров онлайн, положение почти не изменилось.

DenFrizer: «Это противоречие давно зрело. Команды берут на себя много пассивов и очень мало активов. А комментаторы – наоборот. Много активов благодаря постоянному контакту с аудиторией. Уже не говорю, что когда проходит крупный турнир, комментатору полагается какой-то гонорар, а команде – расходы на логистику. Мы не хотим переделывать сложившуюся экосистему. Но команды могут делать гораздо больше – просто дайте нам инструменты». 

Aido: «Игроков на турнирах звали помочь прокомментировать матч: на турнирах комментаторов этого нет. Хороший игрок всегда в конце интервью упоминает тех, кто ему помогал. В онлайн-турнирах интервью нет. Раньше, если даже организатор не делал контента, была возможность самим туда поехать, что-то отснять. Сейчас, опять же, мы этого не можем делать. И непонятно как менять ситуацию. Нам организовывать турниры? Продвигать игрока, содержать игрока... Может, как-нибудь нам помогут?»

Один из противников открытого письма, комментатор Rifkin, действительно предложил командам сделать свою лигу – чтобы «подтвердить надежность». Aido говорит, что работа над этим среди тир-2 команд уже ведется – но проблему это не решит.

«Даже если мы будем делать свои турниры – мы не можем сказать игроку «не играй турниры кастеров, играй только наши». Это просто неправильно, игроку надо на что-то жить. 

На данный момент нет лиги с нормальным призовым фондом. То, что происходит – команды играют либо вторым составом на тимлиге, либо по фану, либо в свободное время. Игроки бегут за предложениями от серых, только что появившихся организаций. Сталкиваются с мошенничеством. Мы не можем предложить столько же. И нам, опять-таки, нет смысла их удерживать». 

Комментаторы всего лишь заняли свободную нишу, и в отсутствие альтернатив их турниры действительно помогают сцене. Но на этом фоне идея Blizzard лишь подчеркивает дисбаланс между возможностями команд и кастеров.

DenFrizer: «Команды не хотят, чтобы разрушалась последняя ассоциация между ними и игроками. Если это – командная лига, то зачем мы вообще нужны? Плевок в душу и последние рубежи. Возьмем ваших игроков, это будет называется «командная лига», а вы тут держитесь».  

Aido: «Нам непонятно решение создавать командную лигу – без команд – в тот момент, когда команды задыхаются. Твой партнер спрашивает – ну как у вас дела? Тебе нечего показывать. Кроме соцсетей игрока – ничего нету. Не чувствуется, что игрок или команда кому-то нужна. 

Если вернутся лан-турниры... Я скажу так: у нас хотя бы появится соломинка, через которую можно дышать. Сейчас и ее нет».

* * *

Первая из подписавших письмо организаций на днях объявила о закрытии.

Battle Pass в Доте правда хуже, чем в других играх? Сравнили с CS, Fortnite и Танками

Вторая главная лига в CS воюет с профсоюзом игроков: не хочет платить 165к долларов и обвиняет в лени

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья