«Возможно, у нашей страны такая репутация». Разговор про бразильский CS с Бигузерой
Спрашивал Даниил Савкин.
В Бразилии нет команды, которая постоянно доходит до финалов больших турниров и выигрывает титулы, при этом талантливых игроков в регионе – россыпь. Чтобы лучше понять, как устроен местный Counter–Strike, на BB Dacha CS2 от FISSURE я поговорил с капитаном Pain – 27–летним Бигузерой.
– Когда ты стал ингейм-лидером, твоя стата почти не просела, иногда ты – топ–фрагер. В чем секрет?
– Даже когда я не был ингейм–лидером, я много говорил в игре. Так что я стал капитаном с таким плейстайлом, при котором я не почувствовал особой разницы из-за перехода на новую роль. Конечно, иногда я умираю, что-то говоря команде или отвлекаясь на гранаты. Но, в целом, все нормально.
– Как ты решил стать ингейм-лидером?
– Решил не я, а тренер и менеджер. Раньше капитаном был Pql, и у него были ментальные проблемы, поэтому он взял перерыв. Так мне и сказали, что я буду вести команду. Я знал, что это время придет. Мне нравится моя роль: я люблю рано вставать и смотреть CS весь день. Я много играю, потому что люблю это.
– Ты был на двух мейджорах с совершенно разными составами Pain, плюс у тебя высокий индивидуальный скилл. У тебя были предложения от топ-команд в Бразилии или из Европы?
– Были в основном из Бразилии, конечно, но и из Северной Америки тоже. Но я всегда был убежден: капитан должен идеально говорить на английском. И это так сильно отличается от того, что есть у нас – у нас совсем другие названия позиций и ключевые фразы. Для команды это нездорово.
– Твой тиммейт Lux говорил, что ты для команды как отец. Это так?
– Да, это именно так. Мои ребята молодые, и они постоянно спрашивают меня о чем-то, и я для них как второй отец.
– Трудно отпускать их в другие команды?
– На самом деле, нет, потому что незаменимых не существует. Есть пример Симпла в NAVI. Пришел W0nderful, и они стали выигрывать.
– Почему ни у кого не было идеи создать суперкоманду из лучших бразильских и португальских игроков. Это ведь логично, разве нет?
– Не знаю, мы об этом как-то не думали. Может, однажды это случится, потому что Saw играет великолепно. Да и у нас в Бразилии очень много талантливых игроков, но очень сложно собрать пятерку сильнейших, потому что в Бразилии просто конские отступные за игроков. Не знаю, почему так.
– В чем главное отличие между бразильским и европейским CS?
– Думаю, в Бразилии люди поначалу играют несерьезно. Это как со школой: когда вы плохо учитесь вначале, впоследствии это откликается. Иногда бразильцы в игре мало думают и не умеют объяснять решения.
При это у нас очень жесткий аим. Люди просто бегают и стреляют.
Вот есть Kscerato, например. Очень хороший игрок, который мог бы играть в любой европейской команде.
– Кстати, его часто критикуют за то, что он не уходит из Furia.
– Думаю, это его личное дело. Он знает, что для него лучше. Мне тоже часто говорили уходить, но я играю в Pain шесть лет.
– Furia – топ-1 команда Бразилии уже много лет. У бразильцев есть мечта или цель однажды попасть в Furia?
– Уже нет. Думаю, когда я начинал играть в 2018 году, у меня были такие мысли. Сейчас все изменилось. Уровень бразильских команд примерно одинаковый. Не думаю, что попасть в Furia когда-нибудь станет целью для меня.
– Nekiz говорил, что бразильцы стремятся стать лучшими в стране, а не в мире, и это проблема. Есть такое?
– Абсолютно точно. Я все время говорю молодым игрокам и своей команде, что не должно быть цели стать лучшими в Бразилии, нужно стать лучшими в мире.
– Но было бы прикольно, если бы в Бразилии был чемпионат по CS, как в футболе?
– Было бы интересно, да. Особенно для зрителей – все знают, что бразильская толпа невероятно энергичная.
– Бразильские фанаты эмоциональны – это правда. Но некоторые боятся ехать в Бразилию. Помню, на мейджоре в Рио Симпл показал средний палец трибунам и рассказал, что в Бита кто-то плюнул.
– Знаешь, я видел подобное и на турнирах в других странах. На мейджоре говорили, что публика подсказывала Furia, и организаторы пытались с этим бороться. Но так же было и в Дании на одном турнире с Astralis или Heroic. Такое происходит много где, но никто ничего не говорит. Говорят только про бразильцев.
При этом плевать в игроков, конечно, неприемлемо.
– То есть в отношении бразильцев есть предвзятость?
– Думаю, да.
– Почему так?
– Возможно, у нашей страны такая репутация. Когда я общаюсь с людьми и рассказываю, что я из Рио, все говорят про фавелы и как там опасно. Но Рио – это не только фавелы. Конечно, они там есть, и это необязательно что-то плохое. Это просто одно из мест, где живут люди.
– Ты встречал игроков с похожими взглядами?
– Не знаю игроков с таким мнением. Обычно все говорят про вечеринки, и как они тусили, потому что, когда люди приезжают в Бразилию, они часто идут тусить.
– Ты любишь потусить?
– Уже нет! Я женат и у меня две дочки, так что тот этап жизни позади.
– У тебя есть любимый ингейм-лидер?
– Я люблю олсдкул, так что Karrigan. Также Apex. Но вообще мне кажется, что мой стиль игры похож на Siuhy из Mouz.
– Karrigan показал, что можно добиваться топ-результатов в любом возрасте. Что думаешь по этому поводу?
– Я не думаю о возрасте, я думаю о целях. У меня есть две дочки, так что я стараюсь проводить с ними больше времени. Когда проигрываешь, то чаще думаешь об этом. Но когда побеждаешь, понимаешь, что все это не зря.
Сейчас моя цель – выиграть мейджор. Чаще попадать на большую сцену в Кельне и Катовице. Я ведь никогда не играл при большой толпе, максимум было 2000-3000 человек.
Ну и у меня нет такого, что после победы на мейджоре я остановлюсь.
– Как ставить такие цели, когда в любой момент может прийти Furia или любая другая команда и купить вашего топ-игрока?
– Я не считаю это проблемой. Если кто-то хочет уйти – пожалуйста. Так будет лучше для нас и для этого игрока. Если мой тиммейт скажет, что он не счастлив в команде, я сам скажу, что ему лучше рассмотреть возможность ухода. Как я и сказал, незаменимых нет. Мы делаем то, что хотим делать, верно?
– Первая ассоциация с бразильским CS – Fallen. Как сильно он поменял сцену?
– Он сделал очень многое. И не только он, а также Колдзера, Тако, Фер – эти люди заложили основы. Возможно, я бы не начал играть, если бы не они. То, что сейчас в Бразилии так много команд – эффект от их побед.
Это как в футболе. Если появляется яркий талант, все идут играть в футбол.
– Помнишь первую встречу с Фолленом?
– Да, это был турнир в Шанхае. Я немного стеснялся, потому что он – суперзвезда. Но после мы начали общаться и проводить время вместе. Он очень хороший парень, простой и скромный.
– CS – самая популярная игра в Бразилии после футбола?
– Без понятия. Но когда я забираю дочку из школы, все дети там знают, что я Biguzera и играю в СS, они подходят и делают фото. Также некоторые отцы подходят мне тоже и говорят, что знают меня и смотрят мои матчи.
– Что бы ты сделал в первую очередь, если бы попал на работу в Valve?
– Не знаю, но я бы работал бухгалтером, потому что окончил колледж по этой специальности.
* * *
«Тупорылая даунская жизнь». Скандальный трансфер между Aurora и 9Pandas отменен