Чемпионат Европы в CS – каким он был и почему ничего не получилось?
Вспоминаем перед футбольным Евро.
14 июня начинается чемпионат Европы по футболу в Германии. Турнир сборных в футболе – всегда праздник и ожидаемое событие. Во многих видах спорта то же самое, просто масштаб поменьше. А вот в киберспорте тенденция не повторилась: клубные соревнования гораздо престижнее, неоднократные попытки организовать ЧМ и ЧЕ заканчивались либо провалом, либо отсутствием хоть какого-то зрительского интереса.
Кибер уже рассказывали о сборной России в CS и ее успехах, а теперь, в преддверии футбольного Евро, вспоминаем чемпионат Европы по CS:GO 2013 года – и выясняем, почему он не стал традицией.
Как в СS пытались возродить чемпионат Европы
Идея соревнований сборных появилась практически одновременно с зарождением киберспорта. Крупнейший турнирный оператор ESL впервые организовал чемпионат Европы по СS в 2004 году и вплоть до 2010-го регулярно проводил ивент и совершенствовал систему. Так с 2008-го появились два турнира – для СS 1.6 и CS: Source, а спустя пару лет добавили женский чемпионат – его выиграла Россия. Были и другие дисциплины: Warcraft 3, FIFA, Call of Duty 4, Quake и DotA.
Но особой популярностью турнир не пользовался, и ESL отказался от идеи его проведения.
Возродить чемпионат Европы попытался E-Frag.net – болгаро-сербский новостной сайт. В 2013 году, уже в эпоху CS:GO, он пафосно анонсировал новый турнир:
«Чемпионат Европы станет первым в своем роде. Но дело не в том, чтобы быть первым, а в престиже. Более 30 европейских стран будут бороться за неофициальный титул лучших в Европе. Наверняка вам интересно, кто является самой доминирующей силой на европейской земле».
Величественность анонса едва ли соотносится с серьезностью формата проведения: из всех игр на лане сыграли только один матч – финал. Все остальное – в онлайне, когда все команды сидят по своим комнатам. В отборе участвовали 42 команды, 24 из которых прошли в основной этап:
- Бельгия;
- Босния и Герцеговина;
- Чехия;
- Дания;
- Финляндия
- Франция
- Казахстан;
- Нидерланды;
- Польша;
- Португалия;
- Cербия;
- Словакия;
- Швеция;
- Швейцария;
- Турция;
- Украина
- Великобритания;
- Чехия;
- Испания;
- Норвегия;
- Латвия;
- Германия;
- Венгрия;
- Италия.
Рекордсмен по количеству игр за сборную России Дмитрий «Hooch» Богданов рассказывал, что для него значат такие турниры: «Я дебютировал в сборной в 2004 году. И всегда горел и очень сильно старался за сборную играть. Для меня это не просто слова – поддерживать, отстаивать честь своей родины, своей страны на международной арене».
Но статус турнира на одном рвении участников не удержится. Многое решает призовой фонд – тогда он составлял смешные $3000. На 24 команды. Даже по тем временам это меньше, чем мало. Тем более, к тому моменту компания-разработчик Valve уже взялась за киберспорт и анонсировала мейджор, на котором разыгрывали $250 000.
Все же организаторы дополнительно подчеркивали, что проводят турнир сборных, а не какой-то еще. Перед финалом между Данией и Францией вынесли флаги стран и включили гимны – правда, камерная атмосфера белградского отеля совсем не соответствовала декламируемому уровню мероприятия. Но это было бы красивым началом большой истории (почему она не сложилась – чуть позже).
Кубок отличался от всех остальных своей помпезностью. Ну и нелепостью, но это не так важно. Вручали и медали – золотые и серебряные, нечастое явление для киберспорта. Очевидно – еще один способ добрать баллов престижа и немножко приблизиться к традиционному спорту.
Выиграли датчане. За победу получили $2000 – безумно интересно, как распределили выигрыш между 10 игроками, которые играли за команду на протяжении турнира. Поровну не получилось бы, потому что все провели разное количество матчей.
В качестве дополнительных призов – мышки, клавиатуры и наушники.
Почему ничего не получилось?
Организаторы строили большие планы и, наверное, видели, как в будущем напишут книгу «От отеля Белграда до стадиона в Лондоне за 10 лет – как мы изменили киберспорт». Не изменили, хотя первые шаги внушали доверие: с 2015 года чемпионат Европы упразднили, зато вместо него стали проводить чемпионат мира – с солидным призовым фондом, фирменной формой для команд; лан-этап начинался с групп.
Все закончилось в 2016 году. Чем? Классической историей для киберспорта: огромными задержками с выплатами призовых.
С тех пор турниры сборных в таком виде не проводились.
Да, в 2017 появился WESG, но там нарушалось святейшее правило таких турниров: на классическом ЧЕ или ЧМ в команде могли играть только три игрока из одного клуба. Позже на WESG вообще разрешили иметь в составе минимум трех игроков из одной страны, что окончательно убило вайб международного состязания.
Да, сейчас ежегодно проводится чемпионат мира от IESF (Международная федерация киберспорта) – мероприятие, на которое никогда не приезжают топовые игроки, а новость с заголовком «Сборная Х выиграла чемпионат мира» вызывает лишь ухмылку.
В общем, это все не то.
А делать «то» некому.
1. В киберспорте нет регулятора, кроме компании издателя и разработчика – в случае CS это Valve. Если в ее офисе не все равно на развитие киберспорта – проверьте погоду в Белвью, штат Вашингтон: возможно, там ударила сильная жара, которая на несколько дней расплавила сознание сотрудников, и они ненадолго решили включиться в работу. И сделать пару нововведений – как правило, кринжовых.
📌Свежий кринж от Valve – на мейджоре по CS не будет открытых квалификаций. Это как?
Есть компания ESIC, которая взаимодействует с Valve, а недавно объявила о сотрудничестве с МОК. Работа ESIC заключается в расследовании нечестной игры и выдаче банов (с которыми соглашается Valve), но их деятельность максимально непрозрачна и непоследовательна.
Без аналога FIFA в киберспорте – международная Федерация пока с этой ролью не справляется – престижные и интересные чемпионаты мира и Европы невозможны.
2. Уже известно расписание турниров по CS на следующий год – там нет свободного места. Как и для турнирных операторов нет резона жертвовать своим чемпионатом и проводить вместо него турнир для сборных. Это дополнительные хлопоты, которые в данный момент точно никому не нужны. У кого-то обязательно возникнет вопрос: «А есть ли страны, которые лучше не звать?» Появится несколько ответов, каждый из которых ударит по репутации турнирного оператора. Так и зачем ему это надо?
* * * Фото: HLTV.