Ноу Тайм
Блог

Первый мейджор по СS:GO проходил в ледяном ангаре. Шел 3 дня, а призовой фонд собрали фанаты

Савкин возвращает 2013 год.

В марте Valve шокировала дважды. В первый раз, когда анонсировала Counter-Strike 2 и выпустила бету. Второй – когда объявила, что в этом году пройдет лишь один мейджор, в Париже. А следующий будет уже в новой игре.

Осознание, что BLAST Paris Major станет последним мейджором по СS:GO, пришло внезапно. Очевидно, что этот турнир вне зависимости от результатов или качества проведения станет для истории важнее многих других мейджоров. О нем наверняка вспомнят и напишут через десять лет.

А почти десять лет назад состоялся первый мейджор по CS:GO. И он тоже запомнился ярче, чем другие турниры Valve. Просто потому что был первым.

Первый намек на мейджор появился лишь за 3 месяца до старта – тогда вышло обновление с кейсами

14 августа 2013-го, спустя год после релиза CS:GO, вышло историческое обновление. Оно называлось Arms Deal. Тогда добавили M4A1-S и USP-S, что, конечно, важно для игры, но не для нас, вспоминающих первый мейджор. Взгляните на картинку:

 🔪 Разыгрываем нож и скин на АК в нашей телеге CS!

Именно в тот день в CS:GO появились скины – 10 коллекций и два кейса (а еще технология Статтрек): оружейный кейс CS:GO и Esports Case 2013. По названию последнего ящика понятно, что он как-то связан с киберспортом. Но как именно?

Valve объявила, что часть прибыли с продаж ключей к этому кейсу пойдет на формирование призовых фондов для турниров. Каких именно турниров, не уточнялось. Но это был первый намек на что-то глобальное в киберспортивном СS. В те времена на топовых чемпионатах разыгрывалось максимум тысяч 50 долларов, а рядом был пример Доты с Интом и призовым в 30 раз больше.

Мейджор анонсировали за пару месяцев до начала и подавали как «крупнейший турнир в истории CS»

Через месяц после выхода Arms Deal Valve раскрыла судьбу денег, полученных с кейса. Компания сообщила, что на Dreamhack Winter 2013 разыграют рекордный призовой в истории CS – 250 тысяч долларов. И часть этих денег собрало сообщество.

Дримхак в шведском Йенчепинге прошел бы и без участия Valve – это был запланированный ивент в рамках ежегодного игрового фестиваля (а подобных Дримхаков была масса). Там же проходили соревнования по Доте и Лиге Легенд. Просто именно этот турнир решили сделать особенным. Сделать мейджором. Но это слово еще было не в ходу, а во всех анонсах, в том числе и от Valve, писали «Крупнейший в истории CS турнир».

«Благодаря этой программе призовой фонд чемпионата по Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) на 2013 DreamHack SteelSeries станет крупнейшим за всю историю Counter-Strike. Общая цель программы – помощь в сборе средств для будущих событий в соревновательном сообществе CS:GO», – говорилось на официальном сайте Valve.

 

Чтобы привлечь к мейджору максимум внимания, Valve ввела сувенирные наборы – они выпадали за просмотр матчей: надо было лишь привязать учетную запись Стима к Твичу. Но если на последующих мейджорах падал набор с карты, которую смотрел зритель, то на первом был набор со всеми 10 коллекциями из Arms Deal. Это единственный контейнер в игре, у которого нет анимации открытия: на экране появляется пятисекундный обратный отсчет, а потом просто показывается выпавшая пушка.

Смотреть матчи можно было не только на Твиче, но и прямо в игре – через GOTV. В то время там был критический баг: если игру фризило, это означало, что скоро одна из команд проиграет. Трансляция в GOTV шла с задержкой, а лаг – видимо, ошибка, вызванная концом встречи.

GOTV привлекала новых зрителей, которым на киберспорт изначально было плевать. Они заходили в игру, видели, что идет какая-то трансляция, кликали и оставались.

На мейджоре не было атмосферы мейджора. Его провели в ледяном ангаре за три дня

Сейчас к мейджору и другим топ-турнирам есть определенные требования: топовый продакшн, адекватный формат, качественные условия для игроков и так далее. А DH Winter 2013 отличался от других турниров только призовым фондом, в остальном все было так же, как и везде (или хуже).

Формат? 16 команд разбили на четыре группы: чтобы пройти дальше, нужно одержать две победы. Для вылета хватало двух поражений. Все игры на этом этапе – Bo1. Звучит дико, а тогда было нормой.

Первый мейджор. А как определить, кого туда звать? Рейтинга HLTV не было, никакой полноценной системы отбора – тоже. Решили, что шесть слотов заберут победители относительно крупных турниров. Забавно, что четыре таких турнира прошли даже до анонса мейджора. То есть команды отобрались на крупнейший чемпионат в истории, но сами об этом не знали.

Еще шесть слотов – инвайты. Из Восточной Европы пригласили не NAVI, а Astana Dragons – организаторы считали их сильнейшей командой региона. Но NAVI на турнир тоже попали – через Techlabs Cup в Москве.

Для понимания, это был ивент на четыре команды, на котором состав Зевса занял лишь третье место. Но они отправились в Йенчепинг, потому что победителей – Astana Dragons – как раз-таки заинвайтили, а финалисты из Universal Soldiers (с Пашей и Тазом) выиграли EMS One Fall – еще один квалификационный турнир под мейджор.

Судьбу двух слотов решила онлайн-квалификация. Да, вот так просто – через онлайн на турнир с призовым в 250 тысяч баксов. Вплоть до полуфиналов в этих квалах все матчи игрались в Bo1-формате.

Розыгрыш двух последних слотов проходил в формате Bring Your Own Computer («приноси собственный компьютер») непосредственно в Йенчепинге. В день старта мейджора, 28 ноября. Когда из двух групп уже вылетело по две команды, BYOC-квалификация шла вовсю (и закончилась часов в пять утра) – то есть окончательный список участников определился по ходу ивента. NiP с Сomplexity рубились в первом четвертьфинале, когда матчи групп C и D даже не начались. Такой вот хаос, а не формат.

Топ-20 карт в истории CS – рейтинг Кибера

В маппуле было пять карт (как и на всех турнирах того времени): Inferno, Dust2, Mirage, Train и Nuke. Inferno пользовалось сверхпопулярностью – на нем сыграли целых 19 раз. Всего на два меньше, чем на всех остальных картах вместе взятых.

Атмосфера? Никакой особой атмосферы не было. Опять же, DH Winter 2013 проходил в рамках ежегодного фестиваля в выставочном центре Elmia. Это здание – ангар. В котором было жутко холодно: многие игроки надевали толстовку под форму, а некоторые – перчатки! Настолько было некомфортно.

«Первый мейджор – в ангаре. Руки из-за нервов холодные, еще и холод лютый. Руки просто каменели, некоторые в перчатках играли», – рассказывал Сеня. Кстати, на турнире он играл под ником nyxJ|uk. Сейчас бы такое не допустили, а тогда на подобные мелочи не обращали внимания.

«Было холодно до дрожи». Элек замерз на мейджоре – а 10 лет назад вообще играли в перчатках

В таких условиях мейджор шел вплоть до финала, который проводили в кинотеатре. Весь ивент уложился в три дня, хотя самые топовые турниры того времени шли неделю.

Valve никак не контролировала выбор формата на турнир или распределение инвайтов. По сути, компания просто дала Дримхаку деньги и полную свободу действий.

Только взгляните на состав участников: почти все – легенды

В списке участников мейджора почти каждый никнейм был легендой. Общепризнанной – как Karrigan или Dupreeh, который посетил все мейджоры по СS:GO. Или локальной – как Skadoodle, который через пять лет выиграет единственный мейджор для Северной Америки.

Но легендами они стали со временем.

Картинка кликабельна

Вот худенький NBK, да еще и без бороды. Он играет за VeryGames – вторую по силе команду мира. Натан счастлив: его команда прошла в полуфинал после победы над Copenhagen Wolves. За них выступали Dev1ce, Xyp9x и Dupreeh. Это трио уже тогда катало вместе.

Знаете Маньяка, одного из самых известных и топовых аналитиков по CS сейчас? А вот он в 2013-м, в составе Recursive. Маньяк там капитанит, Kennys творит магию с AWP, а GMX и Uzzziii через пару лет Valve навсегда забанит за 322.

А вот Adren. Он игрок очень перспективной команды с мощными именами: вместе с ним играют Маркелов, Кучер, Дося и Ангел. Даурен дает интервью после выхода в плей-офф и рассуждает о сопернике в четвертьфинале. О Complexity. Говорит, что особо не знает, как они играют. На буткемпе катали с ним пару раз и больше обращали внимание на свою игру.

Это Hiko – он выступает за Complexity, одну из двух команд из Северной Америке на турнире (вторая – Ibuypower). У него в тиммейтах – Swag, главная надежда и звезда региона, которая погаснет через два года из-за участия в подставном матче.

Hiko рассказывает, что буткемп в Европе прошел очень плодотворно: тренировались по 13 часов в день, играли со всеми топовыми командами. Hiko сожалеет, что Ibuypower вылетела без побед, при этом игрок не ощущает никакого дополнительного давления от того, что Complexity – единственная оставшаяся команда из региона.

Pimp (через 10 лет он сильно изменился, правда?) расстроен, потому что его N!faculty (с Кэрриганом и Глейвом) только что покинула турнир.

А это Heaton – бывший про-игрок, легенда шведского CS и экс-менеджер NiP. Безумно счастлив, что его команда прошла в финал домашнего турнира. Да еще и переиграла в полуфинале VeryGames – по сути это был матч за звание лучшей команды в мире. Скрытый финал. Хитон и сам говорит, что как будто главный матч турнира уже позади.

Тогда все думали, что именно шведы выиграют турнир. Шведы действительно выиграли, да не те.

Финал самого первого мейджора – триллер. В котором пали боги CS:GO – NiP. К тому моменту они уже не были безоговорочно лучшими в мире, появились конкуренты, но главными фаворитами все равно считали пятерку Фореста. В финале ей противостояла Fnatic с JW и Флюшой.

Решающий матч для NiP начался грандиозно – 12:3 в первой половине Dust2. Что произошло дальше? Правильно, Fnatic закамбэчила. Это был шок, но на второй карте NiP всех успокоили и отдали сопернику всего шесть раундов. Казалось, что такой же разгром случится и на решающей. Но на Train NiP просто не зашли: всего два раунда и беспомощная игра.

Fnatic – чемпионы первого в истории мейджора по CS:GO. Гет Райт смотрит на снявшего штаны Девилволка с таким же удивленным лицом, с каким фанаты NiP следили за тем финалом: совсем не верилось, что легендарные шведы могут так оступиться.

 
В будущем NiP тоже возьмут свое: выйдут в финал еще четырех мейджоров (причем подряд), но выиграют всего раз.
 

* * *

Решение Valve ввести мейджоры – судьбоносное для CS:GO. Так киберспортсмены и их аудитория остались и поверили в игру, а сама игра не повторила судьбу CS:Source, который зашел далеко не всем. В нем хоть и был киберспорт, но главной версией СS всегда был 1.6.

DH Winter 2013 – первый случай в истории CS, когда Valve вмешалась в киберспорт. Да, на самом ивенте не было ничего помпезного, но он получился особенным. Он получился мейджором.

Идея с сувенирами и GOTV сработала – в пике мейджор крупнейший турнир в истории CS смотрели 145 тысяч человек. А CS:GO побила рекорд по онлайну – одновременно играли 93 тысячи человек. К слову, нынешний рекорд – 1,8 млн.

«Все обновления и фишки, которые постоянно добавляют в игру, очень положительно влияют на CS:GO. Не знаю, чего мы добьемся в будущем, но это точно лучшая FPS-игра для киберспорта», – говорил бывший босс Дримхака по киберспорту Greykarn. Просто замените CS:GO на CS 2 в его цитате через пару месяцев, а лучше через год – на мейджоре в Копенгагене.

1 комментарий
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Мейджоры в 3 дня это гениально, конечно. Тогда NAVI приехали, сыграли 2 Bo1-матча за 2 часа и поехали домой
+6
0
+6
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий