Блог Нубкаст
Трибуна

Что такое игровая зависимость и почему видеоигры – хорошо? Интервью с киберспортивным психологом от Нубкаст

От редакции. Вы находитесь в блоге «Нубкаст», авторы которого записывают подкасты с гостями из киберспорта. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые выпуски!

* * * 

Гостем нового выпуска подкаста «Нубкаст», стала Ольга Морозова — научный сотрудник института психологии РАН, создатель проекта Игрология и настоящий киберспортивный психолог.

Она рассказал много интересного про психологию в киберспорте, какими качествами должен обладать успешный киберспортсмен и еще много чего другого. Мы собрали для вас самые важные ответы Ольги.

 

Группа Нубкаста ВКонтакте

Как Ольга стала психологом в киберспорте?

«Когда мы с коллегами пришли в Федерацию Киберспорта, нас сразу взяли, вообще практически не узнавая имеем мы какой-то опыт. Я хочу подчеркнуть вообще никакого опыта практической работы у нас не было. Был запрос и никого из квалифицированных специалистов под рукой не было и нас сразу заснули работать командой, причём засунули на ужасных условиях. Ужасных в том смысле, что это было буквально 2-3 недели до турнира и нам нужно было за несколько дней провести диагностику и какую-то работу. От нас ждали, что мы сразу принесём результат, что совершенно невозможно на самом деле сделать. И конечно на основе этого опыта и дальнейшего повышения квалификации я это прекрасно поняла, но тогда по неопытности мы согласились».

Зачем киберкомандам психолог?

«Если перечислить, в целом, чем занимается психолог киберспорта в коллективе. Чаще всего — это диагностика социальных процессов. Это довольно большая область работы, там нужно понять какой формальное и фактическое распределение ролей. Существует ли теневые лидеры и аутсайдеры, есть ли расхождение целей между членами коллектива. Потому что может на первый взгляд показаться, что все игроки и тренеры в движутся как единое целое, хорошо принимают свои возможности силы сильные и слабые стороны коллектива, на самом деле имеют совершенно разные представления».

Видеоигры – это больше хорошо или больше плохо?

«По моему мнению, а также по мнению превалирующего количества исследователей, видеоигры – это хорошо. Они оказывают позитивное влияние на большинство игроков. Конечно, есть геймеры, которые страдают от видеоигр, у которых развиваются игровая зависимость, но это чрезвычайно маленький процент. По некоторым оценкам, значительно меньше 1% геймеров сталкиваются с проблемой игровой зависимости».

 

Травоман: как учил Зайца, почему хантил Стрея и зачем работал в правительстве Москвы

Представляют ли игры серьезную опасность в сравнении с другими зависимостями?

«Тяжелых случаев значительно меньше одного процента. Легкие случаи, когда мы видим несколько признаков игровой зависимости, но недостаточно, чтобы поставить диагноз, чаще всего потому что человек не страдает от этих признаков.

Главным критерием игровой зависимости является то, что видеоигры доставляют человеку страдания, и что они действительно разрушают его жизнь, таких людей мы редко видим. Если же мы берем легкие случаи, то оценки самые разные в разных странах, в зависимости от критериев, но обычно это до 5 процентов людей, которые проявляют признаки игровой зависимости, чаще 2 процента.

Но даже у таких людей через год, в 50 процентах случаев, и через два года, в 78 процентах случаев, эти признаки проходят без всякого вмешательства. Это очень сильно отдаляет игровую зависимость от любых других зависимостей.

Мы до конца не знаем является ли игровая зависимость вообще болезнью, она может быть лишь симптомом других заболеваний. Потому что, когда мы видим игровую зависимость у человека, она обычно соседствует с депрессией и другими расстройствами. Поэтому мы не знаем является ли игровая зависимость просто симптомом других проблем или же это самостоятельная вещь».

 

Когда-нибудь думали о том, что процесс обучения в школах и университетах может быть построен через видеоигры. Возможно ли это?

«Это очень горячая и обсуждаемая тема. Так как сейчас в этом направлении есть куча работ, а также проводят много конференций по этому направлению и конкурсы игр, которые созданы с целями обучения. Понятно, что это очень специфическая зона, где все иначе, чем в коммерческом гейминге и игры создаются определенным образом, с итоговой целью. Успешность такой игры оценивается не в том, сколько экземпляров было продано, а достигает ли она поставленных целей в обучении. Действительно ли люди, играющие в эту игру, усваивают знания, которые игра пытается донести.

Для этого даже приводятся эксперименты, где берутся традиционные способы подачи знаний и формат видеоигр, и далее результаты усвоения материала сравниваются. Понятное дело, что если видеоигры выигрывают в таких случаях, то это прекрасно, так как понятно, что видеоигры веселее и интереснее, так как люди, например, молодого возраста, с большим удовольствием будут играть в игры, нежели слушать учителя».

Какими навыками нужно обладать для успеха в киберспорте?

«Все понимают, что успех в киберспорте зависит в первую очередь от умственных способностей. На эту тему уже проводились интересные исследования, но с использованием любителей, нежели профессионалов. Например, в последнем китайском исследовании 2019 года брали топ 0.15 процентов игроков в мире по рейтингу и середнячков в Лиге легенд.

Важно отметить, что эти игроки не отличались ничем, кроме рейтинга. Они провели одинаковое количество времени в игре, играли одинаковое количество матчей, только одни были успешны, а другие нет. Оказалось, что успешные игроки превосходят других почти во всех умственных тестах. В подобном британском исследовании 2014 года, было доказано, что успешные игроки превосходят средних в текучем интеллекте. Это как раз тот интеллект, который не зависит от наших знаний и эрудиции, это способность находить закономерности, быстро обучаться, решать задачи».

Создай блог и получи приз! Награждаем лучших авторов

Arteezy показал свою комнату: Мона Лиза на стене и EG в сердечке

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья