Тян не могут в Доту
Блог

«Я стеснялся признаться себе, что хочу быть тренером». Очень душевное интервью Миши Яне Медведевой

О роли тренера и роли человека в команде.

Мейджор – это хорошо, но на последнем турнире за DPC-очки место досталось не всем. OG осталась в одном матче от поездки на Бали, потеряла шансы на прямое приглашение на The International 2023 и теперь ждет квалификаций. Пока кто-то играет и отдыхает на пляже и под дождем, мы поговорили с Михаилом «Misha» Агатовым, чтобы узнать, как его команда пережила неудачу в прошедшем туре. А заодно обсудили:

  • Почему Чуваша перевели на позицию тренера;
  • Кто может занять место на четверке;
  • Почему Миша не смотрит матчи OldG;
  • За что можно любить и не любить Чуваша;
  • Видит ли Миша в себе игрока и почему вообще возвращался в основной состав;
  • Какова его идеальная пятерка;
  • Зачем им нужен Bzm на драфте, если уже есть два тренера;
  • Чем так прекрасен DM и почему он все равно лучше Аммара;
  • Как Миша помогает своим игрокам вести себя «по-людски»;
  • Почему он читает все комментарии;
  • Про кумовство в OG;
  • Кто несет ответственность за визовые проблемы и как это будут исправлять;
  • Видит ли Миша себя вне OG;
  • И на чем играет в Diablo.

– Прямо сейчас будут играть OldG. Ты будешь смотреть?

– Нет. Я редко смотрю, когда они играют.

– А почему? Это же старая гвардия, те самые люди, которые тебя вдохновляли.

– Там только 2 человека из старой гвардии. Да и время идет, это же совсем другая команда, с другими игроками. Ничего особенного, просто команда.

– А какие у вас вообще взаимоотношения с OldG?

– Мы существуем совсем отдельно, никак не помогаем друг другу, только тренируемся иногда. Но это самые обычные тренировки, как и с любой другой командой. Никаких там специальных тренировок между нами нет.

– Давай сначала поговорим о самом главном. Расскажи про переход Чуваша на позицию ассистента тренера. Почему было принято это решение?

– Мы буквально каждый день анализируем свою игру, что у нас получается, как быстро идет прогресс, чего мы достигаем, играем ли мы так, как мы хотим или нет. Мы вместе с командой посмотрели на наши результаты за последние пару месяцев и поняли, что мы можем получить гораздо больше ценности и боевой мощи, если возьмем Себа, перенесем Тайгу на 5 и будем вдвоем им помогать. Это было довольно хорошей формулой, когда мы много выигрывали. Мы сделали то, что будет лучше для команды. Решение принимали все вместе, Чуваш тоже чувствовал это и участвовал в процессе. Эта идея исходила ото всех и появилась в общих разговорах.

– То есть ты сейчас уже официально заявляешь, что это место займет Себ?

– Пока что только на Дримлиге. А дальше мы посмотрим. Он сейчас играет в OldG, их никто не трогает. У него своя команда, а мы посмотрим, что будем делать с этим слотом игрока. 

– Как вы делите с Чувашом задачи, когда работаете в тандеме? Как выстраиваете взаимоотношения?

– Мы уже много времени работаем вместе, у нас довольно налаженная система. Во-первых, вне команды мы больше всего общаемся, и в большинстве своем о Доте. Все идеи зарождаются в обычных разговорах и просмотрах официальных матчей. О Доте вообще гораздо круче разговаривать с кем-то, а не сидеть самому себе накручивать, а потом приходить к команде. 

И «ассистент тренера» – это просто номинальное название, чтобы людям было проще различать. Я не считаю его своим ассистентом, я считаю его таким же тренером, как и себя. 

Чуваш видит Доту отлично от меня, но очень чисто и очень умно. Он понимает логику, он отталкивается от здравого смысла. Он отлично видит, где должны быть герои, что они должны делать, как должен строиться драфт. Но при этом у нас часто расходятся мнения. Например, он логически видит, что драфт можно построить от этого, а я вижу логически, что от другого. И мы с ним спорим. И благодаря тому, что мы друзья, мы не боимся друг друга обидеть и пойти дальше обычного спора. Просто коллеги могут замять тему, но мы с Чувашом можем спорить, пока мы не найдем истину. «Нет, ты не прав», «давай посмотрим реплей», «да я тебе объясню!» И мы идем до конца, пока мы ну не узнаем, кто из нас прав, или не найдем общее решение. В общем, в спорах рождается истина. 

Мы кидаемся друг в друга идеями, и они у нас отличаются, что прекрасно. Если он видел бы Доту, как и я, то было бы скучно, как в библиотеке. Мы бы сидели и ничего бы не происходило. А так у нас всегда живое общение и всегда интересные взгляды на Доту. Это позволяет держать в команде живую динамику, а не когда приходит один тренер и высказывает свое мнение. Наши мнения проверены логикой второго тренера.

Так что мне Чуваш помогает думать о Доте во всех ее аспектах.

Что значит OG – как расшифровывается?

– В чем разница Миши-тренера и Чуваша-тренера?

– Мы разные тренеры просто потому, что мы разные люди. Он более скромный и методичный, я более эмоциональный и открытый. И из-за этого у нас абсолютно разные стили тренерства. 

Когда он тренил, а я играл, он приходил с очень жестко подготовленными идеями, он буквально за нас драфтил и помогал мне. Он был главным, он приводил очень много аргументов. Очевидно, он прислушивался и к нам, но по большей части он приходил и говорил, как он видит план на игру. А вы дальше делайте из этого выводы. Когда мы разбирали реплеи, он тоже подходил к этому довольно методично и сурово. 

Когда я тренировал, я больше старался балансировать команду, оттолкнуться от сильных сторон своих игроков и понять, что у них в голове. Где-то в личном разговоре, либо в командном пытаюсь разобраться и подстроить свое мышление под то, как они видят Доту. Я стараюсь слиться с ними и постараться сделать так, чтобы драфт и стратегия, которые я выбираю, были близки к тому, как они понимают игру.

Я считаю, оба подхода имеют место. Думаю, какой-нибудь Xiao8 точно делает, как Чуваш, а я работаю как более эмоциональный тренер. И то, и другое может привести к успеху.  

– Ты перешел на позицию тренера в середине этого большого сезона. Сейчас глядя на себя в зеркало, ты видишь тренера или игрока?

– Я вижу тренера на 100%. Когда я только пришел в OG, это был мой первый тренерский опыт – и мне это очень понравилось. Когда OG решила строить новый состав через меня, я немножко постеснялся озвучить, что я на самом хотел бы быть тренером. Постеснялся даже самому себе в этом признаться! Я подумал тогда, что раз уж они в меня верят как в игрока, так доверят, то так и быть, буду игроком. Но уже тогда я чувствовал, что могу дать гигантское количество импакта в качестве тренера. Что мне скорее стоит взять какую-нибудь пятерку в состав, и я буду ему и всем остальным помогать. 

Время шло, у меня были взлеты и падения, я работал над своей игрой. Но в этом сезоне я решил, что честно дал себе уже достаточно много времени, чтобы выйти на высокий игровой уровень. А я не вышел. Я не стал игроком настолько высокого уровня, какого я хотел бы видеть в этой команде. Здесь невероятно высокого уровня коры, невероятно высокого уровня четверка, и я хочу, чтобы с ними был невероятно механически скилловый игрок на пятой позиции. А еще я хочу, чтобы у команды был сильный тренер и достойная помощь. 

Очевидно, что с эгоистичной точки зрения, мне куда лучше быть игроком – это престижнее. Ты играешь на сцене, на тебя все смотрят, у тебя больше поклонников. Но что нужно для побед? Я понимал, что мы прибавим в мощи, если я буду тренером. Да и сам я буду выступать в более естественной роли. 

– В чем для тебя заключается главная разница карьеры игрока и тренера? Ты говорил, что не мог реализовать полностью какие-то идеи, играя в команде.

– Есть много вещей, которые меня как бы сковывали, когда я был игроком. 

Для идеального человека, которым я пытался стать, нет никакой разницы, тренер он или игрок. Будучи игроком, он может преподносить стратегии команде, коллит в игре, сможет подготовить драфты. Он может и думать над тем, как играть в Доту, и предлагать идеи всем игрокам на всех позициях. И еще при этом он будет офигенно играть. Это такая идеальная картина. 

Но когда ты сталкиваешься с реальным миром, то твое внимание разделяется. Будучи игроком, тебе нужно много тренироваться в пабликах. Ты много играешь, а значит – меньше думаешь о том, что как улучшить игру тиммейтов. А еще ты ошибаешься в игре. Представь, мы играем, и я умер 3 раза на линии. Мы проигрываем отчасти из-за того, что я плохо сыграл. И в этот момент я должен найти ментальные силы, чтобы, плохо отыграв сам, не только сделать выводы для себя, но и взять и сказать своему тиммейту, что он мог сыграть лучше. Я не представляю, каким моральным терминатором нужно быть, чтобы после собственных ошибок указывать супер-сильным игрокам своей команды, что они могли бы и лучше постараться. Вот я ему скажу, а он подумает: «А ты свою игру видел?» Вот такая простая человеческая штука. 

Тренер никогда не ошибается в игре. Тренер может ошибаться в идее. Тренер может ошибаться в драфте. Я иногда беру ответственность за пики и говорю: «Ребята, я проиграл вам драфт, не беспокойтесь, не вините себя». Но обычно у нас хорошие драфты! И почти всегда я могу сказать ребятам, что кто-то из них мог сыграть лучше, подбодрить и сказать, как поступить в следующий раз. 

Как тренер я вижу игру чище, кристальней. У меня нет никаких блоков. Я свободен, и могу влиять на все части игры: на тренировки, после официалки, перед официалкой, между играми. На мне ничего не висит, нет пабликов, которые я должен выжимать. Нет идеальной игры, которую я должен бесконечно показывать, чтобы говорить людям, что делать. Все гораздо проще. 

Мне не трудно взять ответственность на себя. Если мы проиграем из-за неправильно выбранного героя, я буду виноват, но если выиграем, то все лавры мне. Все честно! Если что-то пошло не так, я готов понести ответственность и исправиться. Когда ты ошибаешься, ты можешь расстраиваться, но ты не должен сдаваться или уходить в себя. Нужно делать выводы, быть строгим к себе, но в меру, и у меня с этим проблем нет. Возможно, игроки расстроятся поражению, но они все также мне верят. 

Я также учу других, чтобы они умели брать ответственность на себя. Например, последние два сезона Bzm помогает мне с драфтами. Он не просто нажимает на героев, которых я называю, а именно он приходит до матча и готовит драфт со мной один на один. Мы тренируемся, он помогает мне принимать важные решения. В основном, все равно я выбираю основную структуру драфтов, но он тоже играет гигантскую роль. И я его вдохновляю, чтобы он не боялся брать эту ответственность. Да, иногда не получается, и он сильно расстраивается этому, но я его учу. 

Я верю в игроков вокруг меня. Я знаю, даже если мы провалили турнир, мы сможем вернуться сильнее, вложив нужное количество сил, больше, чем все остальные. Я большой фанат тяжелой работы. Я не особо верю в какой-либо талант, несмотря на то, что у меня невероятные игроки в команде. Но я считаю, что они стали таковыми благодаря большой работе, которую они проводили над собой до того, как попали в OG. И я готов долго, трудно, тяжело и кропотливо работать. И какой бы провал не случился, мы продолжаем работать. И я верю, что настоящих провалов не будет, пока ты продолжаешь работать.

Bzm нужно бежать из OG? – У вас есть 2 тренера, 2 человека, которые думают о драфте. Зачем вам нужен еще один человек, который будет участвовать в этом процессе? Когда много поваров на кухне, не всегда получается вкусное блюдо.

– Но с другой стороны, если повара умные и умеют контролировать то, что они говорят и в каком количестве, тогда и 5 поваров на кухне будут полезны! Если каждый из них знает, когда помолчать и усилить то, что говорит другой. 

Для нас полезно сделать из Bzm не обычного, а мыслящего игрока, который может критически судить о драфте и принимать важное решение. Потому что когда наступит критический момент на TI, опасная карта на вылет, важно будет не только принять это решение, но и следовать ему, не сожалеть ни о чем, сконцентрироваться на нем. 

Очень многое в нашей команде строится на empower – усилении друг друга. Например, я могу предложить стратегию, и люди вместо того, чтобы высказывать неуверенность или предлагать что-то другое, будут пытаться улучшить то, что дано. Допустим, я решу: «Играем Ликаном». Другой скажет: «Окей, под Ликана хорош вот этот этот герой», «А я могу предложить из своего арсенала такого героя». Еще кто-то скажет: «Я знаю, что надо забанить вот это». У нас очень много умных игроков, и они знают, когда надо замолчать, а когда поддержать, если кто-то привносит идею. Мы ее усиливаем вместо того, чтобы приносить еще 5 идей. 

Вот поэтому мы очень дисциплинированы. Мы тратим много времени на то, чтобы не было хаоса. Хоть у нас и много голосов, мы умеем замолчать. И я тоже умею молчать.

– Я немножко отвлекусь от Доты и вернусь к Чувашу. Ты рассказал о том, как он умел в Доте. А за что его любят вне Доты?

Мы с ним играем в Диабло, мы с ним играем в баскетбол. Ну не знаю, за что любят друзей? За то, что с ним можно всегда поговорить, за то, что вот хороший друг, хороший человек. Просто хороший человек, с которым я много лет общаюсь. Отличное чувство юмора. и он тоже знает, как признать, что он не прав. Нам легко работать, мы оба можем быть упертыми в чем-то, но в один день я скажу, что блин, я тупица и я не прав, а в другой день это сделает он. И ты понимаешь, что вы не пытаетесь друг друга переспорить. Вы действительно пытаетесь докопаться до истины и оба понимаете, что можете быть неправы. Так что он просто умный и хороший чувак.

– А есть, за что не любить? 

– У всех людей есть плюсы и минусы. Я думаю, его минус в какой-то замкнутости. Он мог бы куда больше помогать раскрепощать людей и сам быть более раскрепощенным. 

Возможно, другие люди в команде проще понимали бы, что у него на уме. Бывает, что мы с ним говорим один на один, а потом я, а не он, привношу его идею в команду. Хотя он сам, возможно, мог бы написать людям в личку или начать говорить.

OG провела лучшую замену. По сути не поменяв ничего

– Хакода говорил, что DM привнес новую структуру в команду. Действительно ли это так?  

– Во-первых, он привнес другую динамику. Он пришел в команду, в которой и так уже есть структура, где понятно, как настроить игру. У него не было цели помогать в этом. Но каждый раз, когда приходит новый человек, он привносит новую динамику, что-то и на драфтах, и в игре, и в коммуникации – на все влияет пассивно, просто существуя. И он привнес очень много позитива и поддержки других игроков. 

На удивление, DM и Тайга – самые жертвенные игроки в команде. Вот Аммар был очень сконцентрирован на себе. Ему было важно играть вокруг его героев, драфтить вокруг его героев. Пришел DM – и это противоположный майндсет. «Я могу сыграть на всем, на чем скажете». Иногда бывает, что он даже говорит: «Миш, я могу сыграть на 2 героях, а ты выбери одного из двух». Я почти ни разу ни от одного игрока не слышал такого. Он готов сделать что угодно, чтобы команда работала и чтобы все были рады. Не только коры, но и саппорты. И при этом он еще постоянно всех поддерживает. Он из разряда очень, очень, очень(!) хороших тиммейтов. Во многом потому, что он уже опытный, много играл, и наверняка уже прочувствовал, что быть хорошим тиммейтом – это полезно. Человек с правильным майндсетом, которому не нужно ничего объяснять.

Когда я смотрел на него со стороны, я видел что его игра имеет очень много смысла. Давай объясню, что я имею в виду. У игроков в Доте есть разные стили. Есть игроки, по которым прям видно, что он играет душой, дерется на инстинктах. Например, Сайберлайт. У DM было видно, что у него как-то айтембилдинг с первого предмета до последнего имеет смысл, как будто бы он его продумывал еще до игры, и они сложились в прикольную картину. Видно, что он старается играть в каких-то зонах или с какими-то героями, а не просто бегать на инстинктах и делать что-то рандомное. Чувствуется, что мысль вложена во все, что он делает. Он всегда старается играть в мету, на сильных героях, при этом не забывая о своих сигнатурах. Есть игроки, которые играют только на своих сигнатурах, и им плевать на мету (я говорю не только про Аммара, таких много). 

И когда я видел все это со стороны, мне казалось, что в действиях DM очень много логики. И это одна из причин, почему мы ему написали. Потому круто видеть такое в игроке. Я точно знаю, что он сидит и думает об игре, а не только давит паблики. Это значит, что когда нужно будет логически решить что-то на драфте или принять жесткое решение, он будет делать это не впервые.

Сейчас я с ним общаюсь и вижу, что он действительно думает над своей игрой, думает заранее. Он понимает, что даже на сигнатурном герое можно потерять форму, и он постоянно все это наигрывает. Он точно не играет чувствами, он играет логикой. Я уважаю таких игроков.

Это не значит, что игроки, которые играют логикой, лучше. Есть Ана –  прекраснейший игрок, победитель TI, и многие керри считают его самым крутым в мире. Но он точно играет только на инстинктах. Он чувствует героев и принимает моментальные молниеносные решения. Может быть, он даже не может объяснить, почему он просит какого-то героя, он просто чувствует, что он здесь хорош.. А вот DM – это противоположная история. И то, и другое может работать.

– А остальные игроки твоей команды, в какую категорию ты бы их отнес?

– У нас нет таких инстинктивных игроков, как Ana или Сайберлайт. Bzm и Артем очень похожи. Например, сейчас такая мета, что последние годы на профессиональной сцене популярная тема – играть на сигнатурах. Например, есть команды типа Entity, где у игроков есть пул в пять героев, и они никогда не пикнут ничего вне этого пула, как бы хорошо ни заходил другой персонаж в этой ситуации. И таких команд много. Поэтому важно наиграть очень много игр на герое, очень важно держать на нем практику, чтобы хорошо драться, знать, как лейниться.

И Bzm как раз из тех, кто играет на сигнатурах. У него гигантское количество игр, ему нужно знать героев вдоль и поперек. Это не значит, что он не пробует новых, но ему нужно сыграть хотя бы пару пабликов, потом сыграть скрим, в котором он получит уверенность, и тогда он уже будет готов принести персонажа на официальную игру. 

Артем больше следует логике. Он понимает, как играть Доту. Очень часто на турнирах он был керри с самым широким пулом. Потому что он верит, что если ты понимаешь основные философии Доты – как фармить, как драться – можно логически подумать и сыграть, даже если это твой первый опыт на этом герое. Возможно, ты будешь чуть меньше говорить с командой, чуть больше концентрироваться на этом герое. Но Артем все равно готов на это пойти. 

На TI был пример подобной ситуации. У нас были проблемы с Брудой. Она вошла в мету и побеждала нас в каждом матче, а сами мы на ней не играли. И Артем попросил себе керри-Бруду, сыграв до этого на ней только один паблик. По-моему, даже просто побегал на Бруде в лобби. Он минут 10 подумал над героем – и мы взяли его в официальной игре и выиграли. Человек делает это на TI и не боится. Ему плевать. И это довольно уникально, таких игроков сейчас очень мало.

Кстати, Тайга, наверное, больше игрок, который может играть без плана, полностью по наитию и даже не сможет объяснить, как он это сделал. Он, можно сказать, уже старая гвардия, поэтому у него такой подход. Кроме него все игроки логические, а Тайга много импровизирует и творит.

Mind_Control должен был остаться в OG. Нашел идеальных тиммейтов (и даже «младшего брата») и тащит как в 2017

– В одном из интервью DM говорил, что в OG «тренер следит за тем, чтобы игроки вели себя по отношению к друг другу по-людски». В чем это заключается?

 Я был в большом количестве команд, и команда – это вообще не про Доту. Это про отношения между людьми. Люди не до конца понимают, как общаться со своими ближними. Даже не знаю, с чего начать. Банально уважение и понимание, что у кого-то может быть более тихий характер, а у кого-то более бурный. Кого-то нужно спросить о его мнении, а кто-то хочет говорить всегда сам, и чтобы его слушали. Кто-то замыкается в себе, когда ему плохо, а кто-то флеймит всех вокруг. Есть разные типы личностей, и очень важно относиться с уважением ко всем, чтобы прийти в итоге к общей цели. У нас цель – выигрывают в Доту и иметь хорошие отношения в команде. Потому что с плохими взаимоотношениями внутри коллектива ты не будешь побеждать. Команды на ненависти и на чисто профессиональных отношениях не работают. 

Если хочешь выигрывать, люди должны уважать друг друга. Иногда засунуть свое эго поглубже и промолчать. Иногда сказать что-то, что покажет тебя слабым, но другому человеку это понравится. Попытаться сделать жизнь людей вокруг тебя комфортнее. Чтобы не было такого, что человек говорит что попало и выкидывает это просто в конфу в дискорде. Я хочу, чтобы он сначала думал о том, как его слова воспримет каждый человек в команде, а потом уже говорил. Я не хочу, чтобы они обижали друг друга, а если обидели, я хочу, чтобы извинились и поняли, что так делать не надо. Я стараюсь не позволять этим вещам ускользать.

До OG я тоже понимал, что эти процессы нужно контролировать и над этим нужно работать. Но именно здесь у меня есть два человека, Нотейл и Себ, которые с позиции наставников не позволяют мне упускать эти моменты в команде. Это непросто – контролировать, как люди относятся друг к другу. Нужны тяжелые разговоры. И у меня не всегда находились силы, и из-за этого иногда я позволял ситуациям ускользать. 

Нотейл и Себ не позволили мне отпускать ситуацию. Они говорили: «Миша, ты бездействуешь – и это единственное, что неприемлемо». Пару раз за последние 2 года они мне напоминали об этом. Где-то месяцев 5-6 назад я окончательно понял, что готов пойти на любого уровня некомфортный разговор. 

Как заставить людей нормально относиться друг другу? Тебе нужно пройти через огромное количество некомфортных разговоров один на один, один с командой. Ты должен позвонить человеку и сказать: «Чувак, ты плохо себя повел. Ты сделал человеку больно и неприятно». Очень многим неприятно таким заниматься, потому что люди могут начать плохо относиться к тебе. Что если я его в чем-то обвиняю и осуждаю, а он не считает, что сделал что-то не так? Тогда он подумает, что я козел. Да и многие этого боятся, что такие разговоры перерастут в конфликт. А я этого больше не боюсь. Я готов встать перед любым человеком и сказать ему что думаю – и будь что будет. И вот этого мне не хватало полтора года подряд. Я немножко боялся, но теперь у меня понимание сложилось окончательно. Понимание, что человечность превыше всего. И с тех пор у нас в команде полегче пошло. Мы тоже не идеальны, конечно. Хоть все люди хорошие, но иногда Дота вытаскивает из тебя адовые эмоции.

– Какая-то конкретная ситуация так щелкнула и изменила тебя?

– Конечно. Я, очевидно, не буду говорить о ней конкретно. Я просто скажу, что в любом коллективе происходит много ситуаций, где нужно постоять за самого себя либо за тиммейта и решить проблему. Иногда я позволял этому проскальзывать. И в один из таких моментов мне было тяжело высказаться против конкретных людей. Я посоветовался с Нотейлом и Себом, и они мне дали еще один толчок уверенности. Сказали: «Какая разница, что будет, если это правильно? Даже если все тебя все возненавидят, это того стоит». И я понял, что можно не бояться. Они явно что-то в этом понимают.

Я не думаю, что с того момента кого-то против себя настроил или обидел. Наоборот, все абсолютно нормально относятся к критике, и мы гораздо лучше друг друга понимаем.

– Как ты сам относишься к критике? Легко ли ее воспринимаешь?

Недавно вот столкнулся с критикой. В первый день на Дримлиге мы сыграли 1-3, если я не ошибаюсь, проиграли много карт, а на второй день камбэкнули. И между первым и вторым днем на меня обрушилась большая критика. В мою сторону критика обычно простая: либо плохо настроил игру, либо плохой драфт. В этот раз был плохой драфт. И я реально сделал свою работу ужасно. Я слишком концентрировался на том, как выиграть размен имбами, и радовался, что я всех передумал и собрал крутой пик! А оказывается, я забыл о такой важной вещи как синергия между героями. О том, чтобы было чем играть. Я напикал какой-то помойки, который можно просто фармить 30 минут и проиграть. 

Неприятное чувство – взял проиграл прекрасной команде официалку, они вообще не заслужили. И я даже этого не понимал, в чем дело и в чем причина. И мне в один момент Себ сказал: «Я считаю, что нам совсем нечем играть. Герои абсолютно не сбалансированы». И у меня открылись глаза! Как я этого не видел? Тогда я перед всеми признался, что это была моя ошибка. Сказал, что я поработаю, мужики, не парьтесь, завтра приду с новыми идеями! Я взял ответственность на себя. Да, я заруинил день и, возможно, из-за этого мы вылетели с Дримлиги. Но я знаю, что команда в меня также верит и уважает. 

Мне так легко принять критику от Себа, потому что я знаю, что он говорит чисто об игре, в этом нет ничего личного. А еще он не пытается как-то обогнуть или сказать это аккуратно, потому что мы давно друг друга знаем. Он говорит прямо в лицо, что я сделал говно. И у меня ноль ощущений, что человек меня атакует. Я знаю, что он это говорит, чтобы мы выигрывали. Зачем тут обижаться, надо просто подсобраться и поработать.

DM идеально подходит OG. У него полно плюсов!

– А как насчет критики извне? Комментаторы, аналитики и вообще в интернете?

– Я читаю все! Некоторые игроки не заходят в комментарии, а я все читаю. Я обожал еще читать, когда сам играл. Как меня Mishit называли, как на русскоязычных сайтах тоже флеймят и хейтят – я прям обожаю! Я ржу с друзьями над этим. Постоянно зачитываю им все комментарии про себя вслух и сам читаю.

Я знаю, что я ошибся в игре. Я проснусь, я буду работать – ничего больше я не могу в своей жизни с этим сделать. Поэтому и критика не сильно по мне наносит урон. Потому что я проснусь и буду работать над собой, будь я игроком или тренером, – и ничего больше ни команде, ни фанатам я предоставить не могу. Поэтому я с кайфом читаю.

Мой любимый флейм – это когда говорят, что мы с Чувашом взяли OG в заложники, за что нас там держат и все такое. Или что мы присели Нотейлу на уши. А в реальности мы вносим в импакт. Здесь нет никакого кумовства, нет такого, что я держу Чуваша, потому что он мой друг. Кого бы я ни брал в команду, я миллиард раз всем говорил, что это только из-за его скилла и навыков. Когда Чуваш сюда попал, все игроки, а также Себ и Нотейл как директоры видели, что и как он говорит, и они знают, что Чуваш привносит огромные знания с точки зрения Доты и того, как помочь команде. И так же про меня. Меня бы не было здесь, если бы я просто присел на уши или давал бесконечно плохой результат, если бы я плохо относился к команде и команда плохо обо мне отзывалась.

У меня нет никаких рычагов управления. Кто дает импакт, кто работает – они остаются, даже если эту работу не видно со стороны. Это очевидно, и поэтому мне не обидно читать всю эту критику. Я понимаю, что когда мы проигрываем, то глядя со стороны легко обвинить кого угодно. Когда мы выигрываем, легко нас хайпить и так далее. Это часть спорта, я знаю, что самых больших звезд в баскетболе, если они проводят один плохой матч, тоже называют самыми отвратительными игроками на планете.

Моя мысль состоит в том, что если мы перестанем вносить импакт, то нас здесь не будет. А пока работа идет, она просто не всем видна.

– Когда речь идет о перестановках в составе, последнее слово за тобой?

Очевидно, что у нас равноправие. Допустим, мы выбираем четверку. Было бы неорганично, если мы при этом не посоветуемся с DM, который стоит с ним на линии. Или с Bzm, которому он потом будет гангать. И если они этого игрока не будут чувствовать, ничего не будет работать. Так же и пятерка. Я не могу взять пятерку и сказать: «Вот, Артем, ты будешь играть с ним». Это мой друг, я его знаю, он теперь играет в OG. Нет, я не пытаюсь ничего такого в соло провернуть. Я знаю, что это должно исходить от них. 

Я вместе со своей командой смотрю реплеи кандидатов, в которых мы верим, и мы вместе делаем выводы. Я в основном молчу, чтобы не повлиять на то, что они скажут. Затем мы вместе назначаем тесты определенному количеству людей. И уже по результатам тестов их Дота- и коммуникационные навыки по-честному решают. Мы стараемся дать шанс любому хорошему игроку в мире, который его заслуживает.

– Если ты достоин, ты попадешь в OG.

Да, если человек достоин, он обязательно получит шанс. Именно так и я получил свой шанс в OG. Я не был знаком ни с кем из организации, и у меня абсолютно не было опыта. Они просто дали мне шанс потренировать, когда я об этом попросил – и им понравился мой импакт. То есть чисто Дота разрешила. Дота и то, какой ты человек.

Я сам считаю, что это отвратительная практика – просто пропихивать друзей. Людей, которые не заслуживают место в команде. Потому что это не моя команда, это организация, это большой тег. Здесь есть много разных дисциплин, это бизнес, и бизнес очень высокого уровня. Люди по всему миру развиваются всю жизнь, чтобы показать крутую Доту или быть крутым тренером, и они все заслуживают шанс оказаться в большой организации. Поэтому я очень внимательно к этому отношусь. Я прислушиваюсь ко всем и даю всем шанс.

– А «старшее поколение» как-то влияет на вашу работу?

– Их философия осталась такой же, какой она была во времена их игровой карьеры. Команды строится на уважении и на доверии – это самое важное. Они доверяют нашим игрокам, невероятно сильно нас уважают. Они понимают, что если мы кого-то выбираем, это значит, что на это есть причина. И нет, они никого не блокируют, они никого не предлагают, они просто сидят и соглашаются на все. Спрос в итоге будет с нас. Вылетим с TI – вот и будет наш результат, который все рассудит.

Они могут только посоветовать, если ты спросишь совета. Я могу спросить Йохана: «Что ты думаешь про вот этого игрока?» И они могут высказать свое мнение, но ни в коем случае не будут принимать решение за нас. Они доверяют нам на миллион процентов.

Снова визовые проблемы, так еще и забастовки в аэропорту. Кто уже пропускает мейджор в Берлине?

– С руководством понятно. А как выстроена работа с менеджментом? Не могу не спросить из-за того, что вы постоянно сталкиваетесь с визовыми проблемами.

– У нас есть менеджер, у нас есть спортивные директоры, есть еще человек, который может помочь с бюрократией. Мы также можем нанять визового агента. Необязательно все в организации должны знать, как делать визы. Тут людей нанимают на работу за другое. Поэтому для этих целей можно найти временного работника, чтобы он исполнял эти обязанности. 

Давай обсудим честно, почему мы не получили визу, а другие получили. Очевидно, неприятная ситуация. Я думаю, в половине этих случаев был какой-то способ получить визу, если бы предприняли другие шаги и приняли другие решения. Но мы сделали немножко по-неопытному. Мы доверились менеджеру, а менеджер постарался сделать все по закону и правильно. Что значит по закону и правильно? Он сверяет официальную информацию, заходит на официальные источники, посольства, все делает по уму и нигде не ошибается. Говорят податься здесь, принести такие документы – он это делает. Потом мы не получаем визу.  И оказывается, что остальные команды, у кого были россияне в составе, использовали теневые методы. Кто-то скрывал игроков, как будто бы они не игроки, а специалисты из другой сферы. Кто-то повез игроков в другую страну, чтобы иметь больше шансов на получение. Кто-то кому-то заплатил (такого я не знаю, просто предполагаю). В общем, люди пытаются делать все, до чего могут дотянуться руки, и им плевать, честный это метод или нет. 

А наш менеджер до этого не работал с такими сложными визовыми ситуациями. У него просто не было опыта, как провозить русских ребят на турниры. И они допустили ошибки. Очевидно, теперь мы научились, я тоже много чему научился. Теперь мы прибегаем к помощи профессионалов, а не сами решаем эти проблемы. Мы нанимаем визового агента, и ответственность лежит на нем. Так что теперь, дай бог, все будет нормально.

– Не пройти на мейджор – для тебя это неудачный тур или часть процесса, о котором мы говорили раньше?

Понятное дело, это провал. Хочется попадать на каждый мейджор, хочется выигрывать каждый мейджор. Да даже мейджоры, на которые мы попали, но не выиграли, я считаю провалом. Считаю Стокгольм успехом! 

Недавно такой же вопрос задавали баскетболисту Яннису Адетокунбо. Он вылетел из чемпионшипа рано, при этом он выиграл 2 года назад. И его спросили: «Считаешь ли ты это провалом?» И он говорит: «Нет, я не считаю это провалом. Мы весь год работали, мы усердно работаем каждый день. Команды, которые выигрывают, меняются. Ты не можешь выигрывать 10 лет подряд каждый турнир. Я не считаю провалом работу, которую мы проделали». 

Тут, в принципе, я где-то также по середине. Для себя я ставлю галочку, что это провал, потому что я хотел бы другого. Но когда мы обсуждаем с командой, я никогда не заявляю, что это провал, и никогда не позволяю людям считать, что они плохие или плохо поработали. Для нас это пища для размышлений. Это индикатор того, над чем нам нужно работать больше и как именно это делать. 

То есть это провал, но ничего с этим не сделать. Надо работать.

– Ты боишься квалификаций? Столько команд на один слот.

Если честно, когда я был в других командах, квалификации были мне страшны. Но почему-то, когда я думаю об этой квалификации, я вообще не переживаю. У меня внутри большое спокойствие, ощущение, что все получится. Потому что я чувствую, что мы очень хорошо в последнее время начали нащупывать игру и очень четко перестроили команду. Та работа, которую мы сейчас вкладываем, отразится на квалификации. 

Я не вхожу в рандомную квалификацию, где я не понимаю, что будет происходить. Я знаю, что мы вкладываем лютое количество работы, и я знаю, что мы этого заслуживаем. Так что я очень спокоен. Конечно, мы можем не пройти, и это будет очень неприятно. И у этого будут большие последствия, что очевидно. Но я также считаю, что у нас есть гигантский шанс пройти на TI. 

Сейчас у нас будет 17 дней выходных – первый серьезный отпуск почти за год. А после него начнется работа.

Рейтинг DPC сезона-2023

– Чем будешь заниматься в свои заслуженные выходные?

Я записался в бассейн, буду плавать, укреплять свое тело. Потому что последнее время оно немножко болит от этого отвратительного образа жизни киберспортсмена, где ты сидишь за столом по 10 часов. Я буду играть в компьютерные игры, но не в Доту. Я играю в Diablo, в баскетбол на компе. Я вообще играю на протяжении всего сезона, но сейчас я буду делать это особенно много. Буду играть в игры для души.

А еще буду в реальной жизни играть в баскетбол – мы здесь собираемся на площадке с местными. Буду ходить в город, проводить время, есть вкусную еду. Восстанавливать силы, потому что потом нужно будет проживать миллиард стрессовых ситуаций каждый день, и для этого нужно крепко отдохнуть сейчас.

– Рассказывай, на ком играешь в Diablo?

– Я играю на хардкоре. Уже умер на друиде и на маге, сейчас играю на варваре. 20 уровень. Я играю только на хардкоре, а все мои друзья и Чуваш перешли на софт, потому что они мягкие и боятся челленджа. А я продолжаю умирать.

– До какого уровня докачался?

– Пока что 21-го. Это немного, я знаю, что до 21-го можно докачаться часа за два. Но я был занят! Если бы у меня был большой уровень, я бы не был профессиональным киберспортсменом.

– А первых на каком уровне потерял?

– Первую я потерял на довольно солидном уровне. 31 или 29 уровень. А сборка была 10-го где-то, слабенько. Я не думаю, что кто-то восхитится таким, но я продолжу играть на хардкоре – вот чем надо восхищаться!

– Ты фанат франшизы или просто присоединился, потому что все играют?

– У меня есть детское воспоминание, связанное с Diablo. Когда мне было лет 14 или 15, была эпоха Скайпа и я играл в Доту с разными чуваками, подпивасами тридцатилетними. Один из них был из Ростова, и у него был друг, которого звали Агавой, адово накачанный тридцатилетний мужик. И мы с ним играли во вторую Diablo. Это человек, который живет только Диаблой всю жизнь. Он живет с мамой – и научил играть и ее. Помню, сижу с ним, играю, а его мама проходит и комментирует его билд или как он играет. Я думаю: «Офигеть! вот это легенда Диабло!» 

Я с ним играл где-то дней 5 подряд по 10 часов, не отходя от компьютера. Он мне показал настоящий путь геймера!

– Чувствуешь ли ты давление от «наследия OG»? Тебя это когда-нибудь волновало?

– Я чувствовал его больше, когда был игроком, процентов на 30-40. Не так, что я прям о нем думал, но когда что-то не получалось, я ощущал давление и понимал, что все, что сделала организация, катится в тартарары, и я немножко в этом виноват. Это неприятное чувство. Потому что я знаю, что эта организация должна и заслуживает побеждать, в ней должны быть топовые игроки. 

Но на позиции тренера я не чувствую ничего такого. Потому что мое нутро говорит мне, что я все делаю правильно. Я знаю, что Йохан и Себ не требуют многого, они не ждут бесконечных победах на 30-ти TI подряд. Они просто хотят, чтобы команда делала все правильно. Они хотят, чтобы люди достойно друг к другу относились, чтобы ценилась хорошая игра, и чтобы все было по-честному. И если это все есть – они счастливы. Ничего больше не надо. И я уверен, что с этим мы справляемся. Поэтому и давления никакого нет.

– То есть для вас важен именно процесс, а не конкретно конечный результат?

Да. Йохан и Себ никогда не говорят, что мы должны выиграть турнир или нас кикнут, что мы должны побеждать или у нас отберут зарплату. И не ставят дедлайн, к которому нужно показать результат, как делают в некоторых организациях. Они беспокоятся о том, чтобы в команде была правильная динамика. Чтобы тренировочный процесс был выстроен правильно. Они верят в процесс и никогда не торопят, никогда не говорят ничего такого, что тебя заставит нервничать. Мне кажется, это имеет смысл.

– Но ведь в такой обстановке легко подрасслабиться и просто плыть по течению.

– С точки зрения психологии это правда. Но «подрасслабиться» идет наперекор хорошо выстроенному тренировочному процессу. Если ты расслабился, ты перестаешь следить за тем, чтобы люди хорошо общались, чтобы все время собирались там перед квшками, а не просто приходили от балды на тренировку, отыгрывали и расходились. Если вы собираетесь вместе до игр и после, обсуждаете, решайте проблемы, привносите идеи, то все идет правильно. Так что я слежу, чтобы мы не расслаблялись, я и сам противник такого.

– Видишь ли ты себя вне OG? Team Secret.Misha, Team Spirit.Misha. Любая другая команда.

– Во-первых, я ни в коем случае не смотрю на другие команды. Думаю, из интервью понятно, что мне нравится в OG. 

Даже если все пойдет к черту, я буду до конца пытаться перенастроить команду, подбодрить. Если все захотят уйти, я буду пытаться собрать новый состав, чтобы он работал. Как бы все плохо не было, я буду пытаться найти способ, чтобы все было хорошо. 

Если меня уберут (я здесь ни на ком-то кровавом контракте), то я… Я думаю, что я бы мог бы тренировать другие команды. У меня нет таких мыслей, что я закончу карьеру, если меня кикнут из OG.

Но в то же время в жизни есть вещи, которые приносят более долгосрочную карьеру. Может быть, какое-то стримерство, бизнес. Вещи в жизни, которые распространяются дальше Доты, в которых можно преуспеть и которые могут обеспечить тебе жизнь в гармонии, заработок и карьеру, которая будет интересна. Я в последнее время тоже посматриваю в эту сторону. Раньше я думал только о Доте, но как стал тренером, понял, что можно подумать над тем, что вообще есть в мире. Я не знаю, когда я закончу тренировать, через 10 лет или через один год. Но в любом случае надо дальше развиваться. 

На самом деле, я всю жизнь хотел быть режиссером фильмов! Но я не уверен, как вступить на этот путь и насколько это реально. Но я в себя верю.

– Можно режиссировать документалки для OG. Вывел команду на турнир – сделал документалку!

– А я уже пытаюсь! Запись со стокгольмского мейджора существует, потому что я посмотрел документалку Канье Уэста. И я такой подумал: «Офигенная документалка!» И сказал Йохану тащить в Стокгольм камеру. Мол, пускай снимают, мало ли что. И мы сразу же выиграли! 

***

«Тусуюсь с зумерами, поэтому и тиктоки знаю, и флексить умею». Интервью G с Яной Медведевой

«Босс 322 – меня в слезы от смеха бросает!» Антон Монетин поговорил с Яной Медведевой

Большая история Quest. Из списанной молодежи – в фавориты мейджора

 

4 комментария
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
очень многа букоф, не осилить моему скромному разуму!)
+2
0
+2
> Миахил
не важно
+1
0
+1
Отличное интервью! Рад за Мишу прям максимально, (за Чуваша тоже).

Если Миша будет читать и здесь комменты, то хочу пожелать попасть на инт + круто там выступить. Слежу за ним со времен Эспады
+1
-1
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий