Как «Крестный отец» и «Челюсти» дали старт современным летним блокбастерам
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Перед «Звездными войнами» были именно они.
За окном – лето, то есть традиционный сезон блокбастеров, которые выходят в прокат в это время года с расчетом на хит. «Дэдпул и Росомаха», «Каскадеры», «Фуриоса», новые части «Чужого», «Планеты обезьян», «Тихого места», «Головоломки», «Плохих парней», «Гадкого я», перезапуски «Ворона», «Смерча», «Гарфилда» - настолько богатая у нас афиша с мая по август. Но задумывались ли вы, почему именно лето выбрано студиями для выпуска больших кинотеатральных проектов? Почему так называемые спящие хиты и незрительские картины стараются обходить стороной данные четыре месяца? В какой момент родился современный кинопрокат – причем тут «Крестный отец» и, конечно, «Челюсти»?
Слово «блокбастер» произошло от словосочетания «blockbuster bomb», которое означало бомбы, используемые Великобританией в период Второй мировой войны. Та не могла пройти для киноиндустрии незамеченной. Мир уже не был прежним: попытка пережить страшную трагедию, Холодная война и вечная паранойя вокруг нее, развитие технологий и появление телевидения, кодекс Хейса, гонения американских коммунистов, создающих фильмы, упрощенное кинопроизводство – всё это привело к тому, что Голливуд оказался в серьезном кризисе и регулярно испытывал различные сложности.
В чем была проблема американской киноиндустрии тех дней?
Во-первых, кинопрокат не был развит как сейчас. Для того, чтобы фильм окупился, нужно было тратить годы, показы растягивались как минимум на несколько месяцев и не было возможности монетизировать фильмы после – носители еще не существовали, просмотры большого кино на телевидении попросту не практиковались. Хоть смотреть фильмы дома гипотетически можно было с конца 20-30-х годов, подобные технологии, особенно если было желание смотреть кино с хорошей картинкой и звуком, были чересчур дорогими. Такой процесс получил название «Home Entertainment» и больше напоминал домашний кинотеатр, потому что специальное оборудование для просмотра занимало всю комнату. Как таковые видеомагнитофоны, благодаря которым кино можно было смотреть с кассет, появились лишь в конце 1970-х годов.
Во-вторых, стремительно устаревало продюсерское кино в том виде, в каком оно было до Второй мировой, когда фильмы снимались, как правило, продюсерами и голливудскими управленцами, а не режиссерами. Развитие авторского кино во Франции, СССР, Италии, Японии и некоторых других странах Европы и Азии заставило студии дать творческую свободу талантливым американским кинематографистам. Фильмы Стэнли Кубрика, Альфреда Хичкока, «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, «Вестсайдскую историю» и «Любовную историю» Роберта Уайза тогда было принято называть блокбастерами, но в современном виде они ими не являются.
В чем разница между блокбастерами старого времени и нынешними блокбастерами? Что ж, для ответа на этот вопрос нужно углубиться в середину прошлого века. Как уже было сказано, Голливуд переживал один из главных кризисов в своей истории. Из-за популярности телевизоров зрители больше не были так заинтересованы в посещении кинотеатров. В конце 1930-х годов, как считают исследователи, целых 46% американцев каждые выходные обязательно посещали кинотеатры. Туда они шли не ради конкретных фильмов, как это происходит сейчас, а просто в качестве хобби и развлечения. С популярностью телевизоров любовь к большому экрану угасала. Зачем теперь тратить полдня, несколько десятков долларов и выходной, когда можно было на диване глянуть развлекательное шоу или не грузящий тебя сериал?
Голливуд был вынужден рисковать, вкладывая много миллионов долларов на масштабные истории, предназначенные исключительно для кинотеатров
Телевизор тех лет, даже если бы на нем показывали условного «Бена-Гура», не мог сравниться с уровнем его показа на большом экране с качественным звуком. То же самое можно было сказать про «Спартака» Стэнли Кубрика, «Аламо», «Исход», «Вестсайдскую историю», «Мятеж на Баунти» и многие другие картины, покорявшие аудиторию в начале 1960-х годов. Хотите посмотреть дорогостоящий эпик, бюджет которого доходит до 15-20 миллионов (с учетом инфляции эта сумма бы сейчас составляла под 200 миллионов долларов), - остается идти в кинотеатр. Услышали восторженные отзывы о «Клеопатре» или «Лоуренсе Аравийском» - придется потратить время и деньги на посещение хорошего кинотеатра. Именно на этом и выезжали голливудские студии, давая аудитории хлеба и зрелища.
Тем не менее Голливуд нуждался в поворотном моменте. Привычная система кинопроката изживала себя и вряд ли сумела бы протянуть еще несколько десятилетий. Многие компании переживали не лучшие времена. «Звуки музыки» пусть и могли стать самым кассовым фильмом в истории благодаря сарафанному радио, но надолго этого могло не хватить. Ставка была сделана на несколько вещей.
Прежде всего, высокобюджетная фантастика. В пятидесятые и шестидесятые в США закрепляется кино о космосе, пришельцах и монстрах. Наиболее статусным и вдохновившим большинство жанровых режиссеров поздних поколений стала «Космическая одиссея» Кубрика. Фильм поразил многих зрителей своими визуальными эффектами и погружением в фантастику. Хотя в литературе этот жанр переживал свой очередной бум, в кино только тогда начинали появляться деньги и возможности для демонстрации, например, космического корабля, самого космоса или еще не созданных технологий. Во всяком случае, именно в том качестве, в котором себе могла позволить это сделать «Космическая одиссея».
Также студии искали маркетинговые возможности для модернизации своих доходов. И большую роль тут внезапно сыграл «Крестный отец».
Paramount, сама того не ожидая, навсегда изменила кино
В 1972 году Paramount в попытке обойти всех конкурентов со своим новым шедевром пошла на беспрецедентный шаг. Премьера фильма состоялась в Манхэттене сразу в пяти кинотеатрах, а спустя неделю «Крестного отца» выпустили еще в 290 кинотеатров. Осознав, что в их руках находится жемчужина, которую просто нужно умело продать, студийные боссы потратили огромные деньги на рекламу и дистрибуцию, добиваясь прибыли сразу, а не растягивая этот процесс на годы. Ранее, например, студии тратили месяцы, чтобы выпустить свой фильм в 200 кинотеатрах. Paramount сделала это за несколько дней. Считается также, что именно Paramount впервые предоставила критикам возможность посмотреть свой продукт настолько рано, насколько это возможно, чтобы читатели могли прочитать рецензию на ленту, которая идет у них в кинотеатре в часе езды.
Всё это помогло «Крестному отцу» заработать 100 млн за рекордный срок. Сейчас фильм Копполы является скорее представителем авторского кино, по типу «Астероидного города» Уэса Андерсона или других претендующих на награды фильмов. Да, лучше глянуть на большом экране, если вы ценитель, но и домашний просмотр трагедией не станет. А вот в те времена «Крестный отец» был настоящим блокбастером. Даже эти 100 миллионов (сумма неокончательная, в итоге картина заработала гораздо больше) сегодня расценивались бы как 700-750 миллионов. Согласитесь, доход впечатляющий.
Тут на сцену выходит Стивен Спилберг и Universal
Однако, как мы знаем теперь, в историю как первый современный блокбастер вошел не «Крестный отец» и не «Космическая одиссея», а «Челюсти» Стивена Спилберга. Именно хоррор легендарного режиссера стал первым фильмом, который воспринял лето как наилучшее время для коммерческого успеха. До этого не было конкретного шаблона, когда Голливуд должен выпускать свои главные премьеры. «Звуки музыки» и «Крестный отец» начали свой прокат в марте, «Унесенные ветром» дошли до экранов в декабре, «Космическая одиссея» - в мае. Главной заботой для голливудских студий в те годы был релиз в удобную дату, когда в кинотеатрах идет как можно меньше конкурентов. Праздники решающую роль тоже не играли, поскольку прокат, как уже было сказано, растягивался на месяцы или вовсе годы. Universal, ответственная за выпуск «Челюстей» и желающая сделать акцент на первых неделях проката, шла ва-банк из-за летнего сюжета. Действие фильма Спилберга разворачивается в разгар летних каникул, поэтому продюсеры подумали, что будет правильно сыграть на ассоциациях зрителя. Лето понималось как идеальное время для премьеры и из-за длинных каникул, которые начинаются у школьников и студентов в мае-июне и длятся пару месяцев. Если заинтересованы подростки и юноши, то они ведут в кино своих родителей, которые летом нередко берут отпуска. Логистическую проблему, когда даже большое кино было не посмотреть в кинотеатре, потому что студия банально не успела увеличить свои показы, автоматически решалась почти одновременным релизом по всей стране.
Управленцы из Universal, увидев отличную реакцию зрителей на тестовых показах, поняли, что в их руках есть потенциальный хит, который принесет им большую прибыль, и решили попробовать повторить стратегию «Крестного отца». С одной оговоркой: уверенность в проекте была настолько серьезная, что прокат должен был стартовать с 900 кинотеатров. До этого, напомню, «Крестный отец» вошел в историю с парой сотен кинотеатров. Тем не менее глава Universal Лью Вассерман принял умное решение немного поумерить аппетиты и подразнить аудиторию. В его замысле было заставить зрителей по-настоящему захотеть увидеть фильм, вызвать ажиотаж вокруг «Челюстей». Поэтому количество показов было сокращено на несколько сотен. И самое главное, считал Вассерман, чтобы «Челюсти» шли в огромном объеме всё лето, каникулы 1975 года должны были ассоциироваться именно с хоррором Спилберга. В любом случае даже итоговые полтысячи кинотеатров, в которых дебютировали «Челюсти», - колоссальное число, которое перевернуло игру и представило блокбастеры в новом свете. Если маленькое авторское кино продолжало выходить на большом экране медленно и постепенно, то блокбастеры резко отличались от него в масштабах и освещении в медиа.
Но, конечно же, чтобы такая система кинопроката была успешной, фильму требовалась реклама. Даже если продукт очень хорош и вызывает интерес публики, он не может без внимания в прессе. Ранее маркетинговые вливания даже в массовые ленты ограничивались сотнями или даже десятками тысячами долларов: упор ставили на сарафанное радио. С «Челюстями» ситуация резко отличалась. В первую очередь рекламный бюджет увеличили до 2 миллионов долларов – серьезная сумма в те годы. Подавляющую часть этих денег студия потратила на то, что сегодня в Штатах называется ТВ-спотами – 30-секундными мини-трейлерами, показываемые в эфирах главных каналов страны во время рекламных пауз. Для «Челюстей» устроили глобальный промо-тур, для пиара они обсуждались в газетах, в телевизионных шоу и на различных мероприятиях. Кроме того, Universal взяла от «Крестного отца» и прочную ассоциацию с оригинальным романом, который зрителям предлагалось прочитать перед просмотром или после. Для примера: Альфред Хичкок для успешного эффекта на аудиторию «Психо» в 1960 году выкупал целые тиражи книги-первоисточника и добивался, чтобы аудитория как можно меньше знала о сюжете фильма. Боссы Universal пошли от обратного и проводили типичную для сегодняшних блокбастеров промо-кампанию, где важнее было обсуждение всевозможных деталей «Челюстей» практически в каждом американском доме. Продажа мерчендайза, реклама прямо во время показов популярных сериалов, постоянное присутствие на ТВ и в прессе – то, что является для блокбастеров нормой сейчас, однако тогда это было только в новинку.
Итог вы все знаете. «Челюсти» вышли 20 июня 1975 года и буквально стали феноменом в США. Количество кинотеатров, в которых демонстрируют фильм, увеличивалось каждый день, благодаря чему серьезные затраты на хоррор окупились всего за три недели. На достижение 100-миллионной отметки у «Челюстей» ушло лишь 59 дней, что не удается некоторым блокбастерам даже сегодня. Лента Стивена Спилберга навсегда изменила кинематограф, сделав лето временем большого и развлекательного кино. Помог закрепить Спилбергу летний сезон как самый кассовый для кинотеатров его будущий друг – Джордж Лукас. Через два года, в мае 1977 года, в прокат вышли первые «Звездные войны», которые провели свою маркетинговую кампанию по конспектам «Челюстей» и были прорывом уже для фантастического жанра. В течение нескольких лет тот же ход провернули создатели «Грязных танцев», «Американских граффити», «Чужого», сам Спилберг со своими «Индианой Джонсом» и «Инопланетянином». В 1980-х годах упор на летний сезон продолжили «Охотники за привидениями», «Назад в будущее», «Гремлины», «Топ Ган», «Чужие», «Супермен 2» и многие другие проекты, которые можно перечислять несколько минут. Именно так началась эпоха блокбастеров – как правило, дорогостоящих фильмов, рассчитанных исключительно на широкую аудиторию и солидные кассовые сборы.