«Аватар: Легенда об Аанге» – нестыдный сериал. Но большего от него не ждите
22 февраля на Netflix вышла экранизация «Аватар: Легенда об Аанге». Расскажу, какой получилась адаптация культового мультсериала.
В середине 2000-х Майкл Данте Димартино и Брайан Кониецко создали мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге», соединив боевые искусства, буддизм, восточную философию, аниме, гонконгские боевики и европейское фэнтези.
В основе сюжета была стандартная фэнтезийная история про мир, в котором живут четыре народа: Воды, Огня, Воздуха и Земли. Гармонию в этой вселенной тысячелетиями обеспечивал Аватар – единственный человек, способный управлять магией всех стихий. После его смерти следующий Аватар рождался в другой нации. Хрупкое равновесие держалось, пока племя Огня не развязало тотальную войну, предварительно истребив народ Воздуха, представителем которого был очередной Аватар. Но юный Аанг выжил. Дальше мультсериал рассказывал о том, как герой с помощью новых друзей справляется с призраками прошлого и борется с тоталитарной военной машиной народа Огня.
«Аватар» быстро завоевал любовь миллионов фанатов и получил статус одного из лучших анимационных шоу в истории. Все благодаря потрясающей анимации, уникальности и проработанности мира (вместо классического европейского средневековья – азиатский сеттинг и мифы), эпичной приключенческой истории, глубоким идеям и харизматичным персонажам.
Повторить его успех не удалось ни продолжению об Аватаре Коре от тех же Димартино и Кониецко, ни полнометражному фильму от Найта Шьямалана.
Поэтому анонс сериала от Netflix пугал не меньше, чем интриговал. Стриминг постоянно штампует сериалы по «любимым франшизам детства». Причем разброс качества проектов – как после большого взрыва: от ужасающих «Ковбоя Бибопа» и «Тетради смерти» до обласканного критиками и зрителями «One Piece. Большой Куш».
В итоге все оказалось не так страшно. Главная мысль, возникающая после просмотра новой «Легенды об Аанге», – это нестыдный сериал. Создатели хорошо знакомы с первоисточником и отлично понимают, что делают. Все, от сюжета до пуговиц на костюмах, соответствует духу оригинала. Шоу сделано не просто с любовью к первоисточнику, а будто со страхом: лишь бы ничего не испортить, не вызвать гнев фанатов.
И создатели действительно ничего не испортили. Правда, ничего большего от сериала ждать не стоит. «Аватар» от Netflix – это добросовестная, но немного пластмассовая копия оригинального мультсериала. Да, неплохо снятая и сыгранная, да, уважающая первоисточник, но неровная и противоречивая.
📌 Как выглядят все актеры сериала по «Аватару». Похоже, шоу будет мрачным
Дешевизна проекта часто бросается в глаза: многие сцены явно сняты в павильонах, декорации искусственные, а панорамы городов словно сделаны на игровых движках середины нулевых.
А вот во время экшена или батальных сцен «Легенда об Аанге» преображается. CGI классный (особенно на фоне последних супергеройских блокбастеров), все поставлено сочно, ярко и динамично: файрболы летают в разные стороны, бойцы выдают акробатические пируэты, мечи искрят, ледяные стены стоят, а Аанг парит.
Конечно, изобретательности оригинала, как и по-настоящему захватывающих сцен, не хватает, но в итоге картинка нестыдная. Никакой нильфгаардской брони, темнокожих эльфов и отсебятины. Придраться есть к чему, но интерьеры, магия, локации, внешность персонажей, практически весь визуал бережно воспроизводит оригинал.
С сюжетом все тоже интересно. С одной стороны, сценаристы проделали филигранную работу, умудрившись засунуть весь первый сезон мультсериала в восемь серий адаптации. Естественно, многое вырезали, но все ключевые события и персонажи сохранены, основные темы раскрыты, лору и духу вселенной ничего не противоречит. Главные конфликты работают, а взаимоотношения Айро и Зуко трогают за душу. А кто противостоял Аангу в мире духов и где герои встретили Джета, на самом деле не так уж важно.
С другой стороны, вырезали практически все «необязательные» и юмористические эпизоды, которые не влияли на основной сюжет, но развивали отношения между членами «команды Аватара». Поэтому химии между героями практически нет: новый зритель не поймет, почему Аанг вдруг рискует жизнью ради друзей и в чем суть конфликта между Соккой и Катарой.
Юмор в сериале тоже есть, правда, ни одной шутки, кроме старых про женьшеневый чай, я не запомнил. И дело не в том, что тон и атмосфера стали взрослее и мрачнее, тут как раз никаких особых изменений. Просто всем, кроме Айро и немного Сокки, некогда шутить. Спасибо, что благодаря этому и стыдных шуток нет.
С персонажами действительно есть несколько стыдных моментов, но не там, где вы думаете. Все ключевые взрослые герои плюс-минус хороши и напоминают мультсериальных прототипов. Мой фаворит – лорд огня Озай. Дэниэл Дэ Ким великолепен в роли тирана, в нем есть и пугающая сила, и бесчеловечность, и какая-то экзистенциальная глубина.
С «детским» кастом все не настолько хорошо. Это идеально иллюстрируют разницу между актерами, «похожими» на персонажей, и способными в данный момент их сыграть. В случае «Аватара» от Netflix, кажется, брали именно похожих. Меньше всего вопросов к Зуко (Даллас Лю) и Сокке (Иэн Аусли), а вот остальным тяжело дались роли. Сокку лишили комедийной харизмы, сделав просто немного странным героем-любовником и гениальным стратегом, но его персонажу хотя бы веришь.
В Аанге от Гордона Кормье нет легкости, беззаботности и настоящей глубины. Сцена разговора по душам с Зуко неплоха, но в остальном это очень тусклый «последний маг Воздуха».
Катара от Киавентио Тарбелл – это какое-то недоразумение. Мало того, что персонажа лишили ключевого внутреннего конфликта: девочка-отличница, помешанная на правилах и мнении других, должна идти наперекор традициям и ожиданиям окружающих. Так и сама актриса не играет роль, а просто выдает текст.
Но главная боль – это Азула. Элизабет Ю (кстати, самая непохожая, по мнению фанатов) классно справилась, ее Принцесса Огня безумная и пугающая. Когда она улыбается, наблюдая за мучениями Зуко, по коже пробегает холод. Но почему актрису одели и загримировали так, что она выглядит как 10-летний ребенок? Элизабет, на минуточку, 21 год. Впрочем, общий результат все равно нестыдный. При желании и фантазии можно и чувства между Аангом и Катарой разглядеть, и Сокка покажется комедийным персонажем. Опять же, химия между Зуко и Айро присутствует.
Вывод напрашивается сам: «Аватар: Легенда об Аанге» – просто дефолтный нестыдный сериал. Благодаря уважению к оригиналу у него есть все шансы понравиться как фанатам, так и не знакомым с мультсериалом Nickelodeon. Потому что чашечка женьшеневого чая все еще лучший способ избавиться от всех проблем, воины Киоши так же прекрасны и смертоносны, Буми гениален и безумен, а самое опасное место в мире «Аватара» – около повозки с капустой.
Правда, без ответа остается вопрос: зачем нужен нестыдный сериал по «Легенде об Аанге»? Когда есть «тот самый «Аватар» и он все так же прекрасен, как и 20 лет назад.
Я понимаю, что искусство – это всегда заимствования, это всегда авторская переработка чужих сюжетов и идей. Но в «Аватаре» от Netflix нет этого главного – авторского взгляда и художественной сверхзадачи. Он не пытается удивить, не рискует, не рассказывает новые истории и не ищет собственные смыслы.
Он просто воспроизводит первоисточник, и не всегда талантливо. Впрочем, ничего стыдного в этом нет.
1) Сериалу очень не хватило хронометража. В 5 и 6 серии сценаристы наглядно показали, что могут выдать отличнейшую собственную вариацию событий, если не давать им слишком много сюжетных задач и дать достаточно времени.
2) Маниакальная страсть впихнуть как можно больше событий из оригинала, ставя количество над качеством. Из-за чего есть крутая интерпретация арки Джета и его банды + Механист. Но совершенно не хватило времени на доведение до ума в итоге все заканчивается а конфликт Сокки и Катары тухнет, не успев толком начаться. Убери авторы, например, идею с путешествием по тоннелям и не меняй историю встречи отряда аватара с Буми, освободившийся хронометраж можно было бы потратить на наполнение уже имеющихся "маркеров"
3) Не всегда уместные переосмысления, либо дополнения характеров персонажей. Ооооо, тут просто моя попаболь, но сперва о хорошем. Создатели потрясающе дополнили личность Айро и его взаимоотношения с Зуко. Если в оригинальном мультфильме он был просто сопровождающим принца, и постоянно предлагал Зуко бросить погоню за аватаром и вместе с ним наслаждаться приятными моментами жизни, то в сериале Айро - это отец во всех смыслах слова. Он не только сопровождает и поддерживает Зуко, но и постоянно учит, наставляет, останавливая принца от множества опрометчивых решений. Персонаж в исполнении Пола Ли по настоящему раскрылся, выступая антиподом своего брата. Такое дополнение характера героя сыграло однозначно в + и поклон сценаристам за это. По тому же принципу мне понравился и слегка измененный Зуко, и Суки (Суюки), и Джао (до последних серий).
А вот что у меня побудило мой зад к освоению магии огня - Азула и Юи. Потому что этих персонажей не дополнили, не сделали более глубокими. Их КАРДИНАЛЬНО поменяли. Оригинальная Азула была самым долительным и самым опасным противником главных героев. Даже не из-за силы своей магии, а в первую очередь, черт характера. Всегда холодная и расчетливая, почти никогда не демонстрирующая истинных эмоций, гениальный воин, стратег и манипулятор, самое ценное и доверенное оружие лорда огня. В сериале от всего этого нет и следа. Перед нами девочка с комплексами, с трудом сдерживающая эмоции, не наделенная какой-то гениальностью, мечтающая заслужить внимание и похвалу отца, который, кажется, изгнанного Зуко ценит даже больше, чем дочь. И это я молчу про полнейший внешностный мисскаст. Достаточно просто открыть момент дуэли Зуко и Озая в Агни Кай и сравнить выражение лиц Азулы в оригинальном произведении и сериале от Нетфликса. В первом случае мы видим садистскую радость, во втором, непонимание и некий страх? И это не значит, что Элизабет Ю плохая актриса. Просто у нее такие черты лица, ей дали абсолютно непонятно зачем переделанного по характеру персонажа.
4) Очень слабая финальная арка. Осада Севера - magnum opus книги воды в мультфильме. Финальный аккорд, обрушивающийся на героев испытанием их прочности. 3 серии и час суммарного времени. И мне совершенно непонятно как, имея 2 часа хронометража, можно так безбожно зафакапить повествование. Сюжет то скачет как раненный заяц, то тратит по 10 минут на сторонние разговоры. Логика поступков персонажей становится просто идиотской и вызывает нестерпимое желание сделать рукалицо. Джао, выведавший у непонятно откуда знающего жреца храма огня об особенностях духов Луны и Океана. Айро, услышавший о намерении убить духа Луны, ничего не предпринимает до самого конца. Аанг, который вместо того, чтобы использовать магию воздуха и спасти духа Луны, когда Айро наконец решает сделать хоть что-то, безучастно стоит несколько секунд и просто смотрит. Максимально кринжовый эпилог с Азулой. Единственным достоинством в 7и 8 серии были битвы. Хотя бы они как были, так и остались великолепны. Превращение аанга в водяного монстра и уничтожение флота просто услада для глаз.
Посмотрев 6 серий, я был уверен, что поставлю сериалу твердую 8 из 10. Да были огрехи, были спорные изменения, но в остальном это была хорошая адаптация, верная сюжету и духу оригиналу, но дающая совершенно новые ощущения от погружения в уже знакомую историю. Однако после просмотра последних двух серий, мое (и не только) впечатление было сильно испорчено. Ведь все же не столь важно как все началось, важно как закончилось. Какое послевкусие останется после финальных титров. А послевкусие разве что на 6.5 из 10. Как сказал автор: большего от него не ждите. А жаль, ведь все так впечатляюще начиналось, а с финала 6 серии я и вовсе пустил слезу.
У меня скорее к гримерам вопрос, потому что морщины изображающие глубокую старость у всех персонажей жутко не естественные.
Айро и Зуко - да оч хорошо. Зуко в принципе мой любимый типаж персонажа "злодей становящийся героем".
Единственное, арка Азулы мне как раз понравилось. Кроме то, как актрису одевали, я прям жутко против всех разговоров про внешность и мисткаст, но там явно нужно было что-то придумать.
Но кажется с гримом у сериала вообще большие проблемы. Воины Киоши при том, что все в цвет цвет сделано, Буми и Пакку чьи морщины ну какой-то смех, ну и конечно парик Юи.
Кстати об Азуле, мб у меня все три сезона мультсериала уже давно в один слились, но разве она не стала "маньячкой уничтожающей все вокруг" позднее?
Мне кажется, что как раз сериалу удалось показать, что Зуко и Азула - игрушки в руках Озая и именно из-за его влияния они такими стали. Брат в конце концов нашел силы ему противостоять, а сестра превратилась во что, превратилась. В мультсериале это вроде подразумевалась, а тут напрямую говорится и эта даже плюс.
И Азула в первом сезоне - это превращение "девочка с комплексами" в "самого опасного противника главных героев" (с чем опять же полностью согласен).
"мб у меня все три сезона мультсериала уже давно в один слились, но разве она не стала "маньячкой уничтожающей все вокруг" позднее". Лишь в самом-самом конце перед дуэлью в Агни Кай. Но к этому шла огромная подводка и это было во многом символично. Брат и сестра. Один смог перебороть себя, вырасти и стать героем, а затем лордом огня. А его сестра, имея все, все и потеряла, так и не сумев избавиться от скрытых глубоко в душе комплексов и переживаний. А в сериале эти самые проблемы подаются практически с нулевой. Отсюда и недовольство. Изменился концепт героя и его проблематика