Обзор фильма «Убийцы цветочной луны». Шедевр, который вывернет тебя наизнанку
Плюс потрясающие актерские работы.
В середине 80-х известному американскому режиссеру предложили экранизировать историю нацистского бизнесмена, который разбогател за счет Холокоста, но затем раскаялся и спас сотни евреев. Постановщик решил, что не очень подходит для этой роли, и предложил фильм своему другу Стивену Спилбергу. Так появился «Список Шиндлера». Отказавшегося режиссера звали Мартин Скорсезе.
Спустя 30 лет Скорсезе снял свой фильм про геноцид – об уничтожении индейцев народности осейджи в штате Оклахома в начале XX века. Не менее страшный и жуткий, чем у Спилберга.
Скорсезе лишь однажды получал «Оскар». Но эта церемония – доказательство величия режиссера
На бумаге «Убийцы цветочной луны» – идеальный пример «последнего» большого кино великого режиссера: бюджет $200 млн, звездный актерский состав, реальная история в основе, актуальные темы расового неравенства и хищной природы капитализма. При этом работа Скорсезе лишена гуманистического пафоса и попыток выдавить из зрителей слезу, нет в ней демонических образов злодеев и воодушевляющих героев. У мастера получилась практически библейская притча о жадности, глупости и человеческой низости.
Ветеран Первой мировой войны Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо) переезжает к своему дяде Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро), богатому землевладельцу по прозвищу Король. Уильям – друг индейцев, филантроп, рубаха-парень и главный человек этих земель. Эрнест же глуп, неряшлив и ленив, никаких подвигов на войне, служил поваром. Единственная его мечта – по-быстрому срубить денег, чтобы кутить ночи напролет. Видя, что из талантов у племянника только слепая преданность и смазливая мордашка, дядя предлагает ему приударить за Молли (Лили Гладстоун), богатой индианкой из племени осейджи. Король уверен, что после смерти трех сестер и матери Молли нефтяные деньги потекут в его бездонные карманы. Племянник и должен осуществить план.
«Убийцы цветочной луны» – киноадаптация одноименной книги Дэвида Гранна о том, как найденная на землях индейцев нефть привела к кровопролитию. Осейджи, десятилетиями гонимые и бесправные, вмиг стали баснословно богаты. В штате Оклахома сложилась уникальная ситуация: индейцы жили в шикарных домах, одевались как денди и ездили на дорогих автомобилях, а белые на них работали. Все это вначале породило зависть, а потом ненависть. По штату прокатилась волна убийств, только по официальной версии жертвами стали более 30 индейцев. Локальный геноцид продолжался, пока за дело не взялось недавно образованное ФБР.
Экранизация книги смещает акценты с детективной линии на любовную. Отчасти поэтому ДиКаприо переключился с роли агента ФБР Тома Уайта (его в итоге сыграл Джесси Племонс) на Эрнеста Беркхарта. Криминальная же линия раскручивается медленно, постепенно обрастая деталями и персонажами, акцентами и подтекстами. Но не ждите тайных заговоров, неожиданных поворотов и интеллектуального противостояния. Это созерцательное кино. Редкий экшен разбавляют монотонностью быта индейцев, длинными планами природы и городков американских прерий, с документальной достоверностью воссозданными ритуалами. Все это великолепно постановлено, сыграно и снято. А музыка Робби Робертсона, состоящая из индейских песен и долгих блюзовых гитарных соло, постепенно вгоняет тебя в транс.
13 важнейших фильмов Мартина Скорсезе
Наставляя племянника, Уильям Хэйл говорит, что осейджи не любят болтунов: это мудрый народ, который присматривается к собеседнику, а потом говорит. Так и в фильме Скорсезе: важно не то, что показывают на экране, а что скрыто от глаз. Как за бесконечной вереницей свадеб, похорон, разговоров, смертей и семейных ужинов открыто вершится зло, и за него ответственны все.
Великим «Убийцы цветочной луны» делают и три потрясающих актера: ДиКаприо, Де Ниро и Гладстоун. Эрнест Беркхарт – одновременно один из худших и лучших протагонистов в истории кино. Он глупый, карикатурный, от него тошнит, но ДиКаприо находит в нем такие грани человеческой драмы, такую глубину эмоций, что, кажется, еще мгновение – и он расплавится от стыда у тебя на глазах. Де Ниро – монументален. Его герой настолько уверен в собственной правоте, настолько легко оправдывает свои преступления, что и Архангела Михаила убедил бы в божественной природе жадности. Лили Гладстоун получит в следующем году «Оскар» – скриньте. Это идеальное сочетание феноменальной роли, большого кино и факта, что ни один коренной американец до этого не удостаивался главной кинопремии.
Скорсезе, несмотря на преклонный возраст, остается одним из главных режиссеров современности и редким человеком в Голливуде, кто не боится говорить со зрителем на взрослые темы. «Убийцы цветочной луны» – фильм о банальности и обыденности зла. О том, что в самых страшных преступлениях замешаны все, как совершавшие их, так и молчаливо наблюдавшие.
Сократ считал, что люди совершают плохие поступки неосознанно, потому что не знают, что есть добро и зло. Скорсезе на протяжении всего фильма опровергает тезис, словно говоря: «Смотри, они обычные люди, они ведают, что творят». В итоге он ставит неутешительный диагноз, и неважно кому: американскому обществу, капитализму, человеческой природе. А возможно, всем нам.