Почему фильмы о Человеке-пауке снимает Sony? У Marvel не было выбора
Рассказываем, почему супергерой никак не может вернуться домой.
Человек-паук – самый популярный супергерой Marvel, но в киновселенную он попал только в 2016 году. Сольные фильмы о Питере Паркере вовсе снимает Sony. Рассказываем, почему так вышло и как паучка пытались вернуть домой.
Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
В 90-х Marvel практически закрылась – лопнул «комиксный пузырь»
История Человека-паука и Sony начинается с «комиксного пузыря» и банкротства Marvel Comics в середине 1990-х. Все 80-е и начало 90-х были прекрасным временем для американского рынка комиксов: появлялись новые культовые серии, продажи росли, несмотря на повышение цен, а издатели получали сверхприбыли и строили наполеоновские планы. В 1993 году Marvel Comics побили очередной финансовый рекорд: годовая выручка – $415 млн, а чистая прибыль – $56 млн. Издательство отправилось за покупками: производитель игрушек Toy Biz, дистрибьютор Heroes World Distribution и Fleer Corporation, выпускающая коллекционные карточки. По некоторым оценкам, на эти приобретения было потрачено более $700 млн.
А уже в 1996 году Marvel Entertainment Group объявила о банкротстве. Как компания за три года дошла от рекордных прибылей до финансового краха? Все просто – рынок комиксов лопнул, как мыльный пузырь.
Успехи 80-х были связаны с ростом качества историй и превращением комиксов в престижный объект коллекционирования. Теперь это не дешевые брошюрки, стоящие 10-15 центов, а произведения искусства, за которые не стыдно отдать больше доллара. Ажиотаж породил спекулянтов, хотя, возможно, все было совершенно наоборот. Бывший глава Marvel Рональд Перельман говорил: «Мы не могли понять, какая часть рынка была движима спекулянтами. Люди покупают 20 экземпляров, читают одну и оставляют 19 копий в качестве коллекций».
Первые номера, самые ценные у коллекционеров и спекулянтов, каждой новой серии сметаются с прилавков. Издатели уверены, что потребители именно этого хотят – новые сюжеты, персонажи, перезапуски, кроссоверы и прочее. Что нужно делать? Правильно, выпускать еще больше серий! В 1985 году у Marvel Comics было 40 серий по 60 центов, в 1988 году – 50 по доллару за штуку, а в 1993 году – 140 серий по 1,25 доллара. Но это не все. Чтобы максимизировать прибыль, выпускались комиксы с несколькими вариантами обложек. У самого продаваемого выпуска в истории – X-Men #1 – пять вариантов обложек: четыре складывались в одну единую картину, а пятая была сразу с этой сборной картинкой.
В 1994 году все закончилось: люди просто перестали покупать комиксы. Качество упало, бесконечные серии надоели, рост цен оттолкнул бедную аудиторию, а телевидение, видеоигры и интернет уже давно стали отличной альтернативой.
Объявив о банкротстве, Marvel Entertainment Group на несколько лет погрузилась в пучину корпоративных интриг. Многие хотели купить компанию, от киностудий MGM и Warner Bros до Sony совместно с производителем игрушек Hasbro.
Впрочем, как в любой хорошей супергеройской истории, Marvel чудом удалось выжить, и новые руководители издательства Айк Перлмуттер и Ави Арад отправились на поиски денег. Самым простым способом их получить была оптовая распродажа прав на супергероев.
Как создавались фильмы по комиксам до киновселенной Marvel?
Сделаем небольшое отступление. Первые экранизации историй о супергероях появились еще в «золотой век комиксов». Например, в 1936 году вышел киносериал «Флэш Гордон» по мотивам комиксов Алекса Рэймонда. DC стартовал с многосерийного «Приключения Капитана Марвела», а первый полнометражный фильм вселенной «Супермен и люди-кроты» вышел в 1951 году.
Издательства видели в кино лишь источник дополнительного дохода, причем, по нынешним меркам, не очень большого. В 1985 году продюсер и режиссер Менахем Голан купил у Marvel права на фильм о Человеке-пауке всего за $225 тысяч.
Супергерои продавались постоянно – это не только фильмы и сериалы, но прежде всего игрушки, а также мерч, реклама и даже права на использование в тематических парках. Например, Universal Pictures для своего парка развлечений купила права на Халка и некоторых других персонажей Marvel.
Уникальность ситуации, в которой оказалось Marvel Comics, заключалась в необходимости продать все и как можно быстрее.
Как Человек-паук оказался у Sony?
В 1998 году Marvel предложили Sony Pictures приобрести за $25 млн права на всех супергероев, кроме «Людей Икс», «Фантастической четверки» и Халка. Да, оптом взять Человека-паука, Тора, Капитана Америку и других.
Но Sony нужен был только Питер Паркер, в остальных персонажах компания не видела потенциала для киноадаптаций.
Отдельно за главного супергероя руководители Marvel просили всего $20 млн, но и эта сумма показалась японской компании слишком большой. В итоге в 1999 году компании заключили договор на следующих условиях: Sony платит Marvel по $10 млн с каждого фильма плюс 5% дохода от проката. Также к Sony перешли права на реализацию товаров, связанных с героями фильмов, а Marvel сохранила право использовать комиксный образ героя.
Важно: японский сериал 1978 года о Человеке-пауке не имеет никакого отношения к Sony. Это как раз пример, того что Marvel Comics продавала права на персонажей всем подряд и не очень заботилась о следовании канону в экранизациях. Впрочем, Стен Ли хвалил спецэффекты и трюки в японской адаптации.
Насколько ошиблась Sony, не купив всех персонажей Marvel?
В конце 90-х самым успешной комиксной кинофраншизей была серия фильмов о Бэтмене.
Сделаем еще одно отступление. Решение Sony не покупать «весь Marvel» за $25 млн часто называют одной из главных ошибок в истории кинобизнеса, а над руководством компании принято издеваться. Действительно, общие сборы киновселенной Marvel составляют $27,3 млрд, что в тысячу (в тысячу, Кларк!) раз больше, чем компания просила за права. Но посмотрим на ситуацию со стороны Sony из 1999 года:
- Рынок комиксов находится в кризисе, от которого он оправится еще не скоро. Поэтому непонятно, насколько аудитории в принципе интересны фильмы о супергероях.
- По-настоящему финансово успешные кинокомиксы – это истории именно о самых популярных героях: классический «Супермен» с Кристофером Ривом и фильмы о Бэтмене. Причем последний на тот момент супергеройский блокбастер «Бэтмен и Робин» провалился в прокате.
- Не было не то что успешных, а хоть каких-то комиксных киновселенных. При этом DC Comics c 1969 года принадлежит киноконцерну Warner Bros.
- Права на персонажей предполагают, что ты берешь на себя обязательства снимать о них фильмы. Sony Pictures появилась только в 1998 году – кинокомпании нужен один сильный герой, а не кабальный договор, вынуждающий клепать бесконечные кинокомиксы.
Получается, это не Sony ошиблась, а в кинокомиксы просто никто не верил. Marvel Comics сама оценила права на «всех супергероев» всего в $5 млн. Тогда никто даже не мог представить, что провальный триквел о нишевом Человеке-муравье соберет «всего» $475 млн. Это сейчас кинокомиксы захватили мир, а права на персонажей кажутся студиям шведским столом из рекордных сборов. До появления киновселенной Marvel все было по-другому.
«Что, черт возьми, я буду делать?» Джеймс Ганн рассказал, как Marvel его подставила
Что было дальше: миллиарды в прокате и киновселенная Marvel
Sony выпустила финансово успешную трилогию от Сэма Рэйми, заработав в общей сложности почти $2,5 млрд. Параллельно Marvel запустила киновселенную, которая после выхода первых «Мстителей» сделала кинокомиксы самым прибыльным жанром в истории кино.
Sony, на волне успеха супергероики, задумалась о «киновселенной Человека-паука» в рамках перезапуска франшизы с Эндрю Гарфилдом. Вместе с Питером Паркером компания получила права на множество связанных с ним персонажей – Венома, Карнажа, Морбиуса и других.
Почему у Тоби Магуайра так мало известных ролей? Вот 5 причин
Однако «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» обернулся финансовым провалом – Sony получила всего 20 миллионов чистой прибыли. Тут же на горизонте возникла Marvel Studios с предложением вернуть паучка домой.
Японская компания долго упиралась, но в итоге согласилась. Свою роль сыграли желание воспользоваться ошеломительным успехом Marvel и давление со стороны фанатов. В сеть «слили» внутреннюю переписку Sony, после чего компанию завалили требованиями отдать Паркера Мстителям.
Согласно новому договору, Человек-паук становится полноценной частью киновселенной, а в его сольниках появятся другие персонажи Marvel. При этом компании отдельно финансируют и получают прибыль от собственных фильмов. Также Marvel занимается творческим контролем сольников и получает 5% от их сборов в первый день проката. Главное в новом договоре – Sony вернула Marvel права на весь мерчендайз за единовременную выплату в $175 млн.
Дальше Том Холланд превратился в одного из самых популярных Мстителей, а два сольника с его участием принесли Sony почти два миллиарда долларов.
В 2019 году пришло время нового договора. Японская компания настаивала на тех же условиях, а Marvel считала, что расходы и прибыль от фильмов о Человеке-пауке нужно делить 50 на 50. Возникла реальная вероятность, что супергерой покинет киновселенную. Впрочем, все разрешилось благополучно: согласно текущему соглашению Marvel получает 25% сборов от сольников и компенсирует четверть их бюджета.
Вышедший в 2021 году «Человек-паук: Нет пути домой» оказался не только самым успешным фильмом в истории Sony, но и самым прибыльным сольником киновселенной Marvel.
Сейчас Sony с переменным успехом развивает собственную киновселенную. В 2023 году выйдет «Крэйвен-охотник», а дальше планируется фильма о Мадам Паутине и новый сольник с Томом Холландом.
Sony повелась на мемы и вернула «Морбиуса» в прокат. И фильм снова провалился!
Marvel же ищет новых героев, которые смогли бы хоть немного сравниться с ушедшими. В скором времени может оказаться, что Человек-паук снова их главный актив.
Каких еще супергероев Marvel должна вернуть домой?
Последние 20 лет Marvel планомерно возвращала права на своих персонажей.
Больше всего прав было у Fox: «Фантастическая четверка», «Люди Икс», Дэдпул и другие. Возникла даже парадоксальная ситуация: Ртуть (он же Пьетро Максимофф) появлялся как в фильмах о «Людях Икс», так и в «Мстителях: Эра Альтрона».
Но после того, как в 2019 году Disney купил Fox, все эти персонажи стали доступны для киновселенной Marvel.
Сейчас считается, что помимо Sony, киноправа на супергероев Marvel есть у Universal Pictures. Кинокомпания владеет Халком, Немором и всеми персонажами из их комиксов (например, Женщина-Халк). Впрочем, это не мешает им появляться в фильмах и сериалах от Marvel, ведь Disney умеет убеждать.