Игра в классики
Блог

44 факта о «Тетрисе», которые вы могли не знать. Почему так называется и при чем тут медицина

Самая популярная отечественная игра. 

«Тетрис» не только великая игра, но и явление, которое повлияло на культуру, историю, архитектуру и даже науку. Мы собрали 44 факта, доказывающих значимость и величие «простой головоломки». Почему 44?

Во-первых, в самом названии «Тетриса» зашифрована цифра 4.

Во-вторых, первая версия игры была выпущена в 1984 году.

В-третьих, в следующем году «Тетрису» исполнится 40 лет. 

Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

1. «Тетрис» создал советский программист Алексей Пажитнов.

2. Игра заняла второе место на конкурсе советских игровых программ в Зеленограде. Первое не получил никто – организаторы посчитали, что все кандидаты недостаточно хороши.

3. «Тетрис» задумывался как игра для искусственного интеллекта. Пажитнов занимался в Вычислительном центре Академии наук СССР проблемами искусственного интеллекта, распознавания речи и планировал использовать головоломки для проверки работоспособности ИИ.

4. Источником вдохновения для Пажитнова стала популярная в СССР настольная игра-головоломка «Пентамино», ее придумал американский математик Соломон Голомб. Цель игры – собрать из нескольких маленьких фигур одну большую. Например, силуэт животного или здания.

5. «Тетрис» появился благодаря низкой мощности советских компьютеров. Изначально Пажитнов хотел создать электронную версию «Пентамино», но «Электроника-60» не справлялась с фигурами из пяти блоков, и пришлось перейти на фигуры из четырех блоков.

6. Первая версия «Тетриса» была текстовой игрой. У «Электроника-60» не было графического интерфейса, поэтому все приходилось создавать из текстовых символов. Например, каждый блок представлял собой пробел, заключенный в квадратные скобки.

Лучшие фильмы марта – с «Тетрисом» и Невским

7. Название «Тетрис» получилось из сочетания двух слов: «тетрамино» (греч. «фигура из 4 блоков») и «теннис» – любимого спорта Алексея Пажитнова.

8. Пажитнов создал первую версию «Тетриса» всего за пару недель.

«Сегодня что-то подобное любой программист может сделать за день»

Алексей Пажитнов.

9. Пажитнов разработал «Тетрис» в свободное время. Вычислительный центр Академии наук СССР позволял сотрудникам трудиться над собственными проектами после окончания рабочего дня.

10. В создании «Тетриса» Пажитнову помогали друзья и коллеги, особенно Дмитрий Павловский. Головоломка сразу стала очень популярна среди советских программистов, и они активно ее дорабатывали. Например, Михаил Потемкин оптимизировал скорость игры на компьютере «Электроника-60».

11. Первую цветную версию «Тетриса» для MS-DOS вместе с Пажитновым и Павловским делал 16-летний школьник Вадим Герасимов. Парень добавил в игру счетчик очков, произвел отладку экрана, а также перевел игру на английский язык. В этой версии он был указан вторым автором. 

Пять прототипов героев Atomic Heart. Сравнили их с реальными людьми

12. Герасимов ничего не получил за работу над «Тетрисом». Он утверждает, что Алексей Пажитнов специально вычеркнул его из числа создателей, уговорив подписать бумагу, которая лишила его любых авторских прав на игру. 

«Через несколько месяцев мое имя исчезло из всех недавно выпущенных версий «Тетриса» и всех документов, связанных с «Тетрисом». 

Сейчас Вадим живет в Австралии и работает инженером в Google.

13. «Тетрис» улучшил имидж СССР в мире. Игра появилась во времена, когда на Западе была мода на все «советское», и в ее оформлении, музыке и продвижении использовались множество отечественных мотивов и символики СССР. Например, на титульном экране был изображен храм Василия Блаженного, а название было стилизовано под «кириллицу» – TETЯIS.

14. «Тетрис» сделал мировым хитом русскую песню «Коробейники» (или «Коробушка»). Именно она звучит в версиях игры для NES, Game Boy и других игровых систем. В 2008 году сайт UGO включил ее в список трех лучших музыкальных композиций для видеоигр всех времен.

15. В заставке версии «Тетриса» от Spectrum HoloByte была отсылка к знаменитому перелету Матиаса Руста. В 1987 году пилот-любитель Руст смог незамеченным для советского ПВО долететь из Хельсинки до Москвы и посадил легкомоторный самолет на Красной площади. Это произошло 28 мая, в День пограничных войск СССР. Когда о заставке игры узнали советские чиновники, изображение самолета пришлось удалить.

16. За приобретение прав на «Тетрис» боролись две крупные игровые компании – Mirrorsoft и Nintendo. Представители обеих одновременно приехали в Москву, чтобы договориться с советскими властями. В итоге успеха добился Хенк Роджерс, представляющий интересы большой N. Именно этим событиям посвящен фильм «Тетрис» от Apple TV+.

17. «Тетрис» – возможно, единственная видеоигра, чью судьбу решал глава государства. Владелец Mirrorsoft Роберт Максвелл, расстроенный тем, что права на игру продали Nintendo, обратился напрямую к Михаилу Горбачеву. С ним у Максвелла были хорошие отношения. Но глава ЦК КПСС не стал вникать в проблему и ответил формальной отпиской, что Максвеллу «больше не следует беспокоиться о японской компании».

18. «Тетрис» сделал Game Boy самой популярной портативной консолью своего времени и позволил Nintendo захватить рынок карманных приставок. Всего для Game Boy и Game Boy Color было продано более 35 млн картриджей с игрой. 

19. Nintendo только на продажах картриджей с «Тетрис» заработала $80 млн. Но многие аналитики считают, что к этой сумме нужно прибавить значительный процент от нескольких миллиардов долларов, которые получила компания от продаж Game Boy и Game Boy Color.

«Если вы хотите продать Game Boy маленьким мальчикам, запакуйте туда Mario. Но запакуйте туда «Тетрис», и вы продадите GameBoy всем»

Хенк Роджерс.

20. За первые 12 лет после создания «Тетриса» Алексей Пажитнов не получил за нее ни копейки. В 1985 году он передал права на игру госкомпании «ЭЛОРГ», которая занималась экспортом компьютерного оборудования и программного обеспечения СССР. В итоге «ЭЛОРГ» выручил на продаже прав миллионы долларов.

21. Atari и Nintendo судились из-за «Тетриса» – все дело в запутанных авторских правах. В ходе разбирательства японская компания доказала, что именно ей принадлежит право на выпуск игры на игровых консолях. Из-за чего Atari пришлось убрать их магазинов и уничтожить десятки тысяч картриджей со своей версией игры. 

22. В 1991 году Алексей Пажитнов эмигрировал в США, работал в Microsoft, а в 1996 году вместе с Хенком Роджерсом основал The Tetris Company, которая управляет брендом «Тетрис». 

23. Пажитнов окончательно вернул себе все права на «Тетрис» только в 2005 году.

Пять самых точных экранизаций игр

Алексей Пажитнов и Хенк Роджерс

24. «Тетрис» – первая видеоигра, побывавшая в космосе. В 1993 году космонавт Александр Серебров отправился на станцию Мир вместе с Game Boy, на котором была установлена головоломка. Портативная консоль провела в космосе 196 дней и совершила более 3000 облетов вокруг Земли.

25. В «Тетрис» сыграли на экране размером 11 тысяч кв.м. В 2014 году игру спроецировали на 29-этажное здание Cira Center в Филадельфии. Игрокам пришлось расположиться на расстоянии более 2,5 км.

26. «Тетрис» помогает в борьбе со стрессом. Согласно исследованиям психологов, головоломка Пажитнова – идеальный способ войти в состояние потока, отвлечься от проблем и снизить психологическое напряжение. Врачи также рекомендуют использовать игру для борьбы с посттравматическим синдромом.

27.«Тетрис» – самая портируемая игра в мире. Она официально доступна на более чем 65 платформах, включая мобильные устройства, игровые консоли и компьютеры, электронные часы. «Тетрис» смогли запустить даже на паяльнике.

28. В 90-е годы в России были очень популярны пиратские китайские портативные консоли The Brick Game со встроенным «Тетрисом» и другими играми на его блочной основе (отсюда и название от английского «brick» – «кирпич»). Из-за этого в народе эти устройства назывались «Тетрисы».

29. В 2015 году «Тетрис» стал первой игрой, включенной во Всемирный зал славы видеоигр. Вместе с головоломкой Пажитнова приняли: World of Warcraft, Super Mario Bros., Pac-Man, Pong и DOOM.

30. Размеры самого большого «Тетриса» в мире – 4,9 на 1,11 метра. Игровой автомат создала испанская компания MadLab Zaragoza, а одна игра стоит $5. 

Angry Birds навсегда удалили из магазина. Причина – птички слишком популярны

31. «Тетрис» попал в Книгу Рекордов Гиннеса в категории «Самое длительное тюремное заключение благодаря компьютерной игре». Британец Фейз Чопдат отсидел четыре месяца из-за того, что проигнорировал требования бортпроводников и продолжил играть в «Тетрис» во время полета.

32. «Тетрис» – самая популярная видеоигра в истории. Согласно данным The Tetris Company, за все время было реализовано более 520 млн копий различных версий игры. На втором месте находится Minecraft с 238 млн копий, а на третьем – Grand Theft Auto V с 178 млн копий.

33. «Тетрис» – единственная из мультиплатформенных игр, чья отдельная версия также находится в списке самых популярных игр. Для Game Boy/NES было продано 43 миллиона картриджей с игрой: больше, чем у «Ведьмака 3», The Elder Scrolls V: Skyrim и любой из игр серии Call of Duty.

34. «Тетрис» – самая популярная платная мобильная игра в истории. По данным EA Mobile (эксклюзивного издателя игры на телефонах) с 2005 года было продано более 100 миллионов копий игры. На втором месте Pac-Man с 54 миллионами копий, а на третьем Minecraft с 40 миллионами копий.

35. В Москве на ул. Профсоюзная, д. 69 есть граффити «Тетрис», созданное художником Дмитрием Левочкиным (известным как Mouk). Автор считает, что игра Пажитнова похожа на жизнь: «Тетрис» – это как раз игра с препятствиями, которые нам нужно преодолевать на пути к своей цели».

Идеи для видеоигр в отечественном сеттинге

36. По «Тетрису» есть популярная королевская битва. В 2019 году Nintendo выпустила многопользовательскую онлайн-игру Tetris 99, в которой 99 игроков одновременно играют друг против друга в «Тетрис». Но это еще не самая удивительная версия головоломки Пажитнова…

37. Есть «одномерный тетрис», «тетрис с реалистичной физикой», «тетрис, который максимально бесит» и прочее. В 2007 году была выпущена игра BioBlox – вариация «Тетриса», которая следит за пульсом игрока и в случае его учащения увеличивает скорость падения фигур, поэтому для успешной игры нужно научиться бороться с волнением. Но и это еще не все... 

38. В «Тетрис» играют с помощью телепатии. В 2018 году компанией Neuralink была разработана технология BrainNet, позволяющая людям обмениваться информацией с помощью мыслей. Для демонстрации ее возможностей был использован «Тетрис» – человек, который играл в игру, не видел экран и получал от двух других «телепатические» подсказки, куда ему двигать фигуры.

39. «Тетрис» – популярная киберспортивная дисциплина. Самый известный и уважаемый турнир – чемпионат мира по классическому тетрису, который с 2010 года ежегодно проводится в США. 

40. Мировой рекорд в классическом «Тетрисе» на Nintendo Entertainment System – 1 627 720 очков. В 2021 году его установил игрок под ником Jounce на ежемесячном турнире Classic Tetris Monthly.

41. В психологии и медицине существует так называемый «эффект Тетриса» или «синдром Тетриса». Суть этого психологического явления в том, что у человека, долгое время погруженного в определенное занятие, меняется восприятие окружающего мира. Первоначально этот синдром обнаружили у людей, долго игравших в «Тетрис». Они начинали видеть фигуры из игры повсюду и стремились упорядочить все вокруг.

6 необычных старых мышек. Оцениваем их для игры в Доту

42. «Тетрис» признан произведением современного искусства. В 2013 году Нью-Йоркский музей современного искусства включил игру в коллекцию отдела архитектуры и дизайна.

43. Даже искусственный интеллект не смог пройти «Тетрис» – игра попросту сломалась. Программа StackRabbit, созданная программистом Грегом Кэнноном, дошла 237-го уровня и набрала 102 миллиона очков (лучший результат человека – 1,6 млн). После чего игра зависала. 

44. Алексей Пажитнов придумал «Тетрис» просто потому, что очень любил игры и головоломки:

«Игры позволяют людям лучше узнать друг друга и выявляют вещи, которые вы обычно не замечаете, например, их образ мышления».

«Каждый раз, когда я захожу в магазин головоломок, я обязательно там что-нибудь покупаю».

 

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий