Злодей в «Кукле колдуна» – вовсе не колдун. Разобрались, чем вдохновлены песни «Короля и Шута»
Кропоткин, Шарль Перро и Стивен Кинг.
Тексты «Короля и Шута» уникальны для отечественной рок-музыки. Практически каждая песня – небольшая законченная история со своим сюжетом, героями и драматургией. Они больше напоминают народные сказки, былины или небольшие рассказы. Мы решили выяснить, чем вдохновлены тексты популярных песен группы.
Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
Охотник
Альбом: «Король и Шут»
Сюжет: охотник по имени Себастьян ночью превращается в зверя и убивает 5 человек.
Оборотни – частые герои текстов «КиШа». Кроме «Охотника» можно вспомнить «Медведя» и даже малоизвестную песню «Оборотень», где есть следующие строчки:
«Лишь коснется лунный свет меня
И в волка обращусь вмиг я»
В самом «Охотнике» соединились два главных источника вдохновения «КиШа» – европейские сказки и хоррор-фильмы.
Оборотни – важная часть европейского фольклора, который стал основой для сказок Ш. Перро и братьев Гримм. Например, в одном из народных вариантов «Красной шапочки» девочка встречает не волка, а именно оборотня.
Подобные мифические существа присутствуют и в славянской мифологии. Но «КиШ» обращались именно к европейским сказкам, на что указывает имя главного героя – Себастьян – и тот факт, что оригинальное славянское название оборотня – волколак, группа не использует.
Но если в сказках оборотни появлялись лишь эпизодически, то настоящая мода на них пришла благодаря хоррорам. Первый фильм об оборотнях был снят еще в 1913 году, а окончательно образ человека, который превращается в волка под воздействием полной луны, сформировался к началу 1940-х годов.
Конкретно для «Охотника» источником вдохновения послужил фильм «Серебряная пуля» 1985 года. Князь вспоминал, что эта экранизация романа Стивена Кинга произвела на него огромное впечатление, в первую очередь образом страшного чудовища, охотящегося за людьми.
Тест! Угадай песню «Короля и Шута» по картинке от нейросети
Воспоминания о былой любви
Альбом: «Король и Шут»
Сюжет: одинокий владелец огромного замка вспоминает, как убивал юных возлюбленных, а потом создавал похожие на них восковые фигуры.
Вторая по популярности после «Куклы колдуна» лирическая баллада «КиШа» явно основана на европейской сказке о «Синей бороде». По сюжету богатый аристократ женился на юных девах, а потом убивал их, пряча трупы в тайной комнате.
Прототипом «Синей бороды» считается французский барон Жиль де Рэ. Его казнили в XV веке по обвинению в смерти нескольких своих жен и ритуальных убийствах от 80 до 200 мальчиков с целью вызова демонов. Впрочем, в 1992 году французские историки доказали невиновность барона и добились, чтобы в рамках специального судебного заседания он был оправдан.
Вторым источником вдохновения для песни, как и в случае «Охотника», стал американский хоррор. К написанной Горшком музыке группа долго не могла придумать текст, пока Князь не посмотрел «Музей восковых фигур». В фильме ожившие восковые фигуры убивают незадачливых посетителей музея. Прямой отсылкой к фильму являются следующие строчки:
«И восковых фигур прекрасен вид
Покой везде царит».
Как создавали сериал «Король и Шут». Помог Князь – хотел рассказать всю правду о группе и Горшке
Мертвый анархист
Альбом: Жаль, нет ружья
Сюжет: ожившие зомби устраивают анархию в маленькой деревне
Сюжет песни немного напоминает рассказ Рэя Брэдбери «Огненный Столп», но это, скорее всего, совпадение.
На самом деле «Мертвый анархист» выражает политические взгляды группы – идеологию анархизма и панка.
Анархизм – система политических взглядов, отвергающая любые формы власти, в том числе государства, и заявляющая о ценности полной свободы и независимости человека.
Ярым приверженцем идеологии анархизма был Горшок. В интервью он часто говорил о своих политических взглядах.
«Многие думают, что анархия — это что-то вроде полного дестроя. Если бы они были грамотные и читали книжки про анархизм – Бакунина там или Кропоткина, – то знали бы, что анархизм – это строй, который отрицает какое-либо принуждение. Настоящий анархизм – это коммунизм. Это может звучать утопично, но очень хочется верить, что это возможно».
В тексте песни явно чувствуются взгляды Горшенева на анархизм. Само восстание мертвецов – не страшный «зомби-апокалипсис», а скорее веселая попойка:
«Бешено в деревню мepтвые ворвались!
В свете фонарей их рожи показались.
Дрались и по полной отрывались –
Шли дома громить.»
При этом мертвецы не убили и не покалечили ни одного жителя деревни, хотя насилие и смерть – важные темы для творчества группы. Напротив, в тексте мертвецы заявляют о своей приверженности пацифизму:
«Зомби всю ночь кричали: «ХОЙ!!!
Мы, анархисты, народ не злой!»
Пацифизм и неприятие насилия – важные идеи для анархизма и панк-движения. Цель мертвецов не разрушать или уничтожать, а пошатнуть основы общества, показать «нормальным» людям, что такое настоящая свобода:
«Смеялись и толкались, парнишку заставляли
Пого танцевать».
Естественно, сам «Анархист» и мертвецы, которые устраивают дебош на глазах обычных людей – панки. Но это указывает и перечисление классических атрибутов – кожаный плащ, пиратский флаг, танец «Пого» (английское название слэма ранних панков) и то, что сам анархист – человек творчества, в прошлом артист и музыкант.
В тексте иронично обыгрывается представление о панках как о неформалах, нелюдях и угрозе для общества. Героев песни называют «ублюдками», «гадами» и перечисляют их грехи: «водку пили», «смеялись», «дрались и по полной отрывались». Все это выглядит как сатира на газетную публикацию или выступление политика о деструктивном влиянии панк-музыки на молодежь.
Горшок из сериала «Король и Шут» работает дворником в монастыре. Недавно ему повысили зарплату
Кукла колдуна
Альбом: «Король и Шут»
Сюжет: лирический герой горюет о возлюбленной, которая оказалась во власти колдуна и охотится на людей.
Учитывая обстоятельства появления «Куклы колдуна», удивительно, что сейчас это главный хит «КиШа». Лирическую и довольно попсовую любовную балладу Князь сочинил еще вначале 90-х, а выпустили ее в 1998 году. Как и весь «Акустический альбом», она стала ответом группы на засилье шансона и старого рока.
Горшок песню не любил, даже говорил, что от нее, как и от «Прыгну со скалы», его тошнит:
«Да, публика изменилась. Сейчас нет «Скалы», «Куклы колдуна», и нас это радует».
Хоть главного злодея в песне и называют колдуном, в тексте множество указаний, что он вампир, обративший возлюбленную героя:
«Как бессонница в час ночной
Меняет, нелюдимая, облик твой
Чьих невольница ты идей?
Зачем тебе охотиться на людей?»
- ночью она превращается в существо, которое охотится на людей;
- герой пытается ее спасти с помощью креста – классического средства борьбы с вампирами;
- в фольклоре вампиры как раз обладают способностью контролировать жертв: «Теперь он может управлять тобой!»
«Король и Шут» часто использовали образы вампиров в текстах. Причем это были и классические злодеи («Кукла Колдуна» и «Зловещий кузен»), и лирические герои («Девушка и граф» и «Дочки вурдалака»), и даже юмористические, пародийные персонажи («Защитник свиней»).
Но практически все песни строго следуют сюжетам голливудских фильмов. Сюжет «Куклы Колдуна» явно вдохновлен фильмами о Дракуле, где злодей стремится овладеть возлюбленной главного героя. Можно вспомнить «Дракулу» Френсиса Форда Копполы 1992 года.
«Обвилиум» люблю!» Горшок обожал компьютерные игры – они спасали ему жизнь
Лесник
Альбом: «Король и Шут»
Сюжет: одинокий путник прячется от бури в доме Лесника, который не так прост, как кажется.
Если сюжеты предыдущих песен имели под собой явную фольклорную или кинематографическую основу, то «Лесник» – пример таланта Князя создавать уникальные хоррор-истории. Безусловно, образ скрытой от человеческих глаз одинокого дома в лесу имеет под собой явную сказочную основу: это и избушка Бабы-яги и пряничный домик из «Гензель и Гретель». А самого Лесника можно трактовать как Лешего или другое мифическое существо, защищающее лес.
Кстати, в клипе, выпущенном Князем в 2017 году, Лесник оказывается оборотнем, хотя в самом тексте на это ничто не указывает.
Сам сюжет песни полностью оригинален, и его можно легко представить в виде отдельной серии в любой хоррор-антологии. Классическая для жанра ужасов структура достигается благодаря крутому твисту в конце, меняющему весь сюжет. После завершающих строк «Друзья хотят покушать, Пойдем, приятель, в лес!» весь текст ощущается совершенно по-иному, а припев звучит пугающе и зловеще:
«Будь как дома, путник
Я ни в чем не откажу
Я ни в чем не откажу
Я ни в чем не откажу! (Хэй!)
Множество историй
Коль желаешь – расскажу»