5 самых популярных советских режиссеров. Не угадаете всех!
Неожиданный список
Нам постоянно рассказывают, каким был советский кинематограф. При этом у каждого свой любимый пример:
- большое искусство с Андреем Тарковским и Михаилом Калатозовым;
- сборник позитивных фильмов про дружбу и любовь;
- набор скучных коммунистических нравоучений и так далее.
Но советское кино многогранно. В нем было место популярным жанрам, советский зритель обожал индийские и мексиканские мелодрамы, но одновременно успеха в прокате добивалось сложное интеллектуальное кино.
Вот и топ популярных режиссеров оказался максимально разным – в нем есть и всенародные любимцы, и жанровые классики, и великие кинобюрократы. Поэтому отнеситесь к нему как к попытке понять, о чем мечтали и какие фильмы хотели видеть на экране наши родители, бабушки и дедушки.
Но перед тем как перейти к самому тексту, остановитесь на секунду и попробуйте угадать, какие режиссеры в него попали. Результат может вас удивить.
Важный дисклеймер: официальная советская киностатистика учитывала не денежные сборы, а количество зрителей. Именно эти цифры и приведены в тексте.
1. Леонид Гайдай – 547 млн зрителей
Годы: 1923 – 1993
Жанр: комедии
Самые популярные фильмы: «Бриллиантовая рука» – 76,7 млн, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурик» – 76,5 млн, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – 69,6 млн, «Иван Васильевич меняет профессию» – 60,7 млн, «Спортлото-82» – 55,2 млн.
Предсказуемое первое место. Леонид Гайдай – гений эксцентричной комедии, чьи картины 30 лет были на вершине советского проката.
Истоки его стиля – в американском немом кино: фильмах Гарольда Ллойда, Бастера Китона и Чарли Чаплина. Поэтому комедии Гайдая – это бесконечный поток гэгов, трюков, физической комедии, пантомимы и буффонады.
В его фильмах нет места унынию и сложным размышлениям, их единственная цель – развлекать аудиторию. При этом кино Гайдая всегда было актуальным и остросоциальным. Режиссер высмеивал власть, критиковал советское общество, среди героев его картин много представителей социального дна: преступники, хулиганы, взяточники. Режиссер настолько бескомпромиссно издевался над советской бюрократией, что из его первой картины «Жених с того света» вырезали больше половины хронометража.
Впрочем, главное в фильмах Гайдая все равно атмосфера праздника, народного гуляния, где даже негодяи харизматичны и привлекательны, а зло и добро всегда с шуткой. В этой мифической реальности, где «наши люди в булочную на такси не ездят», а каждая девушка обязательно «студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица», хотел оказаться каждый советский человек. Поэтому цитаты из фильмов режиссера стали достоянием всего народа.
2. Эльдар Рязанов – 504,2 млн зрителей
Годы: 1927 – 2015
Жанр: комедия
Самые популярные фильмы: «Служебный роман» – 58,4 млн, «Невероятные приключения итальянцев в России» – 49,2 млн, «Гусарская баллада» – 48,6 млн, «Карнавальная ночь» – 45,6 млн, «Девушка без адреса» – 36,5 млн.
Второй комедиограф, чье присутствие в топе было легко предсказать. Рязанов – полная противоположность Гайдаю: если первый предпочитал эксцентричную физическую комедию, то картины второго часто напоминали театральные постановки и снимались в закрытых помещениях.
Комедии Рязанова полны грусти и тоски, его обычные герои – потерянные интеллектуалы, маленькие люди без цели в жизни. А финалы фильмов часто трагичны: честный вор Юрий Деточкин оказывается в тюрьме, Женя Лукашин бросает возлюбленную, сотрудники института «Охраны животных от окружающей среды» готовы родину продать за гараж.
Парадокс в том, что при всей мрачности и интеллектуальности фильмы режиссера пользовались огромным успехом у зрителей. Более того, Рязанов точно занял бы первое место в этом топе, если бы «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «О бедном гусаре замолвите слово» вышли не только на ТВ, но и в кинотеатрах.
3. Иван Пырьев – 449,0 млн зрителей
Годы: 1901 – 1968
Жанры: комедия, мюзикл, драма
Самые популярные фильмы: «Кубанские казаки» – 40,6 млн, «Трактористы» – 37 млн, «Свинарка и пастух» – 36 млн, «Свет далекой звезды» – 35,1 млн, «Богатая невеста» – 34,2 млн.
Иван Пырьев – главный режиссер-функционер в истории нашего кино. Сейчас его имя практически забыто, но как раз благодаря деятельности режиссера появился великий советский послевоенный кинематограф.
Пырьев стал известным после музыкальных комедий времен «сталинского Голливуда»: «Кубанские казаки», «Трактористы», «Свинарка и пастух». Он использовал этот успех и поддержку власти для развития киноотрасли:
- добился создания профсоюза кинематографистов, расширяющего права работников кино;
- как директор крупнейшей советской киностудии «Мосфильма» развивал инфраструктуру кинопроизводства и внес огромный вклад в завершение периода «малокартинья»;
- поддерживал молодых режиссеров: защитил Гайдая от преследования властей после «Жениха с того света», убедил документалиста Рязанова снять «Карнавальную ночь».
Как это часто было в СССР, за слишком активную общественную деятельность Пырьева в 1960 году лишили большинства должностей. В последние 10 лет жизни режиссер снял лучшие экранизации Достоевского в истории мирового кино – «Идиот» и «Братья Карамазовы».
4. Сергей Герасимов – 300,7 млн зрителей
Годы: 1906 – 1985
Жанры: историческая драма, мелодрама
Самые популярные фильмы: «Тихий Дон» – 42,4 млн, «Молодая гвардия» – 39,5 млн, «Люди и звери» – 39,1 млн, «Любить человека» – 32,2 млн, «Журналист» – 27,5 млн.
Сергей Герасимов – представитель номенклатурных режиссеров. Его активно продвигала советская власть, а он снимал по госзаказу и поддерживал любую инициативу государства. Стартовала борьба с «буржуазным космополитизмом в киноискусстве» – и Герасимов тут же выступает с обличительным докладом против своего учителя Леонида Трауберга, которого обвиняет в формализме и сионизме.
Появилась в 60-е мода на европейское кино – Герасимов отправляется снимать в Европу: естественно, про загнивающий Запад, но с кадрами, сделанными под французскую новую волну.
Благодаря умению приспосабливаться, быть всегда актуальным и нужным властям, Герасимов стал долгожителем советского кинематографа. Он снимал успешные картины больше 50 лет – с начала 30-х до середины 80-х.
И конечно, именно Сергею Аполлинариевичу доверили экранизации двух важнейших коммунистических романов – «Тихого Дона» и «Молодой гвардии».
Кажется, родись Сергей Герасимов на 60 лет позже в США, он стал бы идеальным режиссером для киновселенной Marvel.
5. Александр Файнциммер – 291,2 млн зрителей
Годы: 1906 – 1982
Жанры: комедия, детектив
Самые популярные фильмы: «Трактир на Пятницкой» – 54,1 млн, «Овод» – 35,1 млн, «Девушка с гитарой» – 31,9 млн, «Пятьдесят на пятьдесят» – 31,9 млн, «Без права на ошибку» – 30,7 млн.
Успех фильмов Файнциммера связан с особой любовью советского зрителя к детективам и комедийным мелодрамам. Как бы вас ни убеждали критики, блогеры, политики в особом вкусе и образе мыслей советского человека, как минимум в кинопредпочтениях он очень похож на современную аудиторию.
Советский зритель любил фильмы популярных жанров: комедии, мелодрамы, детективы и боевики. Самый популярный фильм того периода – «Есения» (91,4 млн зрителей) – мексиканская мелодрама о любви цыганки и бравого офицера. На втором месте «Пираты ХХ века» (87,6 млн зрителей) – боевик, снятый по всем голливудским стандартам.
Александр Файнциммер как раз был мастером качественного жанрового кино: «Трактир на Пятницкой» – пример элегантного криминального детектива с крутым твистом в конце; «Девушка с гитарой» – классное романтическое кино о юношеской любви; «Овод» – культовая историко-приключенческая драма.
* * *
О советском кино есть много удивительных историй, которые я бы хотел вам рассказать. Так что если хотите больше таких материалов – ставьте лайки и пишите комментарии, шер, репост и вот это вот все.
А чтобы понять, насколько хорошо мы знаем советское кино, ответьте на вопрос в конце поста.