10 шикарных эксклюзивов провальных консолей. В них стоит поиграть хотя бы на эмуляторе
Когда меньше всего повезло с платформой.
За последние 50 лет было выпущено больше 150 игровых систем, без учета множества пиратских клонов наподобие Dendy. Какие-то консоли стали вечной классикой с десятками миллионов продаж и огромным вкладом в развитие индустрии, а о других забыли через пару лет после выхода.
Но даже «неудачники» не обходились без прекрасных игр: многие эксклюзивы провальных платформ не уступают конкурентам. Просто этим забытым шедеврам не повезло выйти на провальной консоли – у них не было шанса продаться большим тиражом и запомниться геймерам.
Время исправить ситуацию и рассказать о крутых играх с чудовищно провальных платформ.
Atari Jaguar
Год выпуска: 1993 г.
Компания: Atari Corporation
Продажи консоли: около 150 тыс. шт.
Atari – возможно, главное имя в истории видеоигр. Компания, по сути, создала рынок домашних консолей, став первым игровым гигантом – выпущенная в 1977 году Atari 2600 продалась более 30 млн копий. Крах Atari в 1983 году практически уничтожил зарождающуюся игровую индустрию и открыл американский рынок для японцев.
Через 10 лет под брендом Atari, принадлежащим уже другим владельцам, вышла последняя полноценная игровая консоль – Atari Jaguar, которая окончательно похоронила планы Make Atari Great Again.
Jaguar продвигалась как первая 64-разрядная игровая система, но из-за отсутствия доверия к бренду, высокой цены, неудобного геймпада и недостатка игр от сторонних разработчиков она вчистую проиграла борьбу гигантам предыдущего поколения – SNES и Sega Mega Drive/Genesis.
Игры
Alien vs Predator
Год: 1994 г.
Разработчик: Rebellion Developments
Продажи: 80 тысяч копий.
Жанр: шутер от первого лица
Тактический шутер, рассказывающий о нападении ксеноморфов на базу морских пехотинцев США был главным хитом Atari Jaguar и «единственной причиной купить провалившуюся консоль».
Alien vs Predator один из первых эксклюзивных консольных шутеров от первого лица, вышедший в один год с Zero Tolerance и покоривший игроков напряженной атмосферой, наличием трех компаний за разные стороны конфликта (Чужой, Хищник и морпех), стилистикой и элементами зарождающегося жанра survival horror.
Выйдя игра Rebellion на другой платформе она бы точно получила славу прародителя консольных шутеров наравне с уже упомянутой Zero Tolerance, GoldenEye 007 и Halo.
Tempest 2000
Год: 1994 г.
Разработчик: Atari Corporation, Llamasoft
Продажи: 30 тысяч копий.
Жанр: shoot’em up
Психоделический shoot’em up про сражения космических кораблей под техно. Tempest 2000 запомнился музыкой, скоростью боев, вариативностью и атмосферой. Журнал Next Generation писал: «Похоже, эта игра в одиночку сделала для репутации Atari больше, чем вся команда маркетинга, работавшая на нее последние пять лет».
Несмотря на множество наград от игры года для Atari Jaguar до включения в список 100 лучших игр всех времен от Game Informer в 2001 году, а также порты на многие актуальные платформы, Tempest 2000 так и остался нишевым и недооцененным бриллиантом.
3DO Interactive Multiplayer
Год выпуска: 1993 г.
Компания: The 3DO Company
Продажи консоли: около 2 млн шт.
У нас 3DO в первую очередь известна как издатель Heroes of Might and Magic III, но в середину 90-х компания основателя Electronic Arts Трипа Хокинса разработала собственную консоль. Правда, ее выпуском занимались другие компании, купившие технологию – Panasonic, Goldstar и Sanyo.
Одна из первых консолей пятого поколения и 32-разрядных игровых систем позиционировалась как развлечение для «настоящих взрослых ценителей» – в ее рекламе предлагалось забыть о детских SNES и Sega.
3DO страдала от нехватки эксклюзивов, что неудивительно, учитывая целых три независимых платформодержателя и малоге количество игр на CD-носителях. Главной же проблемой была парадоксально высокая цена «самой совершенной игровой системы во вселенной» в 600 долларов, при условии, что те же SNES и Sega Genesis стоили всего 199 долларов.
В итоге игровая система от 3DO продержалась на рынке всего три года.
Игры
Immercenary
Год: 1995 г.
Разработчик: Five Miles Out
Продажи: неизвестно
Жанр: шутер с элементами RPG
Несмотря на то, что основными хитами 3DO были мультиплатформенные игры – The Need for Speed, Super Street Fighter II Turbo, Wing Commander 3: Heart Of The Tiger – среди немногочисленных эксклюзивов были и заметные проекты.
Immercenary рассказывала странную даже для киберпанка историю о виртуальном мире, заложниками которого стало все человечество, безумных ученых и борьбе с искусственным интеллектом. Кроме сюжета игра выделялась атмосферой, некоторой иммерсивностью игрового процесса, саундтреком и визуальными эффектами, которые на тот момент могли обеспечить только игры на CD-дисках, и атмосферой. Инновационным было и внедрение в шутер RPG-механик.
Snow Job
Год: 1995 г.
Разработчик: Studio 3DO
Продажи: неизвестно
Жанр: квест
Игра о бывшем полицейском, который борется с преступниками на улицах нуарного Нью-Йорка. Несмотря на выход в «золотую эпоху квестов», Snow Job не стала столь же известна, как Full Throttle, Grim Fandango или Blade Runner – у нее даже собственной страницы на Википедии нет. Но это все равно одна из лучших игр жанра с отличными загадками, интерактивностью окружения, множеством видеовставок, нелинейным прохождением и атмосферой сложного, взрослого детективного расследования на удивление сильно перекликающимся с настроением Heavy Rain.
Sega Saturn
Год выпуска: 1994 г.
Компания: Sega
Продажи консоли: 9,5 млн шт.
Sega прошла удивительный путь на консольном рынке – всего за 5 лет компания смогла в одиночку свергнуть главного монополиста Nintendo, довести свои ежегодные прибыли до сотен миллионов долларов, стать одной из крупнейших японских корпораций в индустрии развлечений и… прекратить выпуск консолей после пяти лет неудач.
Sega Saturn была инновационнее и мощнее конкурентов, но сложная архитектура отпугнула сторонних разработчиков, а конфликт между японским и американским офисом мешал продвижению. Цена на 100 долларов выше, чем у PlayStation и всего 6 игр на старте вызывали скепсис у потребителей.
Со стоимостью консоли связан самый известный панч в истории игровой индустрии. На выставки Е3 1995 года Sega объявила, что стоимость Saturn будет 399 долларов, после чего на сцену вышел президент Sony Computer Entertainment Стив Рейс, произнес всего одну фразу: «299 долларов» и ушел под овации зала.
PlayStation попросту уничтожила Saturn.
Игры
Virtua Fighter и Virtua Fighter 2
Год: 1995 г. и 1996 г.
Разработчик: SEGA-AM2
Продажи: 1,9 млн и 1 млн
Жанр: файтинг
Sega Saturn ассоциируется с файтингами и гоночными симуляторами. Естественно, Virtua Fighter занимает особое место в библиотеке консоли не только потому, что это ее самая продаваемая игра, но из-за значимости франшизы для развития всего жанра.
Virtua Fighter это первый трехмерный файтинг с уникальной системой приемов и способностей, оказавший огромное влияние на последующие игры.
Журнал Next Generation назвал Virtua Fighter «возможно, самой значимой игрой» 1990-х годов. Сайт 1UP включил ее в список 50 самых важных игр всех времен.
Radiant Silvergun
Год: 1998 г.
Разработчик: Treasure
Продажи: 50 тыс.
Жанр: shoot’em up
Популярный в 80-е и начале 90-х жанр shoot’em up постепенно терял актуальность, пока не вышел Radiant Silvergun. Вновь космические сражения с ордами пришельцев, зашкаливающая сложность, нелинейное прохождение, бодрая музыка на фоне…Чтобы понять, насколько это была важная игра для индустрии, достаточно одного факта – несмотря на выход только в Японии ограниченным тиражом, она сразу же получила признание на западе, став объектом охоты коллекционеров.
Потрясающая графика, использующая все возможности Saturn, отличный сюжет со вставками аниме, уникальные для жанра механики. IGN назвал Radiant Silvergun «вехой в развитии шутеров» и в 2008 году признал его лучшим shoot’em up в истории.
SEGA Rally Championship
Год: 1995 г.
Разработчик: SEGA-AM3
Продажи: 1,1 млн
Жанр: гоночный симулятор
Гоночный симулятор, попавший на Sega Saturn прямиком из аркадных автоматов, поразил всех возможностями игрового движка, сочностью картинки и звука. В игре была реализована инновационная физика с корректным влиянием покрытия на управление, скорость и поведение машины. Rally Championship создал жанр раллийных автосимуляторов.
Правда, сама игра страдала от проблемы, характерных для большинства проектов на Saturn – нехватки контента. Всего несколько трасс и четыре доступных для игры автомобиля!
Nights into Dreams
Год: 1996 г.
Разработчик: Sonic Team
Продажи: более 300 тыс.
Жанр: платформер
Sega настолько плохо поддерживала Saturn, что на консоли так и не вышло большой игры про главного маскота компании – ежа «Соника».
Зато Sonic Team подарила миру другой великий платформер – Nights into Dreams, рассказывающий о приключениях брата и сестры в Мире Грез. Этот мир пытается поработить злой волшебник, желающий, чтобы люди видели только плохие сны.
Игра, вдохновленная работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, получила признание критиков и геймеров, став одним из важнейших платформеров 90-х благодаря уникальному визуальному стилю, атмосфере и иммерсивности геймплея.
Dreamcast
Год выпуска: 1998 г.
Компания: Sega
Объемы продажи консоли: 9,1 млн
Провал Saturn заставил Sega менять планы и экстренно выпускать консоль нового поколения, чтобы закрепиться на рынке раньше конкурентов. В этой спешке и вышел Dreamcast, первая консоль шестого поколения, появившаяся в продаже за два года до Playstation 2.
Несмотря на то, что компания учла предыдущие ошибки, относительную успешность на американском рынке и великолепные эксклюзивы, тренд на недоверие потребителей к продукции Sega переломить не удалось.
Когда Sony начала кампанию по продвижению PlayStation 2, обещая все мощности мира, стало ясно – дни Dreamcast сочтены. В 2001 году Sega навсегда ушла с консольного рынка.
Shenmue и Shenmue 2
Год: 2000 и 2001 г.
Разработчик: SEGA-AM2
Продажи: 1,1 млн и 100 тыся.
Жанр: адвенчура/РПГ/интерактивное кино
История о поисках Ре Хадзуки убийц своего отца – одна из самых известных и культовых игр, в которую никто не играл. Никто – это, конечно же, преувеличение: более миллиона проданных копий и неизвестное число скачиваний эмуляторов. Shenmue долгое время была самой дорогой игрой в истории – бюджет 75 млн долларов, она первой дала геймерам по-настоящему кинематографический опыт, популяризировала QTE и совместила в игровом процессе абсолютно противоположные элементы: боевку классического 3D-файтинга и дотошную симуляцию повседневности. Игра Ю Судзуки приобрела культовый статус для миллионов фанатов по всему миру.
Jet Set Radio
Год: 2000
Разработчик: Smilebit
Продажи: неизвестно
Жанр: экшен
Игра рассказывает о борьбе банды юных роллеров-графферов за контроль над Токио – еще один тайтл в бунтарском духе, принесшем успех Sega в начале 90-ых.
В Jet Set Radio были огромные городские локации, яркое окружение, музыка и ощущение абсолютной свободы. А еще она популяризировала использование сел-шейдинга в играх – способа стилизации изображения, имитирующего стиль комиксов и классической анимации.
Несмотря на низкие продажи из-за выхода в самом конце жизненного цикла Dreamcast, вокруг приключений роллеров-неформалов образовалось преданное фанатское сообщество, а многие независимые разработчики называли ее главным источником вдохновения.